Posted 3 декабря 2006,, 18:00

Published 3 декабря 2006,, 18:00

Modified 10 ноября 2022,, 19:07

Updated 10 ноября 2022,, 19:07

Смерть известного художника Сергея Травникова до сих пор не дает покоя близким

3 декабря 2006, 18:00
«Это было убийство или самоубийство, твердо об этом заявляю», - пожилая женщина сжала и без того суровую складку рта. – «Машина поджидала его специально». Правда, мама художника Сергея Травникова не исключает, что сын мог сам шагнуть под колеса. В конце октября известный живописец мог справить 46-летие. Искусствоведы и коллеги называли Сергея новатором, его полотна находятся в музеях и частных коллекциях за рубежом, стеклянные инсталляции и другие работы вошли в фонд Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Московского музея современного искусства. Январским вечером 2004 года в новостях НТВ прошло короткое сообщение о наезде на художника на шоссе неопознанного автомобиля, в результате чего Травников от полученных травм скончался на месте.

Он не желал занимать чужое место

Время летит незаметно, а для Антонины Павловны все как будто бы случилось вчера. На столе разложены фотографии, буклеты с выставок Сергея, на стенах и полу – живописные работы сына.

- Сережа родился на Сахалине, раньше ведь многие ехали зарабатывать на Север, - женщина с трудом переключилась с обвинительной речи на воспоминания. – В Уфу мы переехали в 1968 году, он как раз пошел в первый класс.

По скупым словам нашей собеседницы выходило, что Сергей не доставлял особых хлопот своим родителям, неплохо окончил школу и по настоянию матери поступил в автотранспортный техникум. Незаметно для родных отучился в художественной школе, которую сам разыскал. Лишь после первого курса техникума сказал матери: «Я занимаю чужое место» и отнес документы в училище искусств в столице Башкирии.

Эйфория обучения любимому искусству вскоре уступила разочарованию – после окончания училища Сергей не смог найти работу. Считая Москву центром творческой мысли, стал ездить туда на экскурсии. Тайком от строгой матери, представив отъезд как очередной поход за вдохновением, художник полностью перебрался жить в столицу. В традициях 80-х, Травников устроился дворником для того, чтобы штурмовать Строгановку. На третий год Сергею удалось стать студентом художественного отделения этого престижного учебного заведения. Вскоре пристрастия молодого человека определились – он переводится на отделение художественного стекла. Не удовольствовавшись академическим обучением, Сергей посещает и коммерческий курс известного скульптора. Уроки не прошли даром, юноша раскрылся как большой художник, которого ценили друзья и любители высокого творчества. Когда Травников погиб, один из друзей написал:

Останешься пеплом окурков,

Останешься смехом в ушах,

Останешься на вешалке курткой,

Останешься – краской в холстах.

Она дорогу перешла

- Она его убила, давно вынашивала этот план, сама призналась, - гневно обличает Антонина Павловна.

Она, чье имя ее бывшая свекровь произносит с трудом, - это Лариса Новикова. Именно на дополнительных курсах Сергей и Лариса, тоже студентка Строгановки, и познакомились. На снимке – девушка, привыкшая обходиться без макияжа, далеко не красавица, внешне немного напоминающая саму Антонину Павловну. С трудом верится в ее роковую роль, но через несколько месяцев знакомства молодые поженились, и дальше жизнь, по словам матери Сергея, перестала быть безоблачной.

Только тот, кто живет рядом с художником, знает какова цена дарования. Это бессонные ночи, депрессии, неумение творческой личности приспособиться к окружающему миру… А союз двух художников беззащитен вдвойне.

В 90-м муж и жена закончили обучение, к этому времени у них появилась дочь Дашенька. Впереди грозным призраком маячила перестройка, перемоловшая своими жерновами судьбы «маленьких» людей.

- Время было такое, куда хочешь, туда и устраивайся, если сможешь, - устало говорит пожилая женщина. – А дети нуждаться в деньгах.

Лариса, по специальности художник по эмали, пошла было на комбинат народных промыслов, но и тот вскоре приказал долго жить. Сергей продолжал работу дворника, благо, выделенная комнатенка служила мастерской. Его картины иногда продавались за рубежом через посредника. Основным же доходом служили заказы, но они были от случая к случаю, поэтому безработица стала причиной охлаждения любви молодых супругов. Единственной удачей было свое жилье – трехкомнатная квартира Ларисы, которой она стала вскоре попрекать своего мужа.

Антонина Павловна помогала семье как могла. Чтобы сноха могла работать по заказам, купила им печку для обжига глины, и даже приобрела две картины сына за 600 долларов.

- Покупал же брат Ван Гога у него работы, вот и я тоже решила так поступить, - впервые за все время беседы улыбка тронула губы женщины.

Но это не спасло ситуации в семье, которую сноха коротко характеризовала как «напряженка». Подросшая дочь заняла позицию матери, поэтому оказалась в стане «врагов» бабушки. Одно время свекровь, послушав рассказ Ларисы про семейную жизнь, встала на ее сторону.

- Я даже поставила на Сереже крест, так меня она убедила, словно загипнотизировала, - делилась Травникова, называя бывшую невестку словом «она».

У каждого свое понимание счастья

В тот январский день мир перевернулся для матери, внезапно потерявшей любимого сына. Приехав на похороны, она не могла осознать потерю, в голове лишь крутилось: «За что? Кто виноват? А если бы …» В шоке была и вдова, говорившая иногда невесть что. Именно из-за этих горячих слова Антонина Павловна и решила, что невестка желала смерти мужу.

- Она призналась, что видеть его не могла, - горячо зачастила женщина. – Даже хотела с помощью отца и брата порешить Сергея, ведь он был ей не нужен. Он уже и дома не мог жить, поэтому с друзьями выпивал. Даже в тот день он был выпимши, половину дороги перешел на зеленый свет, половину – на красный.

Оскорбительным для матери показалось погребение сына на кладбище в Подмосковье, где находилась дача Новиковых. Антонине Павловне место показалось заброшенным, к тому же об оградке не позаботились. Правда, теперь она есть, но обида свекрови не проходит. Сетует она и на замалчивание снохой посмертной выставки сына, на которую она попала случайно, через полгода после похорон. Остановилась тогда у Ларисы, с которой отношения обострились до предела.

- Мы любили друг друга, любили, любили! – кричала тогда вдова, стегая паспортом стол.

- Чего уж так кричала, не знаю, - сухо комментирует женщина. – Я ведь говорила ему: разводись, Сережа, не послушался. Говорит, люблю Ларису. Я ему: «Ведь ты плохо живешь», а он: «Я счастлив». У каждого, видать, свое понимание счастья.

Пожилая женщина раскрывает папку с документами, письмами. Среди прочих – письма к прокурору.

- Может, вам надо сходить в церковь? Сына не вернешь, а вы терзаете себя, - становится жалко нам мать.

- У меня прямо кровь в жилах стынет, нет, даже закипает, как подумаю, что она с ним сделала! - вдруг прорывает сдержанную женщину, а щеки пылают нервным румянцем. – Я хочу, чтобы она понесла наказание!

Можно лишь догадываться о глубине горя матери, пережившей своего ребенка. Иногда люди годами не могут смириться с потерей, и их страдания принимают болезненные черты. Есть ли в этой истории виновные? Надеемся, что время залечит раны и свекрови, и ее невестки.

Ведь, в первую очередь для всех Сергей Травников остается художником с большой буквы.

Зиля БАДРИЕВА.

"