Posted 4 марта 2014,, 09:50

Published 4 марта 2014,, 09:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Питерский дирижер озаботился плачевным состоянием инструментов уфимских оркестрантов

4 марта 2014, 09:50
В Стерлитамаке прошел уникальный концерт. Симфонический оркестр Башкирского театра оперы и балета под управлением знаменитого дирижера из Санкт-Петербурга Андрея Аниханова представил вниманию публики произведения Шумана, Мендельсона и Бетховена. А специальный гость и солист вечера – австрийский скрипач Луц Лесковиц – привез с собой знаменитую скрипку Антонио Страдивари Ex Prihoda. Цикл вечеров симфонической музыки стартовал в январе. Специально для концерта в Стерлитамаке музыканты симфонического оркестра разучили новую программу.
Лесковиц: «Скрипка отражает душу музыканта»


– У нашего оркестра есть специфика: коллектив готовит к премьере какое-то сочинение, а потом с успехом его исполняет долгое время, - рассказал худрук театра Владислав Самойлов. – А навыков ежедневной читки, как у симфонических оркестров, которые постоянно сталкиваются с новым материалом, у нашего оркестра априори нет. Такой задачи не ставилось. Поэтому одно-два новых произведения в месяц для нас должны стать нормой.

По словам Владислава Анатольевича, он очень волновался, как будут проходить репетиция и само выступление. Все-таки сочинения, выбранные для этого концерта, относятся к верху сложности, требуют высочайшей инструментальной культуры, большого мастерства, взаимодействия солистов в оркестре, с дирижером.

– От репетиции к репетиции мое волнение стало уходить, – поделился он впечатлениями. – Все-таки маэстро Луц – блестящий исполнитель, который, если достигнуто взаимопонимание с коллективом, мог бы на верхе своих возможностей сыграть и без репетиций.

– Оперный оркестр во многом более консервативен, потому что у него определенный репертуар, который не меняется годами, – отметил дирижер Андрей Аниханов. – А существование в более динамичных условиях требует извлечения дополнительных ресурсов. За несколько репетиций мы собрали достаточно сложную программу и по ансамблю, и по культуре.


Для маэстро Лесковица это первый опыт сотрудничества с оркестром театра, ранее он несколько раз играл в уфимской филармонии с различными камерными коллективами. Именно г-н Луц и выразил желание выступить не только в Уфе, но и в других крупных городах республики.

Свою неизменную спутницу и музыкального партнера – скрипку Ex Prihoda – маэстро приобрел у вдовы своего учителя Эрнста Валльфиша 39 лет назад. С тех пор они неразлучны.

– Можно сказать, что я женат на этом инструменте, - улыбается Лесковиц.

По словам маэстро, в разных руках скрипка звучит по-разному. Ему забавно наблюдать, как меняется звук, когда инструмент попадает к другим музыкантам, например, на конкурсах, когда в знак особого уважения победители получают возможность исполнить какое-либо сочинение на Страдивари.

– Инструмент не играет сам по себе, на его звук влияет правая рука музыканта, – говорит Луц, – она отражает то, что чувствует исполнитель, его эмоции, его душу. Но в любом случае это всегда узнаваемый тембр, присущий всем известным скрипкам мастера, и тембр этот времени не поддается.


Аниханов: «Нельзя все время играть на плохих инструментах»


Дирижера Андрея Аниханова уфимцы знают по постановке оперы «Тоска», премьера которой состоялась год назад. По словам мастера, контакт между ним и уфимскими оркестрантами установился сразу.

– Очень важно, чтобы музыканты доверились дирижеру, - считает он. – Одно из главных качеств работы в таком коллективе – внимание друг к другу и уважение к нематериальным вещам. Человеческие отношения у нас замечательные, а с точки зрения работы над музыкой всегда есть что улучшить. Сила уфимских музыкантов – в желании совершенствоваться.

Андрей Анатольевич отметил, кто коллектив оркестра очень нуждается в поддержке со стороны руководства республики.

– Хотелось бы, чтобы ваше министерство культуры или правительство задумалось, что музыкантам нужны хорошие инструменты. Это скрипка Страдивари вечная, но она большая редкость и очень дорого стоит. Срок службы и медных, и деревянных духовых инструментов в среднем семь лет. Нельзя все время играть на плохих инструментах, как нельзя выступать в местах с плохой акустикой. Если бы Паваротти вышел на берег бушующего моря и начал петь, эффекта бы не было. Помните, как Евгений Плющенко катался под скрипку Страдивари? На стадионе, с прикрепленным микрофоном в электрических динамиках звук искажался. Надеюсь, после ремонта акустика в театре не нарушится, она здесь достаточно приятная.

Как сообщили сотрудники пресс-службы оперного театра, реконструкция большой сцены должна закончиться в декабре, а пока уфимскую публику ждет следующий концерт из серии симфонических вечеров, на этот раз с участием дирижера Валерия Платонова и нашего земляка - виолончелиста Антона Павловского.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.
"