Дошли до лампочки. В новой постановке Башдрамы поют, танцуют и показывают фокусы

Дошли до лампочки. В новой постановке Башдрамы поют, танцуют и показывают фокусы

5 апреля 2010, 02:02
Культура
На малой сцене театра состоялась премьера спектакля «Доброе утро, Энид!» по пьесе известного американского режиссера Вуди Аллена «Парящая лампочка». Постановку осуществила Наркас Искандарова. Режиссер родилась в Уфе, училась в столице, ныне трудится в Новом московском драматическом театре, а на родину вернулась по приглашению главрежа башкирского театра драмы Айрата Абушахманова.

Спектакль рассказывает о среднестатистической американской семье Поллак, которая едва сводит концы с концами. Глава семьи Макс (Алмас Амиров), работающий официантом, изменяет жене с молоденькой Бэтти (Айсылу Юмагулова), тратит на любовницу все деньги, не вылезает из долгов, а домой приносит жалкие гроши.

Один из его сыновей - 13-летний Стив (Артур Кабиров) – отказывается ходить в школу, предпочитая пропадать в компании друзей на улице или валяться дома и слушать музыку. Старший - 16-летний аутист Пол (Урал Аминов) – не желает общаться с внешним миром: он не покидает квартиры, часами сидит над набором юного фокусника и отбивается от брата-пакостника, который не перестает его задирать. Иллюзия – смысл жизни закомплексованного и нелюдимого парня, который стесняется и своих очков, и заикания. Изо дня в день он исступленно репетирует магические номера: соединяет и разъединяет железные кольца, колдует над карточной колодой и заставляет парить лампочку. Мать семейства Энид (Эльвира Юнусова), глядючи на все это безобразие, крепится из последних сил, чтобы не разрушить семью, от которой, впрочем, осталась одна видимость. Дама позволяет себе лишь маленькую слабость: время от времени подливает себе горячительного, чтобы забыть о нищете, лживом муже и проблемах с детьми, которых ничего хорошего в этой жизни не ждет. Внезапно у нее появляется надежда выбраться из этого убогого положения. Актерский менеджер Джерри Уэкслера (Хамит Яруллин) регулярно навещает мать, живущую по соседству с семьей Поллак, и Энид удается зазвать агента, чтобы тот оценил талант ее сына-фокусника. Ходят слухи, что Джерри сотрудничал с самим Пресли, короче, не последний человек в шоу-бизнесе.

Отчаявшаяся женщина надеется, что Пол станет звездой, и семья больше не будет нуждаться в деньгах. Все герои пьесы Аллена настолько неудачливы, что начинаешь понимать: ничего хорошего им уже не светит, и парящая лампочка помочь тут не в состоянии. Так и оказывается. Пол, выступающий с дурацким тюрбаном на голове, кастинг проваливает: волнующемуся парню не удается ни один из фокусов, а потом он и вовсе скрывается в туалете, держась за живот. Да и мистер Уэкслер оказывается вовсе не открывателем новых имен, как о нем все думают. Работает он с неизвестными актерами, мучается от язвы и мечтает о личной жизни, которой всегда мешала работа. И хотя гость вынес доморощенному факиру неутешительный приговор, но уходить не торопится: внезапно Джерри почувствовал в Энид родственную душу. Казалось бы, вот тебе и счастливый финал, но и тут Аллен обманывает зрительские ожидания. Когда дело доходит до поцелуев, возвращается муж. Уэкслер ретируется, а Энид совершает поступок, на который у нее никогда не хватало решимости: она указывает неверному супругу на дверь. Для пущей убедительности выхватывает у Макса пистолет, который тот постоянно носит с собой, и палит из него в воздух.  

- Концовка - это единственное, что я изменила: пистолет, который фигурирует в пьесе, все-таки выстреливает, - признается режиссер спектакля Наркас Искандарова. - Получился эдакий чеховский финал. Я это сделала для того, чтобы показать боль Энид и поставить многоточие. Заглавная фраза «Доброе утро, Энид» так и не произносится, но зритель должен понять, что для несчастной женщины наступает новый день, она сумет жить дальше, подняться выше и выбраться из материальных затруднений.

- Судьба Энид схожа с судьбами большинства женщин, потому вжиться в роль было нетрудно, - отметила исполнительница главной роли Эльвира Юнусова.

В финале спектакля актеры поют и танцуют. Балетмейстером выступила москвичка Анна Меловатская, а учителем по вокалу – уфимская джазвумен Ирина Остин. Урал Аминов, демонстрирующий весь спектакль магические трюки, с фокусами столкнулся не в первый раз. В щепкинском училище, которое закончил актер, его первым этюдом стал «Фокусник». А на четвертом курсе в дипломном спектакле «Дон Жуан» Урал играл слугу, который владел искусством иллюзии. Волшебным трюкам актера обучал уфимский фокусник Радик Исмагилов, который показал исполнителю несложные, но эффектные номера. И в финале спектакля Пол, который так и не станет звездой шоу-бизнеса, продолжает репетировать у себя на кровати фокус с парящей лампочкой.

Ашир МУРАДОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter