Posted 1 августа 2006,, 18:16

Published 1 августа 2006,, 18:16

Modified 10 ноября 2022,, 19:08

Updated 10 ноября 2022,, 19:08

Ералаш VS телепузыки. Борис Грачевский: «Наших детей лишили русского менталитета»

1 августа 2006, 18:16
Борис Грачевский веселит детей уже 32 года. Создатель “Ералаша” так хорошо вжился в образ, что даже вне съемочного процесса не представляет жизни без своего детища. Что уж и говорить, даже если в его новеньком мобильном заставка и рингтон тоже из “Ералаша”. Главный весельчак страны, однако, пережил недавно тяжелое поражение, проиграв конкурс на телечастоту. Грачевский был уверен, что стране крайне необходимо детское телевещание. Заявки на участие в конкурсе подали холдинг “Звезда”, Национальный телевизионный синдикат, “СТС Медиа”, Ren TV и Петербургский “Пятый канал”.
Полгода назад Грачевский обмолвился в одном из интервью, что, по всей видимости, победят питерцы, поскольку “общенациональный канал российских регионов” важнее, чем появление детского теледейства. Все именно так и случилось. Борис Юрьевич рассказал во время своего визита в столицу Башкирии, где проходил кастинг детей для очередных съемок, что он думает о своем провале.— Я начал эту историю с детским каналом полтора года назад: выступал в прессе, говорил, что из-за запрещенной рекламы в детских передачах мы потеряли чересчур много. У нас катастрофически мало передач для детей, практически ничего нет. В результате все наши подростки оказались лишены русского менталитета: они потеряли наши сказки, мультики, а приобрели уродливые заграничные мультфильмы, которые я могу сравнить только с изжеванной жвачкой. Я считаю, что наша страна — единственная, которая может сопротивляться “танковому” искусству США. Поэтому когда ко мне обратилась компания “МТV Россия” с предложением создать детский канал, я согласился. Но нам, естественно, частоту не дали. Сегодня, насколько мне известно, на Первом канале и на РТР хотят сделать детский канал. Пока это в планах. Сейчас, к сожалению, нет даже приличного полнометражного детского кино, а то, что есть, лучше не видеть никогда. Американцы готовят все фильмы по принципу “Телепузиков”. Наши люди с самого раннего возраста начинают развивать детей: ребенок еще не говорит, а ему уже сказки читают. А на Западе, наоборот, надо отвлечь ребенка телевизором, пока родители 30-40 минут будут своими делами заниматься.Любой ребенок скажет, какой учитель — дебил— Вы всегда говорили, что школу в детстве ненавидели…— А вы считаете, что все педагоги хорошие? Лично я видел такое количество тупых идиотов, что просто караул. Мы работаем для детей, а любой нормальный ребенок точно скажет, кто из учителей хороший, а кто — дебил. Я на стороне ребят. Кто сказал, что учителя — это святые люди? Почему их нельзя пародировать? Всегда честно говорил, что школа — первый инструмент, который давит в ребенке личность. Очень важно, чтобы малышу посчастливилось встретиться с талантливыми учителями. К сожалению, таких людей крайне мало, увлечь ребенка может далеко не каждый. Вот и получается, что сидят в классе 35 человек, у всех ручка в правой руке и все пишут под диктовку, что Онегин — негодяй. Когда был пацаном, попробовал возразить этому тезису. Так мне тут же по башке дали, я заткнулся и все последующие годы учебы писал то, что не соответствовало моему видению этого героя. Выхода из сложившейся ситуации не вижу. Мне обидно за школьников, потому что знаю, как недооценивается личность ребенка. А между тем, человек с двух лет уже считается личностью, и сломать его очень легко. Кстати говоря, у Пушкина в аттестате напротив математики было написано “Не проявил интереса”. А если бы его ломали на эту математику, как наших ребят, то не было бы у нас Пушкина…— Деревенские сюжеты вас не вдохновляют?— Ну, почему же. Когда-то нам предъявляли много претензий, что у нас мало историй про девочек. Теперь полно шикарных девчачьих сюжетов. Нас часто упрекают, говоря, что “Ералаш” стал хуже. А он на самом деле просто меняется вместе со временем, становится другим. Ну, мы же не можем стоять на месте, как “Спокойной ночи, малыши”. Это же просто железобетонная программа! Там страшные игрушки, образца 50-х годов, в такие сейчас никто не играет. И даже длинные ноги Оксаны Федоровой ничего не дали. Надо срочно менять передачу!