Posted 30 сентября 2012,, 20:04

Published 30 сентября 2012,, 20:04

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

В Уфе выступит золотой состав оркестра Поля Мориа

30 сентября 2012, 20:04
Жан Жак Жустафре, ученик маэстро, много лет проработавший в оркестре еще при жизни Мориа, сделал невозможное: собрал в том самом виде коллектив «Гранд-оркестра», который звучит точно так же, как в те годы, когда с дирижерской палочкой на сцене стоял сам Поль Мориа. Единственный концерт «Гранд-Оркестра» п/у Жан-Жака Жустафре при участии музыкантов золотого состава оркестра Поля Мориа в Уфе состоится 31 октября в ДК «Нефтяник». В столице Башкирии гастроли оркестра организует продюсерский центр «Радус».

Наверное, если бы Мориа родился не в просоленном и продуваемом ветрами Марселе и не получил еще в детстве ту сильнейшую прививку, что дает любому портовому мальчишке само существование его родного города, то не стал бы амбициозным мечтателем, который с юности хотел не только покорить Париж, но и подарить этому городу ту музыку, что днями и ночами звучали внутри него. Иногда это была музыка, уже существующая, но приобретшая какие-то иные, доселе отсутствующие черты, а порою и совсем уж новые, яркие, но продолжающие ускользать вместе с марсельским ветром мелодии.

Заниматься музыкой Мориа начал рано в четыре года. Первым его учителем был отец, музыкант-любитель, быстро уяснивший, что фортепиано для Поля не забава, а серьезное увлечение. Шесть лет он занимался с сыном, привил ему любовь к классической музыке, познакомил его и с миром эстрады. Под присмотром отца юный пианист начал выступать в варьете, но длилось это всего лишь несколько месяцев. А уже в десять лет Мориа поступил в Марсельскую консерваторию, которую закончил с отличием по классу фортепиано. Как он признался позже, единственной его мечтой в четырнадцать лет было стать настоящим профессиональным пианистом. И, вероятнее всего, так бы это и произошло, если бы не случайность, которая круто повернула всю его судьбу.

Как-то душным марсельским вечером, один из приятелей по консерватории чуть не силой затащил Поля на концерт в студенческий джаз-клуб. Джазовые ритмы, до этого еще не знакомые Мориа, новая, удивительная музыка потрясли его. Вскоре он сам пришел в клуб с намерением играть в джазовом оркестре. Но его ждало разочарование: классического музыкального образования явно не хватало.

Мориа решил продолжить музыкальное образование, уделяя основное внимание именно джазу. А вскоре, видимо, опять под воздействием мистраля, у него возникло желание создать собственный оркестр.

«Я решил стать дирижером, — скажет он позже в одном интервью, — потому что хотел независимости. Дирижеры самые независимые люди в музыкальном мире!».

И Мориа создает такой оркестр. Выступает с ним в кабаре и мюзик-холлах, сначала во Франции, затем в других европейских странах. А было ему тогда всего семнадцать лет.

С первых же выступлений этого коллектива проявился характерный для Мориа стиль, который и сейчас, когда мэтра уже нет в живых, позволяет с легкостью узнать его среди сотен подобных. От джаза он очень быстро переходит к эстрадной музыке, аранжирует популярные мелодии, пишет собственные композиции, не исключено, что те самые, которые когда-то снились ему марсельскими ночами. Ну а решение создать именно эстрадно-симфонический оркестр («гранд-оркестр», как назывались подобные коллективы во Франции) пришло к нему после того, как он впервые услышал оркестр под управлением Франка Пурселя. Этот дирижер и аранжировщик оказал на него огромное влияние. До конца жизни Поль Мориа считал его своим духовным отцом и относился к нему с огромным уважением.

Вскоре известность оркестра стала настолько широкой, что дирижер решил попытать счастья в Париже. Впрочем, никакого постоянного оркестра тогда еще не было, состав все время менялся. Одни музыканты приходили, другие уходили, кто-то задерживался на несколько лет, кто-то играл с оркестром не больше двух недель. Но коллектив умудрялся сохранять главное: то звучание, что до сих пор называют «звучанием Мориа».

