Posted 4 февраля 2007,, 20:29

Published 4 февраля 2007,, 20:29

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

В башкирском кукольном театре хранится двойник Бюль-Бюль Оглы

4 февраля 2007, 20:29
В конце 20-х годов прошлого века уфимская учительница рисования Мария Елгаштина решила устроить в своей школе первый импровизированный кукольный спектакль. Образованная дама надеялась развлечь своих коллег. И первые зрители, и сами артисты тогда не думали о настоящем театре. В малом зале Дворца культуры (ныне театр оперы и балета) несколько раз в неделю стали выступать школьные коллективы. От этих самодеятельных выступлений и ведет отсчет уфимский театр кукол, которому 6 февраля, во вторник исполняется 75 лет. Уже в 1937 году театр получил статус Башкирского государственного и прочно вошел в историю Уфы и республики. А первые куклы-основательницы «сказочного теремка» до сих пор хранятся в театральном музее.

До чего порой обидно, что хозяина не видно

Сегодня основные зрители Театра кукол – дети Башкирии. Однако, так было далеко не всегда. Политическая обстановка в стране диктовала свои условия. Например, в 40-е годы театр выезжал в госпитали, где раненые солдаты с удовольствием смотрели патриотические спектакли.

- Конечно, наиболее захватывающие вещи – это, безусловно, серьезные, «взрослые» постановки, - рассказывает главный художник театра Наталья Бирюкова. - В 70-е годы в театр было просто невозможно попасть, лишние билетики спрашивали уже на остановке. Представляете, зрители плакали… Помню, у меня гостила моя тетя из Сибири и я предложила ей сходить в Театр кукол. Она, конечно, из вежливости не стала отказываться. Но в итоге она была потрясена постановкой «Черноликие» по Мажиту Гафури, спектакль стал для нее откровением. Сейчас мы в основном дарим детям сказки. Если все выстроено правильно, дети начинают подсказывать героям, зал бурно реагирует. Это и есть главная оценка работы режиссера и всей постановочной группы.

Кукольные пропорции отличны от человеческих. Если персонажей сделать похожими на реальных людей, это будет некрасиво, ну и, конечно, потеряется выразительность. Кстати, в 30-40 годы прошлого века, когда уфимский театр только-только образовался, пропорции и лепка лица были немного иными. Куклы очень сильно напоминали живых людей, утрированных кукол не существовало.

Интересно, что кукол делают практически из тех же материалов, что и 50 лет назад, разве что добавился поролон. Каждый новый герой появляется после того, как режиссер и художник проанализируют пьесу. Художник ищет образ персонажей, рисуя эскизы, и лишь потом начинается работа по созданию куклы. Голова «актера» лепится из глины, потом на глиняной основе отливается гипс или создается папье-маше. После росписи кукла попадает в руки конструктора, который должен ее «оживить», заставить двигаться и говорить. В бутафорской мастерской персонажам делают поролоновые тела, а в пошивочной – одевают в костюмы.

- Есть ли у кукольников свой авторский почерк?

- Как и у всякого художника. Невозможно спутать спектакль, созданный Наилем Байбуриным с постановкой Андрея Волкова. Может быть, каждый творец вкладывает и свои собственные черты в кукольные образы. Я не имею в виду внешнее сходство. Внутренний мир художника, скрытый от посторонних глаз, проявляется в его созданиях и именно поэтому работы становятся узнаваемыми. Мы стараемся делать героев обаятельными, добрыми и человечными в пику жестоким мультфильмам. Ведь по телевизору показывают сплошных монстров.

Как рассказывает Наталья Бирюкова, жанры кукольного искусства постоянно расширяются. А потому меняются традиционные технологии изготовления куклы, которые обогащаются новыми выразительными формами. В 1944 году в уфимском театре сделали первую тростевую куклу, в 70-е актер вышел из-за ширмы – появилась планшетная кукла, чуть позже актер надел маску и зрителям явилась ростовая кукла. Когда стали популярными спектакли на открытых площадках, возникла необходимость в кукле-гиганте.

Куклы не пляшут сами по себе

- Все куколки хранятся, ни один персонаж не пропал, - рассказывает Наталья Бирюкова. - Некоторые спектакли возрождаются через много лет, и куклы вновь оживают. Конечно, со временем их становится все больше, а свободного места все меньше… Когда захожу в реквизиторскую, обязательно с ними общаюсь, им как и человеку требуется внимание и тепло. Мне кажется, каждая из них впитала энергетику человека, стала живой…

Наталья Харисовна начала работать в театре семь лет назад, после того как 24 года отдала телевидению.

- В 70-е годы, когда я ходила смотреть знаменитые спектакли Владимира Штейна, и предположить не могла, что судьба приведет меня сюда уже в качестве художника, - вспоминает г-жа Бирюкова. - Это сейчас спустя много лет я понимаю, что тот поворот в судьбе не был случайным и работа в театре кукол – мое призвание.

В творческом багаже Натальи Бирюковой за эти годы появилось 18 спектаклей, в их числе «Голос Салавата», «Холодное сердце», «Хозяйка медной горы», «Волшебные салазки Янсары» и многие другие. Сейчас Наталья Харисовна работает над спектаклем для малышей «Ай да репка». Но мечтой главного художника остаются серьезные постановки по произведениям Леси Украинки и Чингиза Айтматова.

- А кукол известных политиков не пробовали делать?

- В нашем театре таких экспонатов нет, - смеется Наталья Харисовна. - Заказов от программы «Куклы» не поступало, да и эксклюзивных заказов тоже нет. Но на прошлый международный фестиваль тюрко-язычных театров «Туганлык» я делала куклу министра культуры Азербайджана Полад Бюль-Бюль Оглы. Куклу знаменитого азербайджанского композитора пришлось изготовлять дважды. Была фотография, где он запечатлен в наши дни, однако всем Бюль-Бюль Оглы запомнился молодым. В итоге выбор был сделан в пользу «моложавого» двойника. Полад, сидевший в зале с башкирским правительством, остался очень доволен таким знаком внимания.

- Считается, что высший пилотаж кукольника – работа с марионетками…

- Актер-марионеточник – действительно виртуоз, такая работа требует огромного таланта. У нас имеется два спектакля «Волшебная лампа Алладина» и «Аленький цветочек», где использованы марионетки. Кукла-марионетка управляется нитями, а это требует особого умения и подхода. Ведь может произойти все что угодно, в нитях можно даже запутаться. Вообще с куклами неописуемо интересно работать, открывается очень много возможностей. Актер пропускает через себя всю драматургию и плюс еще работает за ширмой. Понимание этого приходит только, когда наблюдаешь действие за кулисами. Во время озвучивания роли наши мастера так меняют голос, что иногда невозможно угадать, кто играет. К тому же с куклами можно сделать все что угодно, например, они могут развалиться на части и вновь ожить.

Ольга ВИКТОРОВА.

"