Posted 5 мая 2013,, 14:37

Published 5 мая 2013,, 14:37

Modified 10 ноября 2022,, 18:50

Updated 10 ноября 2022,, 18:50

Режиссер Сэм Рэйми: «История про волшебника Оза в каждой стране своя»

5 мая 2013, 14:37
Сэм Рэйми начинал свою карьеру со «Зловещих мертвецов» и «Армии тьмы», продолжил «Человеком тьмы». На рубеже веков Рэйми поддался моде на мистические триллеры и сделал леденящий фильм о ясновидении «Дар». Постановщик добился признания голливудских магнатов, создавая часть за частью «Человека-паука», основал собственную компанию, специализирующуюся на фильмах ужасов. Последней работой режиссера неожиданно стал сказочный блокбастер Disney «Оз: Великий и ужасный».

- Как после жанра ужасов вы вдруг занялись сказкой? – интересуемся у постановщика.

- Знаете, сказку делать очень интересно. К тому же это большая честь для меня – заниматься таким проектом. Ведь сказка – это большая ответственность: я знаю, что мой фильм увидят дети, это лента для семейного просмотра. Так что я ответственен за то, чтобы история, которую я рассказываю, была «правильной» с моральной точки зрения. Мне вообще кажется, что история должна улучшать человека. Любовь должна побеждать все и всегда. И в центре любой истории непременно должен быть хороший урок. Мораль «Оза» проста: лучше хотеть быть хорошим человеком, нежели великим.

- К любимым ужастикам вы возвратились не так давно, сняв перед «Озом» «Затащи меня в ад»…

- Мне очень нравятся ужастики. Люблю приходить в кинотеатр и чувствовать, как в зрителях рождается напряжение, как они напрягаются все больше и больше, ожидая, что вот сейчас будет страшный момент. Как режиссер я обожаю нагнетать атмосферу таким образом, но при этом поступаю хитро, словно проказник, прячущийся за углом и хихикающий: «Сейчас тут что-то будет!». Трюк в том, что «подготовка» проходит — а момент испуга не наступает. Зрители уже удивленно расслабляется, и тогда я вставляю страшный кусок. О, как они кричат после этого! Вообще, мне кажется, что в любой стране есть своё время, когда там делаются хорошие ужастики. У итальянцев это были 70-е годы, Роман Полански прекрасно пугал в 60-70-е, а «Носферату», немецкий экспрессионизм — это ведь вообще 20-е. И уверен, у вас в России тоже есть свои мастера этого жанра. Я видел «Ночной дозор» - это великолепная картина. Может, она знаменует начало русской эры хоррора?..

- Знаете, что в России есть своя версия сказки о волшебнике Изумрудного города?

- Я даже знаю, что русские версии во многом совпадают с первыми тремя книгами Фрэнка Баума, но потом уже отходят от основного сюжета, увеличивая в повествовании элемент сатиры. В каждой стране, куда я приезжаю, мне говорят, насколько важны там эти истории. Но ведь они важны и для меня, и для Америки - это одна из самых эмоционально заряженных историй, которые имеются в нашей литературе. Кроме того, говорят, что это вообще первая настоящая американская сказка.

- В чем ее популярность?

- Всеобщая любовь к ней, мне кажется, объясняется не только тем, что действие происходит в фантастической стране, секрет тут еще и в вызываемых чувствах. Это история о том, как человек находит сам себя, становится цельным. По ходу своего путешествия он обретает друзей и все, что нужно любому, чтобы стать счастливым. И становится ясно, что всё это уже есть в нас самих - нам лишь необходимо это найти. Вот именно этот момент мощно работает во всех культурах, во всех странах.

- Почему картина начинается с черно-белого пролога?

- Мы специально хотели воссоздать такой старомодный стиль, но это не только дань уважения былым картинам. Нам было важно визуально показать момент перехода из одного мира в другой – когда расширяется кадр, монтаж перестает «мельтешить», увеличивается глубина резкости, что особенно заметно в 3D. Зрители должны начать путешествие вместе с персонажами фильма, попав внутрь этой истории. И вот почему была так важна «старинная» стилистика в начале фильма.

- Как получилось, что главную роль получил Джеймс Франко? На нее претендовал и Джонни Депп…

- Я действительно говорил с Джонни Деппом, но он не заинтересовался этим фильмом, потому что был занят в другом проекте. Франко же я знаю на протяжении многих лет, он снимался в «Человеке-пауке», у нас сложились хорошие отношения. Для режиссера очень важно иметь контакт с актерами: съемочный процесс - это бесконечный поиск истины. Когда публика смотрит фильм, она понимает, где правда, а где - нет.

- Больше всего в фильме досталось героине Милы Кунис. Сначала она добрая ведьма в человечьем обличье, а потом - злая, с жутким гримом.

- Мне одинаково нравится и то, и другое. Ее история в целом. И когда она ужасающая, и когда она простодушная влюбленная. Грим занимал четыре часа каждый день, ей было жарко и неудобно, но она никогда не жаловалась.

- Не возникало ли творческих разногласий с продюсерами?

- Например, продюсеры не хотели, чтобы Оз был таким уж бабником в первой же сцене: «Сэм, людям не понравится такой персонаж, сразу видно, что это плут и мошенник». Но нам это и было нужно — показать, что он эгоист, не уважающий друзей, создающий ложное о себе представление и имеющий весьма низкие моральные качества. Он хочет добиться величия, но не может для этого открыть свое сердце и душу. Для того ему и следует пройти весь этот путь, чтобы найти настоящего себя и измениться. Веря, что это произойдет, люди не оставят героя и будут ему сопереживать. Они будут ждать, когда он искупит свою вину – на чем, собственно, и строится наша история.

- Почему с недавнего времени Голливуд повторяет одни и те же истории?

- Это правда, но это ведь совершенно не новая тенденция. То же самое было и во времена немого кино – уже тогда ремейки делали каждые восемь лет. Появились звуковые фильмы – снова стали переснимать то же самое. Через пятнадцать лет все повторялось – и на экраны выходила еще одна версия того же сюжета. В наши дни цикл просто заметно ускорился – мы гораздо быстрее поглощаем предназначающийся нам материал и перерабатываем его. Хотя у нас есть теперь DVD, кабельное телевидение – и старые фильмы можно посмотреть в любое время. Но дело в том, что рассказывание историй – это то, что свойственно человеку в принципе.

- Многих интересует вопрос, будет ли у «Оза» продолжение?

- Сейчас у меня нет никаких конкретных планов насчет продолжения. Решение насчет сиквела принимать будет Disney. Я же сам всегда стараюсь сделать историю так, чтобы зрители в любом случае оказались удовлетворены увиденным. Но чтобы при этом и было бы кое-что еще недосказанное. Нужен простор для воображения, чтобы можно было самому допридумывать, что бы там могло еще произойти в дальнейшем.

"