Posted 1 июля 2014,, 19:25

Published 1 июля 2014,, 19:25

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

Развалить балетную труппу минкульту Башкирии удалось с третьей попытки

1 июля 2014, 19:25
[фото, видео] Башкирский театр оперы и балета завершил сезон премьерой – Ринат Абушахманов воплотил давнюю мечту перенести на балетную сцену комедию Шекспира «Двенадцатая ночь». В театре поддержали оригинальную идею молодого постановщика: нередко Оперный журят за отсутствие смелых сценических экспериментов, хулиганистых постановок, которыми совсем не грех было бы разбавить традиционный классический репертуар. Потому новость о появлении в афише современной и оригинальной во всех смыслах комедии среди балетоманов вызвала необычайное воодушевление. Идея передать перипетии шекспировской комедии положений при помощи гротескного ритмического рисунка и вправду казалась задачей интересной и непростой. Однако воплощение легкой и эксцентричной постановки с элементами абсурда оказалась для труппы неподъемной задачей.

Шекспир отдыхает

Телевизионщики в своих репортажах с премьеры успели отчитаться зрителю о необыкновенном успехе премьеры, которая прошла при полном аншлаге. Действительно, более чем тысячный зал ДК Химиков два дня подряд заполняли уфимцы, истосковавшиеся по балетным представлениям, – не будем забывать, что в этом году реконструкция театра лишила их излюбленного грандиозного зрелища - Нуреевского фестиваля. Однако заполненный партер на премьерах для уфимского театра всегда был в порядке вещей – такова похвальная традиция «балетного города». Потому билеты, «раскупленные задолго до премьеры», - еще не признак успеха.

И уж, конечно, уфимского любителя балета не остановила необходимость в будний вечер по пробкам добираться на «конец географии» - в черниковский экс-ДК Химиков. Кто еще не в курсе, ныне Дворец именуется совершенно непотребным образом – Муниципальное бюджетное учреждение «Городской культурно-досуговый центр». На удобоваримое и запоминающееся название у нового собственника – муниципалитета – фантазии, видимо, не хватило. Чтобы зритель все-таки добрался до Дворца с нынешним безликим названием, в премьерных афишах пиарщики Оперного вынуждены были объединить старое и новое имя «Химика».

Напомним, уже год здание театра находится на реконструкции, а труппа кочует по уфимским и республиканским площадкам. И тот факт, что труппу могут приютить хотя бы какие-то городские площадки - это уже большая удача. В таких жестких условиях работы вне родных стен за масштабные спектакли браться не с руки – ни постановщикам, ни артистам, ни декораторам развернуться негде. А вот для эксперимента с легким жанром – самое то: лучше времени не найти. А если опыт не будет успешен – можно объяснить неудачу необходимостью бомжевать по площадкам, неприспособленным для балетных постановок. Видимо, так посчитало новое театральное начальство, разрешив «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира», как говаривал рязановский герой-режиссер. Без повода спектакли выпускать у нас считается дурным тоном, потому премьеру приурочили к 450-летию великого британца, которое удачно случилось в этом году. А воплощать креативную идею - станцевать английского классика – доверили самому инициатору - Абушахманову.

IMG_3538.jpg

Зато теперь действительно все можно списать на сложный период безвременья, ведь спектакль расползается прямо на глазах: Абушахманов испытывает буквально физические муки от того, что не может собрать в единый ансамбль нетехничный кордебалет и апатичных солистов, а Ким выбивается из последних сил, пытаясь объединить расползающийся оркестр. Артисты и музыканты работают без нужного энтузиазма и легкости. Постановщик и дирижер единодушны в желании всеми силами сохранить необходимый для постановки темп, но нагонять его удается им с переменным успехом, хотя и работают они на пределе возможностей.

Кошмарный сон в летнюю ночь

А между тем «Двенадцатая ночь» - это особая постановка, которая не может состояться без особой искрометной игры и удвоенной порции артистизма. Потому кажется, что в спектакле будто и нет главных ролей – почти все артисты демонстрируют одинаковый средний уровень, не удалось увидеть и интересных дуэтов. По-настоящему эксцентричный и яркий образ получился, пожалуй, лишь у Андрея Брынцева, полюбившегося поклонникам уфимского балета своей необычайно легкостью и артистичностью. Танцовщику не нужно задумываться о технической стороне исполнения, потому он может позволить себе такую роскошь, как создание запоминающегося комического образа. И в «Двенадцатой ночи» демонстрирует он новый талант – настоящего мима. Между тем одна из исполнительниц Виолы – Валерия Исаева - теряется на фоне остальных персонажей: травестийное перевоплощение, на котором строится весь сюжет, ей совершить не удалось. А ведь это основной образ комедии. Возможно, маститые примы Гульсина Мавлюкасова и Гузель Сулейманова, также прописанные в этой роли, убедят зрителя, что их образ является в комедии ведущим. В Валерии не узнать ту мощную исполнительницу Фригии из недавнего «Спартака». Нет здесь и того кордебалета, который в спектакле Григоровича предстал не безликой массовкой, а ансамблем ярких индивидуальностей. Вообще, при просмотре «Двенадцатой ночи»» лучше забыть, что в репертуаре театра есть такие достижения, как «Спартак» и «Корсар». Достоинством новой постановки можно посчитать лишь единичные работы солистов и непродолжительность действа: неутомительная полтора часа для беспокойных школьников – в самый раз.

Декорации, изготовленные художником Равилем Ахметзяновым «по последнему слову техники», уже в макетах поражали воображение яркостью и оригинальностью задумок, но не получили достойного воплощения и не произвели ожидаемого грандиозного впечатления. Текстовые проекции и вовсе «не выстрелили», потому как не читались на волнистом полотнище.

Жаль, что и Абушахманову в полной мере не удалось воплотить свою блестящую идею, но все-таки когда-нибудь хотелось бы увидеть спектакль таким, каким его задумывал автор.

Выстраивать новый спектакль Ринату пришлось за два авральных месяца практически в полевых условиях, которые сам Абушахманов окрестил «походными». Режиссер отметил, что «впервые балетная премьера состоялась не в родных стенах». Накануне премьеры на генеральном прогоне вместе с Абушахмановым по залу Химика нервно метался и новый театральный начальник Владислав Самойлов, который переживал за премьеру не меньше постановщика.

IMG_3549.jpg

В лучших традициях Полесова из «Двенадцати стульев» Самойлов во время «Двенадцатой ночи» демонстрировал удивительную осведомленность в деятельности технических служб и творческих сил театра: что-то бурно объяснял осветителям, во время действа подскакивал с замечаниями к Абушахманову, а в антракте делал замечания маэстро Герману Киму, что музыка де звучит ровно, недостаточно эмоционально.

- Нужно, чтобы в разных сценах и у музыки было соответствующее настроение: где-то игривое, где-то лирическое, - воодушевленно наставлял он дирижера. – Сегодня лучше, чем в прошлые разы, но стоит еще поработать.

Герман Викторович обещался донести задачу до своих «неигривых» подопечных.

Понять волнение Самойлова можно – все-таки спектакль Абушахманова – это его первая премьера в роли гендира, да еще и в таких непростых условиях. А если учесть, что уже полгода Владислав Анатольевич руководит кочующим театром с приставкой и.о., то все удачи или поражения труппы становятся и личными достижениями или неудачами временного директора, сегодня старательно зарабатывающего поощрительные баллы. В зачет самойловских заслуг, несомненно, пойдет и состоявшаяся премьера. А пока в башкирском минкульте присматриваются к менеджеру от искусства и совсем не спешат с его утверждением. Чиновники продолжают экзаменовать потенциального руководителя на умение рулить таким громоздким творческим кораблем, на котором время от времени подавляются бунтарские настроения команды против капитана.

Разброд и шатание

Напомним, за последние три года в Башкирской опере трижды сменялся руководитель. В 2010-м коллектив взбунтовался против Владимира Рихтера: артисты обвинили начальника в нежелании решать их проблемы и мизерных зарплатах. А последним худруком - Рустэмом Сабитовым - остался недоволен минкульт: чиновники не продлили с ним контракт и не позволили завершить начатую реконструкцию. А между тем Рустэм Нариманович мог записать на свой счет появление в репертуаре таких ярких постановок, как оперы «Школа влюбленных» и «Тоска», а также балеты «Корсар» и «Спартак», поставленные самим Григоровичем. В последние дни в начальственной должности Сабитов вынужден был заниматься «поддержанием в коллективе творческого тонуса» и «организацией полноценной работы коллектива в таких специфических условиях». Проще говоря, заботиться о том, чтобы коллектив не рассыпался. Однако чиновников от культуры Сабитов чем-то не устроил, и они решились в такой непростой период снова производить свои опасные рокировки. Стоит отметить, что начальники в театре менялись аккурат с приходом нового главы культурного ведомства – каждый считал своим долгом поставить своего человека именно на этот пост. «Илишевского» Рихтера снял Абдразаков, назначив Стульникова, а и.о. министра Камиля Давлетова посчитала более достойной кандидатурой Рустэма Сабитова. А уже принявшая вахту у культурного руля Амина Шафикова дала шанс доказывать свою профпригодность Самойлову. Наверное, для труппы очень оскорбительно, когда снимают одного директора, который заслужил право продолжать успешную работу, но полгода не утверждают в должности другого. Или действительно в культурной отрасли Башкирии такой дефицит квалифицированных управленческих кадров?

Конечно, все эти пертурбации не могло не отразиться на настроении коллектива и, как следствие, на новой постановке.

- Ну что ж, артистов можно понять – ну какое может быть настроение работать, когда они лишены родного дома? – оправдывали неудачу сердобольные зрительницы.

Обрисовать нынешнее состояние труппы можно одним известным выражением: разброд и шатание. Собственно, именно это и увидели на сцене уфимцы. Правда, не все осознали масштабов бедствия, не являясь знатоками особых тонкостей балетного искусства. Любая смена руководства в творческой среде с особым микроклиматом способна дестабилизировать обстановку и деморализовать коллектив, и с третьего захода чиновникам это удалось.

Ильсияр РАХМАТУЛЛИНА.

IMG_3584.jpg IMG_3593.jpg IMG_3603.jpg IMG_3652.jpg IMG_3668.jpg IMG_3682.jpg IMG_3692.jpg

"