Хиппи энд. Гарик Сукачев открыл звезду по имени Солнце

Хиппи энд. Гарик Сукачев открыл звезду по имени Солнце

7 апреля 2010, 01:55
Культура
На минувшей неделе в столице Башкирии состоялся предпремьерный показ новой картины Гарика Сукачева «Дом солнца», который организовала телекомпания «Вся Уфа». Это третья картина рокера после «Кризиса среднего возраста» и «Праздника». А работать над ней он начал четыре года назад. Если Тодоровский снял кино о стилягах, то Сукачев решил рассказать о хиппи 70-х. В основе фильма - написанная еще в начале 90-х повесть Ивана Охлобыстина «Дом восходящего солнца». К слову сказать, в фильме засветился автор повести в роли лектора. В картине на подсобных ролях и другие режиссерские друзья-приятели Михаил Ефремов и Никита Высоцкий.

Отмытые волосатики

 

Когда шел на премьеру, знал лишь, что фильм о хиппи, и ожидания были не самые лучшие. И чего этот рокер лезет в режиссеры? Музыку бы лучше подправил, поэтикой новых песен удивил. А то, как не нравилось его основное творчество раньше, так не цепляет и сейчас, за исключением, конечно, нескольких песен. Одновременно и чего-то грязненького ждал от этого кино, грубого и неказистого. Ведь сейчас хиппи - это крайне странный и вымирающий вид. Над ними только ленивый не поизмывался. Цветы, тусовки, курительная травка, песни за мир, которые ни к какому миру, конечно же, не приводят. Все эти фенечки, немытые волосы, свободный секс с ненормальными на голову и, часто, на внешность девицами – некая странность, не более того.

Но после фильма Сукачева испытываешь поэтическое головокружение, и жизнь сразу расцветает новыми красками. Не совсем яркими, ведь в фильме немало грусти, а финал и вовсе трагичный. Откуда в Гарике столько чистой поэзии, любви, доброты? Неужели хранил где-то в себе и смог вдруг выдать, прорвав оболочку своего образа: кепка, серьги, неизменная сигарета в зубах. Поразил, ей Богу поразил, бродяга…

Над сценарием работало сразу три автора - Иван Охлобыстин, Гарик Сукачев и Наталья Павловская. И ребенок у трех нянек вырос с двумя очень красивыми светлыми глазами цвета моря, на котором часть событий и происходит. «Напои меня водой твоей любви». Эти красивые и самые известные строки сукачевского творчества очень подходят к фильму. В центре любовь двух разных по опыту и мировоззрению людей. И они упиваются своими чувствами, невзирая ни на какие запреты и проблемы. Главный герой картины – хиппарь Солнце (светловолосый и долговязый Станислав Рядинский), в которого влюбляется дочка номенклатурного работника Саша (худосочная красавица Светлана Иванова). Эта связь уводит ее из привычного круга: она бросает перспективного жениха, впервые попадает на полулегальный рок-концерт, тусуется на квартире у художника, где собирается свободомыслящая творческая элита, а вместо поездки в Болгарию отправляется вместе с компанией хиппарей в Крым.

Опять мы видим отличный прием с привлечением двух молодых непримелькавшихся актеров, далеко не звезд. Но чтобы сыграть свежих, новых людей, популярные актеры и не нужны.

Солнце – это не только главный персонаж фильма. Вокруг него, как вокруг астрономической звезды, все вращается. Он то заходит, то всходит: приходит к людям, чтобы их согреть. Ему хочется и учить, и помогать, и быть легендой, ведь когда у людей нет легенды, им тяжело. В этом смысле тут можно проследить даже некие параллели с Иисусом Христом. Хотя, конечно, Солнце – не Бог. Он человек, причем человек с трагической судьбой. Некоторое время в лучах Солнца нежится его возлюбленная, но ее счастье будет хотя и светлым, но недолгим. Она – девушка-ребенок, этакий чистый ангел, бросившийся с головой в любовь и вольную жизнь. Как и большинство положительных персонажей фильма, она – светлый, яркий и неповторимый человек.

 

Хиппари и стиляги

 

Атмосфера середины 70-х, реалистичная история в фильме – очень простые и сильные приемы. Очень многие помнят те годы, когда передовая молодежь понимала, что советская идеология – это чушь, а творческая свобода уже шла с Запада в песнях и искусстве. Режим с такими свободными птицами, конечно же, боролся, но не в лагеря ссылал лес валить, а засаживал в психиатрические лечебницы.

У главных героев картины есть реальные прототипы, о судьбе которых можно прочитать перед финальными титрами и задуматься над безжалостным ходом судьбы.

Атмосфера воссоздана авторами блестяще. При небольшом бюджете получилось все очень реалистично: одежда, туфли, прически, макияж, автомобили, пластинки, копеечное мороженое, «дубовые» электрогитары, флакончики с духами тех лет. И все это показано не серым и душным, а ярким и солнечным.

