Posted 31 мая 2011,, 20:34

Published 31 мая 2011,, 20:34

Modified 10 ноября 2022,, 18:55

Updated 10 ноября 2022,, 18:55

Пьесу «Дорогая Елена Сергеевна» запретила учительница из Уфы

31 мая 2011, 20:34
Альтернативный театр «Перспектива» закрывает сезон инсценировкой пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Режиссер Салават Нурисламов взялся за не самую лучшую, но наиболее известную работу драматурга. Жанр постановки авторы определили как «школьная сага». Правда, на эпическое произведение пьеса совсем не тянет. Пьеса, написанная в 80-м по заказу министерства культуры, оказалась слишком смелой для того времени, и через три года ее запретили. Причем поводом для такой радикальной меры стало письмо учительницы из столицы Башкирии.

День мучителя

Труппа «Перспективы» громко заявила о себе, представив зрителю не легкую комедию, а гротесковую пьесу итальянского драматурга Дарио Фо «Не играйте с архангелами». Петрозаводский режиссер Олег Липовецкий отказался веселить зрителя, заставив его осмысливать непростое действо с элементами политической сатиры и социальной драмы. Другой спектакль – гламурная сказка «Два Ивана» - удивила не только детей, но и взрослых потрясными декорациями и костюмами, которые придумал и воплотил художник-постановщик Владимир Королев. Судя по новой постановке, организатор театра, бизнесмен Яков Ривкин порядком поиздержался, щедро оплачивая творческие изыски постановщиков. Потому «Дорогая Елена Сергеевна» вышла совсем не дорогой, а очень даже бюджетной: новый спектакль получился камерным и с визуальной точки зрения очень скромным. Творческие амбиции ушли на второй план, а новоявленный антрепренер решил разорительное предприятие сделать, наконец, прибыльным. Решено было ставить поучительную пьесу о трудных подростках и распространять билеты по школам. Бизнес-план отлично сработал: билеты скупали целыми классами, и на премьере зал заполнили шумные школяры, к которым были приставлены училки-церберши, и театр получил гарантированные аншлаги. Многим пьеса знакома по одноименному фильму Эльдара Рязанова. В конце 80-х комедиограф неожиданно для многих взялся за социальную драму. В это время на экраны вышли острые картины о проблемах молодежи «Маленькая Вера», «Взломщик», «Меня зовут Арлекино». Высказаться на эту тему захотелось и мэтру. Пьесу Разумовская написала еще в 80-м по заказу минкульта. Произведение молодого драматурга произвело эффект разорвавшейся бомбы и так напугало чиновников, что они от смелой по тем временам пьесы поспешили откреститься. Тем не менее, «Елену Сергеевну» поставили в Таллине на эстонском языке, а потом и в питерском Ленкоме. Интересно, что пьесу, которую расхватали около 20-ти театров, запретили в 83-м и обязали снять с репертуара. Еще интереснее, что поводом стало письмо разгневанной учительницы из Уфы, которая чуть не сломала драматургу судьбу.

- Письмо я не читала и могу только догадываться о его содержании, - рассказала г-жа Разумовская в одном из интервью. - Вероятно, речь шла об очернении советской школы и вообще всей советской действительности... «Сигнал» разбирали на очередном заседании Бюро ЦК партии уже при Горбачеве, после чего меня вообще запретили. Я очень переживала, не столько из-за запрещения, сколько из-за того, что в БДТ тогда репетировали следующую мою пьесу.

Письмо уфимской училки возымело такое действие, что вопрос о необходимости снятия пьесы поставило не министерство культуры, а… комитет госбезопасности!

С началом перестройки в 87-м пьесу «реабилитировали», и тогда уже за нее взялся Рязанов, пригласив на главную роль Марину Неелову. Но еще тогда Рязанов сокрушался, что немного припоздал с экранизацией.

- Если бы мне дали возможность поставить пьесу в 83-м, сразу после «Вокзала для двоих», тогда это была бы, несомненно, бомба. В конце же 80-х эффект воздействия «Елены Сергеевны» снизился.