— Почему вы решили устроить кастинг в Уфе? Неужели в Москве закончились талантливые дети?— Вообще-то я езжу по стране редко. Просто ваша землячка и мой хороший друг корреспондент Первого канала Юлия Кустова сделала мне такое предложение. Те ребята, которые пройдут здесь два тура, поедут на следующий кастинг в Москву на киностудию имени Горького.— Какие критерии отбора на кастингах?— Надо обладать яркой внешностью, желательно смешной, но совсем необязательно быть рыжим. Ну и, само собой, талант. У нас, между прочим, кроме детей снимаются все известные актеры. Гонорары у них не очень большие, поскольку я не в состоянии платить им заоблачные суммы. А вот детям я всегда плачу, даже раньше платил, когда это было запрещено. На самом деле работать с детьми очень тяжело. На экране кажется, что все весело и просто, но в действительности это не так. К ребятам я отношусь очень критично. Идет практически адская работа: отбивание комплексов или того, что им заложили в драмкружке. Ежегодно я отсматриваю огромное количество мальчиков и девочек. У меня есть собственный учет ребят, где все записано, кто шепелявит, кто английский знает, кто смешной, кто не очень. Некоторые дети получают по три-четыре тысячи писем в день…— А какую зарплату они получают?— Прилично, особо талантливые по 500 долларов за съемку.Дети звездят по-страшному— Такая популярность и востребованность не калечит психику ребенка? Звездные болезни, наверное, обычное дело?— Да уж, часто случаются. Саша Лойе — самый яркий пример. Мне пришлось его выгнать. “Ералаш” до сих пор жив, а где Лойе, непонятно. Он снялся в фильме “Next” и пропал, потому что обаяния у него нет, а характер отвратительный. Я стараюсь детей выдергивать обратно в обычную жизнь, поскольку часто они звездят по-страшному.— Вы делаете “Ералаш” с 1974 года. За это время дети сильно изменились?— Тогда мы ориентировались на возраст 10-14 лет, а сегодня даже пятилетние малыши смотрят “Ералаш”. За это время дети поумнели, потому что информации стали получать намного больше. Конечно, появилась преступность и наркомания, но все-таки есть и плюсы от такой информированности… Поэтому сейчас очень важно разговаривать с ними на их языке. Так что, например, слово r`n`b для меня не пустой звук. Я эту музыку терпеть не могу, но это уже другой вопрос.— Каким вы были в детстве?— Не очень шкодливым, но иногда прикалывался. Многое потом из наших шуток вошло в “Ералаш”. Я с шести лет на сцене, мой первый номер был с отцом — “Угадывание мыслей на расстоянии”.— Вы все время шутите, а грустным бываете?— Конечно, случается. В такие моменты я пишу очень печальные стихи.— Ваши близкие критикуют “Ералаш”?— Мои дети, пока были маленькими, часто критиковали. Сыну сейчас 33 года, он крупный предприниматель. Дочку снимал, но потом выгнал ее, потому что совершенно не могла работать. И правильно сделал, зато сейчас дочь занимается туристическим бизнесом.— Наверное, на съемочной площадке вы жестокий…— Ну, спорить со мной можно, я, если честно, часто ошибаюсь. Но в то же время я упрямый и буду стоять на своем. Раньше у меня был нюх на смешные моменты, как у “Парфюмера” Зюскинда. Сейчас уже не такой, конечно, поэтому я все чаще прислушиваюсь к мнению других людей.— Вы довольны тем, что сделали для российских детей?— Думаю, да. Мне уже 57 лет, и много всего было в жизни. Но я каждое утро просыпаюсь и очень радуюсь тому, что занимаюсь нужным делом. У меня сейчас с жизнью сплошной эротический роман, и я очень доволен. Я, конечно, еще хочу успеть снять большое кино, жесткие фильмы, в которых надеюсь показать всю горькую правду. Заканчиваю сейчас документальную картину об уникальных людях, врачах, которые работают с детьми с тяжелым заболеванием — детским церебральным параличом.— Интересуетесь политикой?— Я бы хотел не видеть и не знать политиков, но не могу этого сделать. Например, у меня друг живет рядом с Ливаном и видит все происходящее из окна. Ну, как меня может не интересовать израильско-ливанский конфликт? В 1954 году я мечтал написать письмо американцам, где бы я им все рассказал, какой в СССР голод и что на прилавках в магазинах ничего нет. Сейчас все изменилось, но политика меня по-прежнему не впечатляет.Зина ВИКОВА.
"