В одном из интервью Гарик Сукачев сказал, что его фильм отличается от «Стиляг», где тоже затрагивалась тема запретов в советском обществе. По мнению режиссера, стиляги не были молодежным течением, это были дети из обеспеченных советских номенклатурных семей. Они могли себе позволить ходить в дорогие рестораны, жить в высотке на Котельнической набережной и прожигать жизнь, пока их родители были заняты самими собой. А первым настоящим движением молодежи были хиппи. Сукачев сказал, что ему было важно показать, что быть хиппи мог любой человек, из любого социального слоя, из любой семьи.

Хиппи в этом фильме не совсем такие, какими мы привыкли их видеть. Это лучшие из них. Они не идеализированы автором полностью, но все же избавлены автором от некоторых недостатков. Частные характеры персонажей подчинены здесь общей светлой идее.

Наркота тут бьет только по одному персонажу - чилийскому пареньку, живущему с советскими хиппи. Проделки главных героев выглядят как невинные шалости. Они кажутся нам не мелкими хулиганами и преступниками, а беззаботными живыми и яркими бунтарями. Даже пьют очень красиво и без тяжелых последствий.

Песни тех лет придают картине особый звенящий «аромат», который обволакивает с первых звуков. Классика западной музыки, обработки тем начала 70-х в исполнении современных российских рок-групп. Заглавная композиция фильма про «Дом солнца» – это, конечно же, классическая американская баллада The House of the Rising Sun («Дом восходящего солнца»). Она у Сукачева обретает новый смысл. У его главного героя есть свой секретный дом в горах, но дом, в отличие от баллады, любимый и легендарный, попасть в который мечтают многие.

Музыка и декорации органично вплетены в картину и только усиливают присутствие духа свободы, который в те годы пьянил головы молодежи. Кровавых революций они не устраивали, но их музыка и стиль жизни были тогда маленькими личностными бунтами против душной советской идеологии.

Что можно противопоставить машине, перемалывающей людей? Яркую жизнь, свободу, любовь, честность, внимание к другим, заботу, сострадание - то есть человечность. Это все есть в четко прорисованных персонажах картины.

 

Дети цветов

 

Вообще, все актеры создали в фильме запоминающиеся и живые образы. Вроде бы не так уж и много времени на экране проводят, а в душу западают. Вот юркий Малой (Иван Стебунов) избит быдло-дембелями пограничниками до полусмерти, но радуется тому, что жив остался. Вот независимая и мудрая Герда (Дарья Мороз) спасает от передозировки любимого. Скелет (Кирилл Поликашин) – еще один колоритный персонаж. Сухой, добродушный, необычный, один из ярких представителей тех лет. Алексей Горбунов у Михалкова в «12» играл директора кладбища, а теперь ему досталась более творческая специальность. Он талантливый художник, которым недовольна система. Жену художника играет сама Чулпан Хаматова. У нее небольшая, но яркая роль. Нина Русланова играет крымскую гадалку, у которой поселяются приехавшие к морю хиппи. Персонаж у маститой актрисы получился очень яркий и крепкий на словцо. Есть и еще три маленьких хитовых женских роли: Евдокия Германова, блистательно сыгравшая в эпизоде руководителя тургруппы, Анна Цуканова, изобразившая пионерку с подпольной кличкой Баба Беда, которая создала радиостанцию с запрещенной западной музыкой, и Татьяна Агафонова, сыгравшая ее маму, полковника милиции. Их комедийные персонажи очень повеселили зрителя.

На этот раз мы видим и особенный ход с актерами. Дети играют своих молодых отцов, которые в середине 70-х были начинающими рок-музыкантами. Хиппи попадают на самый первый концерт «Машины времени», на котором эту группу вяжет милиция! В этой сцене Андрея Макаревича, который перед выходом на сцену придумывает название своей группе, сыграл его сын Иван, а роль Евгения Маргулиса исполнил его сын Данила. Макаревич-младший очень похож на папку и по энергетике, и по знаменитой улыбке. Замечательная сцена получилась. Вы только представьте: это были те времена, когда русский рок только начинал зарождаться.

Возникает в картине и Владимир Высоцкий, которого сыграл сам режиссер. Правда, зритель видит лишь его темный силуэт. Вроде бы, одна небольшая сцена, а в ней уже и несокрушимая глыбина этого человека чувствуется, и его добродушие. Кстати, сын Высоцкого в этой картине тоже сыграл. Адмирала Черноморского флота, папу Солнца. Отца, который своего сына любит, но не может понять.

Основная мысль в том, что фильм этот уже совершенно не о хиппи и не о том времени. И с тем, и с другим в картине все в порядке, но главная тема – все же любовь, свобода, умение наслаждаться каждой минутой жизни. Герои тут умеют любить по-настоящему. И если вы действительно любите свою девушку или парня, то обязательно сходите на этот фильм вместе. После картины вы посмотрите друг на друга по-новому, станете гораздо ближе, а может быть, в вашей общей жизни произойдут какие-то другие перемены. Может, даже решите свой «Дом солнца» построить.

Понятно, что я не призываю всех податься в хиппи. Но если есть разум, то в свою обыденную жизнь можно привнести очень многое из этой ленты. И это все будет позитивным, греющим, теплым и светлым.

Евгений КОРНИЦЫН.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter