Арт-крыса. Серый грызун стал участником уфимского спектакля

Арт-крыса. Серый грызун стал участником уфимского спектакля

5 апреля 2009, 20:58
Культура
Выпускники театрального факультета Уфимской академия искусств – учащиеся русской группы Молодежного театра Башкирии – выступили на сцене учебного театра с дипломным спектаклем. Студенты долго выбирали пьесу, но в итоге решили замахнуться на самого Достоевского.

Конечно, весь роман «Братья Карамазовы» невозможно вместить даже в три часа сценического времени. Потому произведение классика в версии молодых актеров вышло с некоторыми купюрами. А поскольку на курсе с парнями-актерами дефицит – здесь их всего пятеро – некоторые мужские роли исполнили девушки, которых на три творческие единицы больше. Но зрителей, заполнивших учебный театр училища, удивило вовсе не это. Чертова дюжина студенческой группы была разбавлена 14-ым актером. Правда, появляясь на сцене, он не произносит ни одного слова. Но сложно ждать выученной роли от… крысы, пусть даже очень домашней. Сделать из своего питомца – самца Фаины – актера пришло в голову одному из студентов – Алексею Трунову.

- Фаина живет в одной из наших аудиторий уже полгода, - рассказывает Алексей. – Со своей «супругой» они уже успели наплодить потомство – 12 крысят. Так что на сцене появляется солидный отец семейства. Райдер у нашего дебютанта еще не появился, но мы постарались создать для молодой  «звезды» все необходимые условия – завели, например, отдельную «гримерку» - клетку за 400 рублей.        

Студент планировал ввести нового актера еще в предыдущую постановку – спектакль «Мирандолина», но крыса появилась лишь в «Братьях Карамазовых» - на это дала добро худрук курса Тансулпан Бабичева.

- С Фаиной в руках на сцене появляется мой герой – Федор Павлович Карамазов, - продолжает Алексей. – Это развратный и похотливый старик, износившийся от любовных похождений. «В скверне-то слаще: все ее ругают, а все в ней живут, только все тайком, а я открыто», - говорит он. Его тело почти разрушено, душа бессильна и мятежна, а бесконечные запои лишают его твердого разума. Крыса необходима для того, чтобы сделать образ более объемным и усилить его отвратительность.

Студенту это более чем удалось. При виде голохвостого грызуна особо впечатлительные барышни вжимаются в кресла, начинают тихо повизгивать, но зал не покидают, стоически переносят неприятные ощущения. До появления перед публикой крыса преспокойно спит в одном из ящиков декорационного комода, а на сцене Фаина ведет себя очень дисциплинировано – знай себе сидит на плече Федора Карамазова или бегает по столу, подъедает за актерами винегрет и хлеб в застольной сцене.

- Но животное – есть животное, потому ждать от него хороших манер не приходиться, - улыбается студент. - И наш серый актер – не исключение. Фаина непременно оставит на столе продукты своей жизнедеятельности. Однокурсницы морщатся и просят меня все это быстро прибрать. Были случаи, когда он спрыгивал со стола, но зрителям беспокоиться не о чем – дальше сцены крысы не убегала.       

После нескольких спектаклей молодые актеры не представляют постановку без участия грызуна – он стал полноправным участником действа. И конечно он отправится со студенческой труппой в Ярославль на фестиваль театральных школ, а позже на сцене питерского музея Достоевского, где выпускники уфимской академии покажут свою версию последнего романа писателя.

Дмитрий СТЕКОЛЬ.   

 

Между тем,

Перещеголять однокурсников решили учащиеся башкирской группы Молодежного театра. В дипломном спектакле «Два берега бытия» по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство» студенты задействовали двух белых голубей. Самочку с подбитым крылом ребята нашли в парке им. Аксакова и выходили, а пару для нее подарил один из уфимских заводчиков голубей.  

А из всех уфимских театров вывести на сцену животное отважились лишь в Русской драме. И не кого-нибудь, а жеребца. 18 лет назад здесь шел спектакль «Эквус» по пьесе Питера Шэффера. В постановке режиссера из Татарии Алексея Ларичева главную роль – Алана Стрэнга - исполнил 21-летний дебютант Юрий Терешкин. По сюжету пьесы психоаналитик пытается разобраться в странном поведении парня-конюха, ослепившего шесть лошадей. Поджарый скакун очень эффектно появлялся в финале трехчасовой драмы -  под ослепляющий свет софитов и реквием Моцарта. С ролью второго плана успешно справлялся ведущий конь уфимской школы современного пятиборья, который каждый раз преодолевал путь от ипподрома «Акбузат» до сцены театра.

 

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter