Posted 2 октября 2007,, 18:43

Published 2 октября 2007,, 18:43

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Аркадий Арканов: «Как врач, с больными я поступил честно»

2 октября 2007, 18:43
Известный писатель-сатирик Аркадий Арканов уже несколько лет ведет на канале «Культура» программу «Вокруг смеха нон-стоп», где заставляет зрителя вспомнить об интеллектуальном юморе, который, к сожалению, становится редкостью. В понедельник сатирик дал концерт в Уфе, поделившись с нами своими взглядами на индустрию юмора.

- Юмор стал достоянием шоу-бизнеса и рабом рейтинга, - объясняет Аркадий Михайлович. - У юмора и сатиры, более высоких по вкусу, нет возможности конкурировать. А это похоже на систему «Макдональдс» - представьте, что вся страна покрыта этой сетью: убраны продуктовые рынки, магазины, рестораны, люди забыли, как готовить еду дома, а все бегают в «Макдональдс» и ничего другого не знают. И все забыли о другой еде! У юмора должна быть конкуренция, а люди разберутся, что хорошо, а что плохо. Об этом мы и говорим по каналу «Культура».

- Говорите, что интеллектуальный юмор умирает?

- Когда человек живет плохо и хохочет, то это уже сумасшедший дом. Юмор бывает разным: человека можно заставить смеяться биологически, а можно интеллектуально. Я за второй вид юмора, потому что биологический смех вызвать несложно, но человек, которого, допустим, пощекотали, быстро забывает, почему он смеялся. А ведь важно посмотреть и оглянуться вокруг и просмеять свое собственное существование!

- Должна ли быть какая-то мораль в юморесках?

- Я против морали и указывающего перста, она уместна в баснях. Но в каждом выступлении человек должен задуматься, и сказать: «Как же точно говорит этот актер или писатель! Я думаю также, но мне в голову не пришло посмотреть вокруг». Но главное в любом выступлении – это форма! Без нее нет литературы и творчества! Когда была цензура, для того, чтобы ее обмануть, нужно было упаковать свои мысли в такие обертки, чтобы цензор не смог разобраться, а зритель мог добраться до истины. А сейчас, когда поток информации огромный, и ничего не скрывается, тайн нет, существует свобода слова и говори, что хочешь, отпала необходимость формы. Что упаковывать? И в этой конкуренции многие вынуждены свой юмор снижать, а пояс и штанишки опускать все ниже и ниже.

- Но есть исключения – тот же «Городок»!

- Безусловно. «Городок», несмотря на некоторые проколы – самая лучшая юмористическая программа.

- А новые юмористы? Любимцы молодежи «Comedy Club»?

- Это очень одаренные люди, со многими из них я знаком. Но они отрабатывают ту самую «попсу» в юмористическом плане, которая завладела умами многих молодых – убогая по словам, по музыке, по исполнению, поверхностная. Глядя на тех, кто смотрит и аплодирует ребятам, видишь, что они довольны уже от того, что вслух произнесли нецензурное слово. Я не против ненорматива, но его можно использовать только тогда, когда это необходимо. Вовремя сказанное словцо может украсить речь. Великий Никулин позволял себе, рассказывая анекдоты, весьма нецензурные слова, но никто не позволял обвинить его в грубости и пошлости – это было необходимо! Нецензурщина и мат – это языковая окраска! А если языкового запаса мало, то это выглядит убого! И есть опасность, что кроме «Комеди клаба», молодняк ничего воспринимать не будет. Но их место в кабаре, ночных клубах! А если говорят, что это образец юмористического искусства, это не так.

- Хочется верить, что появятся новые таланты…

- У нас много талантливой молодежи, но им никто не может сказать, что хорошо, а что плохо. Они смотрят ТВ и используют свое дарование для показа еще одного Максима Галкина или Винокура. А зачем мне это клонирование? Дайте мне что-то самостоятельное! Можно иметь кумира, но нельзя стремиться к тому, чтобы повторить его!

- Аркадий Михайлович, как вы стали сатириком?

- В медицинском институте мы работали над постановками, драматическими произведениями, «капустниками», с которыми разъезжали по всей стране. Работа авторская и актерская привела меня к мысли, что не смогу быть профессиональным врачом. Тяга к литературе была выше, а совмещать ее с медициной было невозможно и нечестно по отношению к больным. Я по этому поводу пошутил: «Чехов из меня не получится!». Хотя было грустно и тяжеловато.

- А не грустно, что наше телевидение из вашего писательского цеха предпочитает чаще показывать Михаила Задорнова, и в гораздо меньшей степени Жванецкого, Альтова, Измайлова, вас?

- Мы с Задорновым разные по мировосприятию – Михаил больше тяготеет к общению с людьми, с залом, у меня же это общение на втором месте, главное - общаться с людьми через напечатанное и опубликованное. Задорнов очень одаренный актер, у него есть чувство зала, он держит зрителей в напряжении, и один из немногих, кто испытывает удовольствия от того, что проводит на сцене четыре часа кряду. Он чувствует болевые точки времени!

Сергей КОЧНЕВ.

"