Posted 1 июня 2008,, 20:19

Published 1 июня 2008,, 20:19

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Певица со вкусом лайма. Вайкуле: «Сцена большая – иди и пой!»

1 июня 2008, 20:19
Российско-прибалтийская поп-дива Лайма Вайкуле отказывается жить по законам современного шоу-бизнеса. Ее пребывание на эстраде обходится без слухов, скандалов и обязательных подробностей личной жизни. Около 25-ти лет певица живет в гражданском браке со своим бывшим музыкантом, а ныне продюсером Андреем Латковским, не устраивает публичных разборок с коллегами по цеху, не заигрывает с поклонниками и повсюду старается остаться незамеченной. Ей, как никакой другой певице подошел образ Снежной Королевы, который она воплотила в новогоднем мюзикле Игоря Крутого, – отстраненно-холодной дамы, закрытой для посторонних взглядов. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения ее необыкновенная красота и неповторимый стиль. Однако в детстве дело обстояло совсем не так.

- Я была гадким утенком, - рассказывает певица. - Старшие сестры - красивые дети, а я из серии: «ну, ничего, ничего». Всегда была предоставлена сама себе. Никогда не играла с куклами, а только с цветами и всегда хотела быть врачом. Хирургом, и никем больше. Когда приходили гости, родители всегда просили меня спеть. У меня был низкий голос - он и сейчас низкий, но тогда это было совсем удивительно, - и гостям, наверное, было смешно. Но пела я всегда только за деньги. Меня ставили на табуреточку и платили копеечки. Все должно было быть профессионально: сцена, собралась публика, заплатила мне деньги, и я спела. Потом я стала записываться на радио - тоже исключительно потому, что можно было не спать днем. Никакой любви к этому занятию я не испытывала.

«Сожалею, что не стала врачом»

- А как умудрились стать певицей? – нам удалось поговорить с певицей, когда она побывала в столице Башкирии на закрытой корпоративной вечеринке.

- Мне нравилось естествознание. В мединститут у нас был очень большой конкурс, я боялась, что не поступлю, поэтому пошла в медучилище и работала на «скорой помощи». Ходила в анатомический театр... Мне все было интересно. Но госэкзамены не сдала, потому что уехала на гастроли. С Рижским оркестром радио и ТВ стала ездить с двенадцать лет. В шестнадцать уехала на гастроли на полгода, бросив школу. Пение все перечеркнуло. Мое главное сожаление о том, чего я не сделала в жизни, - я не стала врачом. В итоге я окончила ГИТИС.

- Вы помните, как познакомились с Раймондом Паулсом?

- Это случилось в филармонии. Мне было 15 лет. В то время я занималась музыкой и пением у маэстро Заходника, а он работал с Раймондом Паулсом - распевал и ставил голоса певцам Раймонда. Учитель меня любил, считал, что я хорошо пою, поэтому и повел на прослушивание к Паулсу. Помню, как я пела в темном филармоническом зале, было, наверное, часов шесть вечера, и вдруг сзади ко мне подошел человек, похлопал по плечу и сказал: «Малыш, я тебя беру». Это и был Раймонд Паулс.

- Как вам удается сотрудничать на протяжении стольких лет?

- Обычно мои знакомства с людьми длятся долго. Конечно, бывает и спорим. Человек может быть тактичным при любых разногласиях. И потом любые отношения зависят от двух человек, а не от одного. Значит, и у Раймонда хватает такта, и у меня тоже.

- Помните день, когда почувствовали себя знаменитой?

- Первый успех был в Чехословакии, где проходил конкурс «Братиславская лира». Чехословакия была социалистической страной, в которой нас, мягко говоря, не любили. Когда меня представляли как певицу из Советского Союза, стояла гробовая тишина, в то время как остальных принимали хорошо. Выходишь - и понимаешь, что воюешь со всей Чехословакией. Моей главной соперницей была певица Николь, за год до этого получившая первое место на Евровидении. Шансов победить, как мне казалось, у меня было мало, но я все же победила и получила главный приз. Эта победа открыла мне все двери. Если бы я не победила, я бы так и пела в филармонии. Хотя, может спустя годы, я уехала бы на Запад и пела бы где-нибудь на Бродвее или на Брайтоне.

- Вы - одна из первых советских певиц, которых узнала Америка. Как вас принимали в Штатах?

- Вы не представляете, что такое после «железного занавеса» приехать в Америку. В то время я просто не в состоянии была оценить масштаб подарка, сделанного Стэном Корнелиусом, частным продюсером, который меня туда пригласил. Только сегодня понимаю, что меня принимали как королеву. Чужой язык, музыканты, перед которыми я преклонялась и которые теперь были мне доступны для совместной работы, - все это был большой стресс. Я плохо видела, что происходило вокруг. И только сегодня, оглядываясь назад, понимаю, с какой любовью и пониманием ко мне относились. Это был прекрасный опыт. До сих пор такие контракты из наших артистов были только у «Парка Горького», Гребенщикова и у меня. Но я не собираюсь никого разоблачать, потому что понимаю: все эти небылицы о покорении нашими артистами Запада тоже есть часть профессии.

