Posted 2 июня 2009,, 17:31

Published 2 июня 2009,, 17:31

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Позови меня в ночи. Музейная акция в Уфе стала абсурдом

2 июня 2009, 17:31
В уфимской галерее Х-МАХ завершился четырехдневный фотомарафон в рамках международной акции «Ночь музеев». Гуру пленочной фотографии - петербургский фотограф Андрей Чежин - не только привез в столицу Башкирии выставку, но и провел трехдневный цикл мастер-классов для всех, кому интересно художественное фото.

До и после полуночи

Напоминаем, что ежегодно 145 стран мира в конце мая собирают в музеях и галереях небывалое количество посетителей. Акция придумана для того, чтобы привлечь внимание к искусству, а музеям стать ближе к народу. В эти насыщенные художественными событиями ночи показываются перформансы, выступают творческие коллективы, открываются новые выставки и, конечно же, вход для публики бесплатный. В этом году по республике к акции присоединилось 17 музеев. В Уфе в неурочный час свои двери открыли только два культурных заведения. В Национальном музее Башкирии работали все четыре отдела – этнографии, природы, истории края и археологии.

А галерея актуального искусства Х-МАХ стала завершающим и самым громким аккордом уфимской акции. Очевидно, экономический кризис помешал другим музеям башкирской столицы участвовать в этом арт-проекте также активно, как в прошлом году. Между тем, количество зрителей, собравшихся в небольшой галерее и на улице перед ней, говорило о том, что интерес к искусству у людей никуда не пропал. Кроме двух циклов фотографий Андрея Чежина – «Хармсиада» и «Мужское/женское» - те, кто пришел на «Ночь музеев», увидели фэшн-коллекцию студентки худграфа БГПУ Айсылу Шариповой, которая недавно завоевала призовое место в межрегиональном конкурсе молодых модельеров «ЭтноДар» в Казани. Затем тему ночи продолжил коллектив «В ожидании Мона» с фрик-представлением под руководством перспективного уфимского перформаниста Руслана Рычагова. Еще соло на скрипке исполнила Алина Султанова, а этноклуб «Четвертое измерение» представил восточные танцы. Гвоздем праздника стал многоярусный торт с символикой ночи, торжественно съеденный наиболее стойкими посетителями.

Фотошок и «фотошоп»

А на следующее утро началась работа: весь день уфимские профессиональные фотографы и просто любители под руководством Андрея Чежина пытались посмотреть на наш город глазами мастера. Параллелей с родным для автора Питером у нас достаточно: ведь, как известно, Черниковка застраивалась ленинградскими архитекторами. Учитывая возникший в последнее время интерес к пленочной фотографии, у участников «Майской фотопрогулки с Андреем Чежиным» был уникальный шанс узнать секреты ручной печати и мультиэкспозиции от того, кто занимался этим фотоискусством еще в 80-е годы. Ведь для современного поколения, вырастающего на «цифре» и «фотошопе», эти тонкости могут скоро оказаться недоступными. Впрочем, снимали на фотопрогулке и на цифровые фотоаппараты при условии наличия определенных функций – ведь в фотоискусстве главное не техника, а особый взгляд, которому нельзя научиться, но можно почувствовать, если упорно над собой работать.

К вечеру в галерее – посмотреть работы самого Чежина и послушать его рассказ о том, как они создавались, - собиралось еще больше народу. Например, материал для цикла «Хармсиада» из двадцати шести безликих лиц, которую фотограф привез на выставку, собирался в фотосалонах, где люди снимаются на паспорт. Андрей Чежин выпросил у салона негативы и, глядя на лица неизвестных ему людей, накладывал на них другой негатив – с изображением предмета, с которым у него эти люди ассоциировались. Иногда ассоциации получались неявные, но чаще всего соединение с граненым стаканом или хозяйственной авоськой точно отражало основную деятельность человека. Идея цикла идеально подошла к рассказу известного писателя-абсурдиста Даниила Хармса, в честь которого он и был назван:

«Был один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было…».

Серия «Мужское/женское» тоже созвучна «Хармсиаде» - игры с человеческим лицом, а значит, самой личностью, довели автора до полного символизма на уровне бровей и губ, с помощью которых тоже можно выявить основные характеристики портретируемых.

Ночь музеев-2009 в галерее Х-МАХ получилась не просто праздником, но и работой, без которой невозможно настоящее искусство.

Кристина АБРАМИЧЕВА.

"