Posted 4 февраля 2014,, 15:00

Published 4 февраля 2014,, 15:00

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Тандем родителей Остапа Бендера разделили на глазах у уфимцев

4 февраля 2014, 15:00
Лаборатория политического кино пригласила уфимцев на очередное кинозаседание: в кинотеатр «Родина» состоялся показ документального фильма Романа Либерова «ИльфиПетров». Зрители увидели историю жизни двух талантливых писателей: веселую, грустную, насыщенную яркими событиям, при этом не лишенную иронии и лирики. Все мы, вспоминая «отцов» бессмертного Остапа Бендера, произносим их фамилии в строго определенном порядке: ИльфиПетров, а не ПетровиИльф. Но кто они? Чем жили, о чем думали, кого любили и что оставили после себя кроме романов о Великом комбинаторе?
Большинству из нас они известны именно как создатели «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка». Сюжеты книг растиражированы во множестве кинопостановок, крылатые фразы типа «Контора пишет!» ушли в народ. Но история писателя куда шире истории его книг.

Пересказывать фильм Романа Либерова – дело неблагодарное. Это все равно что пересказать художественную галерею. Во время показа на экране мелькали кадры из истории России, Америки, Европы 20-30-х годов прошлого века, пришедшие к нам из немого кино ремарки интертитров, оживали фотографии, картины Роберта Фалька, Сандро Фазини, карикатуры Кукрыниксов. Проехал по рельсам нарисованный трамвай, проплыл пароходик. Появился на экране и мультяшный сын турецкоподданного, чтобы вновь уступить место истории жизни своих создателей. За кадром звучали голоса Сергея Маковецкого, Игоря Золотовицкого, Леонида Каневского, Михаила Ефремова... Отдельно хотелось бы отметить работу за кадром Полины Агуреевой: читая письма жены Ильфа Маруси, актриса вложила в интонацию живые и искренние эмоции.

Настоящее искусство всегда актуально. Знаменитые афоризмы Остапа в фильме звучат на фоне мелькающих кадров сегодняшних будней. На экране Россия XIX века, и юмор Ильфа и Петрова в ней по-прежнему востребован. И если не так давно выстрелил лозунг времен гражданской войны «Хай живе вiльна Україна», то одному богу известно, что покажется ультрасовременным и узнаваемым завтрашним зрителям.

Зрители были убеждены, что фильм иллюстрирован кадрами кинохроники, но оказалось, в картине нет практически ни одного фрагмента из архивов. Да, Роман Либеров и его команда совершили свой маленький подвиг – они реконструировали эпоху. Съемки велись в сегодняшних Одессе, Москве, Екатеринбурге, Ярославле, Париже, Нью-Йорке, а затем кадры обрабатывались на компьютере: убиралась современная реклама, весь «налет» нашего времени, зданиям возвращался исторический облик первой трети прошлого века. На снимках, а в фильме задействован практически весь архив профессионального фотографа Ильи Ильфа, члены съемочной группы стирали одних персонажей и дорисовывали других.

Что ж, итоговая картинка получилась убедительной. Жаль, что титанический труд оказался не оценен неискушенной публикой. А может, в том и суть искусства, чтобы зритель, не заметив усилий создателей полотна, поверил в достоверность и историчность мелькающих перед ним эпизодов?

В свои 33 года Роман Либеров – далеко не новичок в мире документального кино. В его копилке фильмы писательского цикла - «Юрий Олеша по кличке «писатель», «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем», «Один день Жоры Владимова», «Написано Сергеем Довлатовым». Последний, кстати, в свое время так и не доехал до Уфы.

- Мы пытались донести до вашего города мою работу о Довлатове, тем более что писатель родился в Уфе, - отметил режиссер. – Казалось бы, уж где-где, а здесь она будет принята с распростертыми объятьями. Однако далеко не всем кинотеатрам выгодно проводить подобные показы. Да и не все люди хотят смотреть. Зрители не смотрят, кинотеатры не показывают…

Идеолог Лаборатории политического кино Сергей Лаврентьев пообещал показать картину о Довлатове в июне. Зато уфимцам повезло в другом: после показа «ИльфиПетров» состоялась видеоконференция с участием режиссера. Он успел ответить на несколько вопросов из зала.

Итак, в лучших традициях киномонтажа над нами возвышалась огромная бритая голова Романа Либерова… В ходе видеодиалога со зрителем настроение режиссера не раз менялось от желания немедленно сорваться и лететь в Уфу, чтобы говорить, говорить, говорить о литературе, искусстве и кино, до устало-отстраненного «я услышал ваше мнение и понял, что вы при нем останетесь». Были попытки обвинить создателя кино в необъективности, умалчивании исторических фактов. Еще бы: речь идет о 30-х годах ХХ века, а вы нам Америку с небоскребами показываете. Тема всеобщей нищеты и репрессий не раскрыта!

- Политика – самый низкий способ организации общественной жизни, а искусство – самый высокий, – сказала голова режиссера Либерова – Политика - не удел Ильфа и Петрова. В фильме нет общих мест, мы знаем, о чем идет речь. Зачем комментировать то, что показано.

Роман Либеров уверен, что кино – «доказательство бытия Божия».

- Земля существует потому, что Бог есть, и он ее созерцает, – считает постановщик. – Так и кино есть потому, что у него существуют зрители. Потому меня не волнуют вообще никакие рецензии, мнения. Это же дело вкуса.

Фильм «ИльфиПетров» – многослойное, полифоничное, сложное для постижения произведение, которое очень нуждается в чутких, внимательных и подготовленных зрителях. Пожелаем, чтобы их оказалось как можно больше.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ.

"