Posted 5 июня 2012,, 13:50

Published 5 июня 2012,, 13:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

Юрий Григорович: «Уфимская труппа танцует «Корсара» с хорошим настроением»

5 июня 2012, 13:50
[видео] Традиционный Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, который проходит в столице Башкирии 18-й раз, открылся на минувшей неделе балетом Адольфа Адана «Корсар» в постановке Юрия Григоровича. Мэтр уже в пятый раз работает на уфимской сцене – почти два десятилетия назад были поставлены «Тщетная предосторожность», «Дон Кихот», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Спектакли стали визитной карточкой театра и остаются образцами классического балета. Счастливая судьба, несомненно, ожидает и новую работу легендарного постановщика.

Неузнаваемый «Корсар»

- Очень приятно быть в этом зале, зная, что здесь собрались истинные знатоки, ценители великого искусства, имя которому – балет, - отметил на церемонии открытия фестиваля президент республики. - И вдвойне приятно, что с нами на этом празднике Юрий Николаевич Григорович – народный артист Башкирии.

По словам Рустэма Хамитова, он вышел на сцену лишь для того, чтобы «поблагодарить этого великого человека, замечательного мастера, который принес в культуру Башкирии великолепные постановки».

- Он много работал в 90-е годы, много работает сейчас, ставя новый балет, и мы надеемся, что наше сотрудничество продолжится, - сказал глава региона. - Мы, безусловно, мечтаем поставить спектакль «Спартак».

Примечательно, что именно Григорович, гастролируя в 1993 году в столице Башкирии с именной труппой, предложил проводить в театре, где Рудольф Нуреев делал первые шаги к славе, фестиваль, посвященный его памяти.

- Уфимская труппа хорошо танцует, с хорошим настроением, - отметил хореограф Большого театра. - В башкирском театре три состава, есть молодые солисты. Я получил удовольствие от работы с труппой.

Худрук башкирской оперы Рустэм Сабитов признается, что московская жесткая хватка творческой группы пошла уфимским танцорам только на пользу.

- Хореографы так натренировали наш коллектив, что он теперь находится в очень бодром состоянии, - сказал он. – Я даже не ожидал, что для танцоров будет столь полезно работать в отрыв.

Ассистент легендарного хореографа Олег Рачковский рассказал, что еще в процессе работы, на которую ушел год, понимал – этот «Корсар» не будет похож на прежние. Ему есть с чем сравнивать, ведь этот балет коллектив ставил уже несколько раз.

- Но оказалось, что это и вовсе лучший вариант, который мы ставили, - признался он. – Юрию Григоровичу удалось, сохранив классику, поставить собственную версию. При этом для такого балета нужна очень сильная труппа, а в Уфе нам удалось поработать и с блестящими солистами, и с замечательным кордебалетом.

В том, что уфимский «Корсар» Григоровича удался лучше всех других версий, уверен и художник-постановщик Николай Шаронов, которому также не единожды приходилось работать над этой постановкой.

- Вся изюминка балета в том, что удивительным образом совпало много важных моментов, и не было провалов в работе, - сказал Николай Юрьевич. – А ведь удастся должно все: живопись, танец и музыка, упакованные в цельную форму, и рождают высокое искусство. К примеру, я с удивлением узнал, что в Уфе есть художники, которые умеют расписывать ткани. В Москве и в Питере их уже не найти – а тут мы просто покупали в магазинах ткани и получали совершенно уникальные декорации.

К слову, после реконструкции Большого театра для премьерной постановки «Спящей красавицы» Юрия Григоровича художнику Шаронову приходилось заказывать декорации в Италии, где, кстати, тоже не густо с подобными специалистами.

А худрук балетной труппы, народная артистка России и Башкирии Леонора Куватова признается, что как профессионалу ей понравился энтузиазм и работоспособность труппы, а как зрителю версия балета пришлась по нраву за «особый тонкий юмор».

«Рудик стойко переносил унизительные неудобства»

Балет «Корсар» в уфимском варианте - трехактный, с прологом и эпилогом. Юрий Григорович включил в него картину «Оживленный сад», специально разработанную Мариусом Петипа на музыку Лео Делиба. Приехавшая на фестиваль из Питера балетный критик Ольга Розанова дала свою профессиональную оценку этой части балета.

- Сцена в «Оживленном саду» - это апофеоз женского классического танца, - сказала Ольга Ивановна. – Соглашусь, что в постановке немало юмора, и сама она довольно экзотична. В ней есть и предательство, и подвиги, эдакий авантюрно-приключенческий спектакль, в котором бессмысленно искать Байрона, по поэме которого написано либретто. Но главное здесь даже не действие, а характеры героев – очень много замечательных актерских работ, которые нельзя не оценить.

Ольга Розанова знала Нуреева лично, учась с ним вместе в Ленинградском хореографическом училище.

- Он рассказал, что захотел заниматься балетом, когда его мама впервые привела в уфимский театр, - вспоминает она. – Я была в башкирской столице почти пятьдесят лет назад – теперь здесь все по-другому. Но и в сегодняшней просторной солнечной Уфе улавливается что-то в воздухе, что отложилось в характере Рудольфа. Сам он всегда говорил, что в жилах его течет татарская кровь, но вырос в Башкирии – он очень сильный акцент делал именно на этом.

Розанова теперь с улыбкой вспоминает, в каких условиях приходилось жить тогдашним студентам.

- Наши кухни и душевые были маленьким адом, - рассказывает она. – Но Рудик наравне с остальными очень стойко переносил все те унизительные неудобства. А еще у нас был рояль – он стоял в жуткой комнатке. Так вот Рудольф очень любил музыку и мог часами играть на нем при свете висящей тусклой лампочки.

В этом году фестиваль проходит в рамках программы «Культурная Олимпиада «Сочи-2014», посвятившей этот сезон своей работы музыке. В программе заявлены самые авторитетные и признанные не только в стране, но и в мире культурные мероприятия, оценить которые через два года смогут тысячи туристов.

Чиновники микульта, также приехавшие на открытие фестиваля из Москвы, в один голос твердят, что Нуреевский праздник танца как ни какой другой действительно привязан к артисту.

- Репертуар спектаклей на фестивале всегда непременно связан с Рудольфом Хаметовичем, - отметил представитель российского минкульта Ярослав Седов. – А труппа, в которой много воспитанников питерской школы, держит высокую планку исполнения балетов, в которых танцевал сам Нуреев и очень любил.

Действительно, в программе фестиваля вновь постановки, в которых танцевал артист: «Жизель», «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и «Баядерка», один из любимых спектаклей Нуреева. На сцену вышли солисты Мариинского и Большого театров, Венской государственной оперы и Национальной оперы Украины имени Шевченко. Также публике представили два гала-концерта. В первом участвовали звезды российского балета, а также молодые дарования, победившие на международных конкурсах. А завершится фестиваль гала-концертом, который соберет мировых знаменитостей балета и солистов башкирского театра.

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"