Posted 4 мая 2008,, 19:10

Published 4 мая 2008,, 19:10

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

В Уфе Сезария Эвора передвигалась в сандалиях, а пела босиком

4 мая 2008, 19:10
Не так давно всемирно известная певица впервые дала концерт в столице Башкирии. Попасть на выступление легендарной исполнительницы этнической музыки считается большой удачей. В мировых столицах на ее неизменно аншлаговые концерты билет можно достать с большим трудом, однако уфимцы не прочувствовали всю важность момента и большинство билетов стоимостью от семисот до 5,5 тысяч рублей остались невостребованными.

Каждый концерт - последний

67-летняя певица начала свою карьеру очень поздно – в 47 лет. До этого Сезария была звездой портовых кабаков у себя на родине в Кабо-Верде. Буквально за несколько лет ее морна - романтические баллады, которые она поет на кабовердийском креольском - диалекте португальского языка - стали очень популярны и нашли поклонников по всему миру. Сейчас ее называют африканской Эдит Пиаф и бабушкой с Островов Зеленого мыса. Каждый гастрольный тур ушлые менеджеры певицы спешат объявить последним. Имея в виду почтенный возраст исполнительницы, может быть, они не так уж и не правы. Вот и концерт в Уфе находился под угрозой срыва. Все предыдущие туры Сезарии были отменены по причине болезни певицы. В начале марта Эворе пришлось прямо с концерта уехать на родину и никто не знал, сможет ли звезда выступить в России. Но ничего страшного врачи не обнаружили, а потому артистка решилась отправиться в нашу страну. А вот ее поклонникам в Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи не повело – в этих странах гастрольный тур отменился.

Как и в начале своей музыкальной карьеры, Сезария и сейчас выходит на сцену босиком. Это символичная дань бедности, в которой когда-то жила она сама и продолжают жить ее земляки. Кроме того, сама Эвора объясняет, что поет босиком для того, чтобы лучше прочувствовать сцену. И хотя у старенькой артистки очень сильно болят ноги, она не изменяет своей традиции. Певица не признает теплой обуви, даже путешествуя по России. В Уфу она прилетела в легких открытых сандалиях, чем не на шутку удивила принимающую сторону. Артистка плохо переносит многочасовые перелеты, жалуется на плохое самочувствие, потому попросила организаторов концерта пригнать к трапу инвалидную коляску, на которой она и передвигалась вне машины.

«Звездой» назвать ее язык не поворачивается. Как жила она до своей всемирной славы, так и продолжает жить – ездит на стареньком авто, приобрела не замок или виллу, хотя финансы позволяют, а старенький домик в своем родном городе – сделала ремонт и сама управляется со всеми бытовыми делами, в ее распоряжении лишь личный повар. Единственное, что позволяет себе Сезария – это скупать золотые украшения в немыслимых количествах, которыми она обычно обвешана с головы до ног. Эта ее страсть не иначе как наследие тяжелых лет бедности.

- Золото - это деньги, которые всегда рядом с тобой, - любит повторять Эвора, демонстрируя блестящие побрякушки. – А бриллианты - это потерянные деньги. Их не продать.

Поскольку в Уфу Сезария прибыла за три дня до концерта, она не смогла отказать себе в удовольствии заглянуть в один из ювелирных салонов, где прикупила пару понравившихся украшений.

- Единственная проблема в том, что в вашем городе не принимают евро, - посетовала певица на встрече с журналистами. - Тратить деньги я люблю, могу купить все, что мне вздумается – мобильный телефон, золотые украшения или самое простое платье в уличной палатке. Все, что видит мой опытный глаз и то, что мне нравится, я покупаю.

Апатичная и совершенно безразличная ко всему происходящему чернокожая дама, которую привезли на пресс-конференцию в инвалидном кресле, курила одну сигарету за другой и что-то кратко буркала на каждый вопрос, позволяя переводчице самой фантазировать на заданную тему.