Успех в Париже пришел к бывшему портовому мальчишке быстро. На одном из концертов оркестр услышал продюсер фирмы грамзаписи, который и предложил Мориа поработать у них в качестве аккомпанирующего коллектива. И началось творческое содружество Мориа с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Далида, Катерина Валенте, Шарль Азнавур, Мирей Матье. Причем, выступал он не только как руководитель аккомпанирующего оркестра, но и как аранжировщик. Для того же Азнавура за шесть лет их совместной работы Поль Мориа аранжировал более ста двадцати мелодий, многие из которых и принесли певцу широкий успех у публики.

Ну и, наконец, одновременно с работой в студиях грамзаписи, Мориа создает в 1965 году свой «Большой струнный оркестр», что и дало ему, по его собственному выражению, «ощущение полной свободы».

С того времени и до самого ухода мэтра в мир теней, что случилось 3 ноября 2006 года на юге Франции, в маленьком городке Перпиньяне, что в Восточных Пиренеях, где великий дирижер жил с той самой поры, как оставил в 1998-м году сцену, Париж и обрел свое звучание.

Равно как еще в самом начале прошлого, XX-го столетия, благодаря поэту Гийому Аполлинеру, получил и лейтмотивные строчки, проще говоря, именно Аполлинер выразил словами душу Парижа так же, как это сделал Мориа своим оркестром в музыке.

«Под мостом Мирабо тихо Сена течет. И уносит нашу любовь... Я должен помнить: печаль пройдет. И снова радость придет»…

Мориа любил Россию, бывал здесь неоднократно, еще в 1965 году записал пластинку с 12 русскими мелодиями Russie de toujours («Вечная Россия»), переизданную во многих странах на компакт-диске под названием The Russian album. В 2002 же году, еще при жизни мэтра, оркестр вновь приезжал на гастроли, но во главе уже с новым дирижёром, Жилем Гамбюсом.

И так же звучали со сцены знакомые еще по советским временам мелодии, некогда знакомые любому жителю СССР. То по прогнозу погоду, то по заставке к культовой программе «В мире животных», то в «Кинопанораме», поэтому вполне можно сказать, что Мориа странным образом стал не только музыкальным ангелом Парижа, но и тем человеком, кто своей музыкой очень хорошо выразил томление душ наших соотечественников по какой-то иной, то ли более комфортной, то ли более чувственной, скорее же всего, просто человеческой жизни.

В этом году оркестру исполняется 47 лет. Не исполнилось бы, а именно, что исполняется. Жан Жак Жустафре, ученик маэстро, много лет проработавший в оркестре еще при жизни Мориа, сделал невозможное: собрал в том самом виде коллектив «Гранд-оркестра», который звучит точно так же, как в те годы, когда с дирижерской палочкой на сцене стоял сам Поль Мориа.

Впрочем, кто говорит, что сейчас дирижирует не он? Палочкой можно взмахивать и на небесах, анданте, пиано, форте! А Жан Жак Жустафре просто подхватывает эту волну, этот небесный ветер, и рождаются звуки, те самые, которые услышал мальчишка одним жарким днем в Марселе, когда дул мистраль, а в подворотне стояли опасные типы, которые, к счастью, так и не смогли спугнуть музыку.

Говорят, что сам Поль Мориа сейчас возглавил «Гранд-оркестр» ангелов, оставив нам возможность наслаждаться его земным побратимом.

Единственный концерт «Гранд-Оркестра» п/у Жан-Жака Жустафре при участии музыкантов золотого состава оркестра Поля Мориа в Уфе состоится 31 октября в 19.00 в ДК «Нефтяник».

Стоимость билетов от 1000 до 3500 рублей. Заказать билеты на концерт можно по телефонам: /347/290-78-71;284-48-21;276-76-77

"