- Почему решили вернуться в Россию?

- Мне предлагали остаться. Более того, они думали, что я обязана остаться. Я имею в виду фирму MCA, с которой я работала. Но они считали, для того чтобы работать на их рынке, мало знать язык. Надо знать культуру, привычки, понимать шутки и самой научиться шутить, иметь друзей и связи. Была еще одна страна – Япония, куда меня пригласило японское государственное телевидение. У меня был самый большой успех благодаря тому, что Раймонд Паулс – автор песни «Миллион алых роз», которая несколько лет была в Японии хитом номер один. Мелодии, как оказалось, не имеют границ. Там за одно выступление я получила свой первый большой гонорар - 100 тысяч долларов. Я так влюбилась в эту страну, что свою виллу в Юрмале декорировала в японском стиле.

«Играть распутниц мне неинтересно»

- Вы не жалеете, что стали певицей?

- Сцена – это наркотик. Ты теряешь себя, ломаешь всю свою жизнь, отказываешься от обыкновенных человеческих благ, от всего того, что щедро даровал тебе Господь и чем надо наслаждаться. Но отказаться от ощущения заведенного волчка, для которого остановка - конец, к которому никто из нас не готов, просто невозможно. А вот распространенное мнение о том, что артисты так и норовят друг друга подсидеть - это сказки обиженных на жизнь людей. Какое отношение имеет ко мне любой из моих коллег? Разве мы мешаем друг другу? Сцена большая, иди и пой!

- Внимание поклонников вам приятно?

- Когда я добилась определенной известности, мне надо было научиться вовремя убежать с сорокатысячного стадиона, чтобы твою машину не перевернули фанаты, а тебя саму не разорвали на сувениры. Такое внимание меня не радовало никогда. Потому что такие люди живут моей, а не своей жизнью. Для меня не было большей радости и уверенности в своей правоте, чем в день, когда одна из таких фанаток подошла ко мне на концерте и поблагодарила меня за то, что я научила ее ценить свою жизнь.

- Вы сыграли несколько ролей в кино. Для вас это только увлечение?

- После того, как я впервые снялась в кино, я поняла, что для успешной роли нужен безупречный рабочий сценарий, талантливый режиссер и какой-то особенный оператор. В кино есть своя печальная особенность - это неизбежное расставание с людьми, с которыми ты работал над фильмом. За время съемок вся команда становится одной дружной семьей. И пережить расставание с этими людьми очень тяжело. После роли Снежной Королевы в одноименном мюзикле мне не предложили такую роль, которая могла бы меня заинтересовать. Играть распутниц или каких-то глупых красавиц мне неинтересно. Уж лучше сыграть Бабу Ягу.

- Для вас собаки – больше чем просто домашние любимцы?

- Общение с моими четвероногими друзьями - мой главный релакс, и ничего не может быть лучше. Сейчас у меня дома три американских бульдога, когда я с ними, я забываю обо всем, и об усталости в том числе. Несколько лет назад на телевидении был проект «Собачья жизнь», но, к сожалению, он закончился. На мой взгляд, такой проект должен быть. И будь моя воля, я бы создала полицейское подразделение, которое занималось бы животными и наказывало изуверов. Многие меня не понимают, их моя забота о животных злит. Я не знаю, почему - ведь я никому не мешаю и ничего ни у кого не отнимаю. Я трачу свои деньги на тех, кто нуждается в моей заботе! Если доживу до возраста Брижит Бардо, то серьезно займусь вопросом охраны животных. Я думаю, это мое будущее. Во всяком случае, я физически ощущаю боль этих животных. Я никогда не сломаю ветку дерева, никогда не буду рвать цветы. После концерта, пока я все подаренные цветы в воду не поставлю, не лягу.

- Не собираетесь оформить отношения с гражданским мужем?

- Я не понимаю - зачем? Есть две причины для официального брака: наследство и дети. Вторая причина отсутствует - детей у меня нет, так что остается только первая. Я могла бы выйти замуж из опасения, что, если со мной что-то случится, все мое имущество перейдет не в те руки, в которые я хотела бы. Но эту проблему мы можем решить иначе. У нас с Андреем нет веры в институт брака как таковой. Просто живем себе и живем. Мы познакомились, когда мне было шестнадцать. Андрей старше. О том, сколько лет мы вместе, даже говорить не стоит - все равно никто не поверит. Вообще-то мы с Андреем обвенчались в Лас-Вегасе, и, скажу вам, мне это не понравилось! Пренеприятнейшая процедура. Я считаю, что без «штампа» жить лучше. Иногда мне задают глупый вопрос: страдаю ли я от отсутствия детей? Но если бы я страдала, они бы у меня были. У меня нет времени даже для собак. Дети – это, прежде всего, огромная ответственность. А если я созрею для ребенка, то вы это увидите.

"