«Дети рады, что я могу путешествовать»

- Правда ли, что ваши гонорары составляют значительную часть бюджета Кабо-Верде, а система начального образования финансируется отчислениями с ваших концертов?

- Мне часто задают этот вопрос. Но эта информация не совсем верная. Видимо, однажды меня кто-то неправильно понял. Я, конечно же, плачу налоги, как и большинство жителей Кабо-Верде. У меня есть собственная ассоциация, которая финансирует обучение талантливых ребятишек музыке, пению, игре на музыкальных инструментах. На это я трачу свои собственные деньги. Мне хочется, чтобы те ребята, из которых могут получиться хорошие музыканты, имели возможность и средства учиться, а не работать с десяти лет. Но финансирование происходит не в национальных масштабах, конечно.

- Насколько сейчас тяжелое социальное положение на вашей родине?

- Кабо-Верде – молодая страна, ей всего лишь 33 года с момента обретения независимости. Раньше это была Португальская колония. С тех времен мы сделали большой шаг вперед. Но по-прежнему у нас большая проблема с безработицей. Зато туризм развивается очень активно. Будущее моей родины, безусловно, в туристической сфере. Нефти у нас нет, все, что мы имеем – это великолепные пляжи, хороший климат, чистое море и вкусная рыба. У нас не бывает дождей. Иногда за весь год дождь идет только один день. Кабовердийцы – это народ, который живет надеждой на светлое будущее.

- У вас очень простой дом, ничем не примечательный…

- Я купила старый дом и отремонтировала его. Он находится на той самой улице, где жили мои родители, где я родилась. У меня самый обычный дом, это вовсе не дворец и не вилла. Роскошные дома – для королей и королев. Я же не ощущаю себя таковой.

- Но вы королева музыки…

- Это ничего не значит. Я родилась и выросла вместе с обычными людьми и чувствую себя частью простого народа. Меня устраивает жизнь на Кабо-Верде, причем именно такая как сейчас.

- Что повлияло на формирование ваших музыкальных вкусов?

- Точного ответа я не знаю. Понятия не имею, откуда моя музыка берет начало. Какого-то одного источника нет, их огромное количество, причем самых разных. Скорее всего, моя музыка возникла из моих эмоций и огромного числа впечатлений.

- Почему вы решили проехаться по российской глубинке?

- Я уже давно гастролирую по России и у меня сложилось хорошее впечатление о вашей стране. К тому же, на Кабо-Верде живет много русских врачей, наши студенты когда-то учились в российских вузах. Кабовердийцы очень тепло отзываются о вашей стране, более того, многие наши мужчины женаты на русских девушках. Так что между Россией и республикой Кабо-Верде (старое название Острова зеленого мыса) существует близкая связь. Это одна из причин, почему я здесь.

- С какой музыкой у вас ассоциируется Россия?

- Я плохо знаю русскую музыку. Вообще это сложный вопрос, на который так сразу не ответишь, надо как следует подумать. Но могу сказать, что мой скрипач Жульен получил музыкальное образование в вашей стране. Так что наша команда имеет самое непосредственное отношение к России.

- Какие сувениры вам дарили русские поклонники?

- Одно время я работала с менеджером Наташей, которая очень часто делала мне подарки. Мы приходили в магазины – ювелирные или бутики одежды, я выбирала все, что мне нравилось, а Наташа платила. Каждый раз я говорила ей: «Я не хочу, чтобы ты за меня платила». Но разубедить ее было невозможно. Наташа подарила мне много золота и одежды.

- Есть ли у вас талисман?

- Я не суеверна, поэтому и талисманов нет. Все мои золотые вещи - всего лишь украшения и ничего больше. Моя любимая вещь - это подвеска в виде солнца Кабо-Верде. Она и сейчас со мной.

- Как ваши дети относятся к тому, что вы все время путешествуете вместо того, чтобы как все бабушки сидеть дома?

- Дети рады, что в своем возрасте я могу сорваться и куда-то поехать. Для длительных путешествий энергии у меня еще достаточно.

Вика ЗВЕРЕВА.

"