Posted 6 июня 2006,, 15:41

Published 6 июня 2006,, 15:41

Modified 10 ноября 2022,, 19:09

Updated 10 ноября 2022,, 19:09

Мужские пачки. Хорошему танцору ничего не мешает

6 июня 2006, 15:41
На минувшей неделе в столице Башкирии выступил единственный в России фрик-балет. Труппу Валерия Михайловского, состоящую из одних мужчин, называют и революционной, и эпатажной.Как неоднократно отмечали критики, "уникальность этого коллектива в универсальности исполнительского мастерства танцовщиков — впервые в истории балета мужчины встали на пуанты и исполнили легендарные женские партии из классического балетного репертуара".
С 1977 по 1991 годы Валерий Михайловский был ведущим солистом Театра балета под руководством Бориса Эйфмана и первым исполнителем большинства балетов, поставленных Эйфманом. Свой собственный балет в начале девяностых Михайловский создал чуть ли не на спор:— Однажды я посмотрел одну из новоявленных балетных трупп, которые меня поразили архиплохим исполнением бедной классики. Я подумал: "Взять любого мужчину— танцовщика, с ним поработать, и он станцует не хуже тех балерин, которые танцевали в тот злополучный вечер!".Отсюда возникла мысль собрать труппу пародийного характера. В числе первых танцовщиков оказались артисты, знакомые Михайловскому по совместной работе. Свой балет создатель противопоставляет "голому", то есть обычному, смотреть который, по его мнению, очень неинтересно.— Ну не напрасно же Майя Плисецкая сказала: "Лучше всех танцую "Лебедя" Сен-Санса я. Но лучше меня — только Михайловский", — бесконечно любит повторять Валерий.Первое выступление коллектива состоялось на фестивале санкт-петербургских театров балета в Москве и произвело сенсацию. Причем сразу после этого балет отправился в гастрольный тур по Сибири, Поволжью и Уралу, что многим показалось очень рискованным. Далеко не везде на труппу реагировали однозначно. Многие не могут ни принять, ни понять ее и теперь, когда заслуженный артист России Валерий Михайловский руководит государственной труппой своего имени.В Уфу артисты привезли программу из двух отделений. В первом мужской балет показал хореографическую композицию Валерия Михайловского "Homo ecce" ("Человек, как он есть"). Композиция составлена из номеров современных балетмейстеров, в частности, Бориса Эйфмана и самого Михайловского, на музыку Синка, Вангелиса, Баха и японскую традиционную музыку. Второе отделение — "Ах, эти шедевры!" ("И в шутку, и всерьез") — дивертисмент из классических номеров и балетов мировой хореографии: вариация Китри из балета "Дон Кихот", вариация из балета "Раймонда", па-де-де из балетов "Сильфида", "Эсмеральда" и других.Пришедшие на программу профессиональные балерины из уфимского театра оперы и балета были поражены и восхищены талантом михайловских балерунов, которые блестяще владеют пальцевой техникой. Немногие критически настроенные зрители, видимо, случайно забредшие в ДК "Юбилейный", удалились после балетного представления с чувством раздражения и брезгливости. Артисты, в начале танцующие в стрингах, а во втором отделении в пачках и на пуантах, не показались ханжам ни потешными, ни профессиональными. Однако любителей подобного нестандартного зрелища намного больше: балет с большим успехом гастролирует по России. Популярна труппа и на Западе, где, похоже, рады видеть русский балет во всех его проявлениях. Хотя за границей есть свои "мужественные" балерины: в Нью-Йорке существует мужской Балет Трокадеро де Монте-Карло, где в пачки влезают темнокожие атлеты.Михайловский очень не любит сравнения своего балета с заокеанским:— То, что они делают, — это совсем другое. Их программы — это грубая, порой вульгарная пародия на классический танец. Все это рассчитано на публику баров и ресторанов. Мы тоже пародируем балет, но делаем это тонко и профессионально. При этом у наших ребят все как у настоящих балерин — парики, ресницы, румяна.Правда, и с непомерно пышными ресницами, и свекольных расцветок румянами танцоры явно перебарщивают. Сегодня некогда культурные революционеры, к сожалению, все больше ударяются в пародию, поскольку это лучше воспринимается публикой. Артисты самозабвенно заигрывают с залом: корчат гримасы во время танца и забываются в манерных реверансах. Ужимки и прыжки на потребу публике не остаются незамеченными: народ хохочет и устраивает небывалые овации волосатоногим и плоскогрудым балеринам.Ашир МУРАДОВ.
"