А вот уфимской труппе пьеса показалась очень свежей и своевременной. По сюжету без пяти минут выпускники являются к учительнице домой якобы для того, чтобы поздравить ее с днем рождения. На самом деле одноклассники – трое парней и девушка - приходят к дорогой Елене Сергеевне (Анна Бурмистрова) вовсе не за этим: ребятам нужен ключ от сейфа, в котором хранятся экзаменационные работы, которые не тянут на «отлично». У Володи, Паши, Витька и Ляли уже и листы с правильными ответами для замены заготовлены. У идеолога этой малочисленной банды Володи (Иван Трифонов) даже нет сомнений, что кроткая училка сдастся без боя, вручив любимым ребятам вожделенный ключ, открывающий дверь в успешную жизнь, полную удовольствий. Молодые люди вовсе не готовы к отпору, который дает тихая Елена Сергеевна: учительница впадает в ярость и указывается наглым школярам на дверь.

Ночь откровений

Поскольку намеченный план у них срывается, подростки начинают импровизировать, в процессе сатанеют, опускаясь все ниже и ниже. Сама ситуация испытывает еще вчерашних детей: насколько далеко они могут зайти. А они решают идти до конца, причем в ход идет подкуп, шантаж, мольбы, угрозы, шмон. В конце концов, малолетние мерзавцы обыскивают саму учительницу, которая становится узницей в собственной квартире.

Но сообщницей преподаватель становиться категорически не желает – это противоречит ее моральным принципам. Она взывает к совести учеников, называет их «фашистами», «гангстерами», «моральными ублюдками», пытается образумить, спасти их заблудшие души, но не находит понимания. У молодых своя правда: они хотят «жить по-человечески», «отхватить от общего пирога кусок пожирнее». Беда в том, что в своем пафосе Елена Сергеевна совсем не убедительна, противопоставить их «новой морали» ей совершенно нечего. Она лишь может декламировать идейные пошлости.

- Глядя на вас, мы с детства учимся лицемерить, фальшивить и показушничать. И учат нас этому десятки учителей и сама жизнь! Так что бросьте, Елена Сергеевна, мы - ваши дети. Кровные дети, а не пасынки, и не открещивайтесь от нас руками и ногами, вы нас породили сами! – бросают ей ученики.

Страшная ночь открывает ей глаза на бессмысленность работы. Учительница выглядит беспомощно и жалко, а в некоторые моменты карикатурно.

- Вы же не женщина, Елена Сергеевна, вы газетная передовица в юбке! – очень точно подмечает Ляля в исполнении Иванны Колмыковой.

В своем фильме Рязанов превратил Неелову практически в пенсионерку, которая носит старушечьи платья.

- Вы интересная женщина, а ходите Бог знает в чем, - не церемонится с учительницей Ляля. - Ну кто это сейчас носит?

В уфимском же спектакле Анна Бурмистрова щеголяет по сцене в белых туфельках, короткой юбочке и игривой кофточке небесного цвета с рукавами-фонариками, что, по мнению «модной судьи» Эвелины Хромченко, является «трендом сезона». Красавица-актриса ну никак не хочет перевоплощаться в училку-сухаря.

Режиссеру спектакля Салавату Нурисламову пришлось осовременить текст пьесы, правда, правки коснулись лишь бытовых моментов. Исчезло упоминание о Шагале, купленном на «черном рынке», о портвейне, за которым Витек отстоял три часа. Но разговоры о блокбастерах и «Мартини» пьесу не спасли. На уфимской премьере выяснилось, что за тридцать лет пьеса выдохлась, потеряв остроту, а на первый план вылезло морализаторство. Текст перенасыщен выспренними речами юнцов, свойственными не столько школярам, сколько умудренным опытом лекторам. Поверить, что в жизни таким высоким слогом выражаются подростки, очень сложно. При этом желания у ребят очень даже земные, если не сказать приземленные. Один хочет власти, другой - любви, третий - напиться и забыться, а единственная дама мечтает выгодно продать девственность.

- Тому, кто подороже заплатит! – бесстыдно поясняет Ляля, и в этот момент юный зал очень оживляется. И непонятно: то ли уфимские школьницы осуждают свою расчетливую и морально павшую ровесницу, то ли сожалеют о том, что невыгодно распорядились собственной целомудренностью. В любом случае бурное обсуждение прямо во время спектакля очень радует присутствующих учителей. Разумовская постаралась выписать яркие типажи: здесь и амбициозный парень с замашками лидера, готовый шагать по трупам, влюбленный тюфяк, потомственный алкоголик, у которого нет будущего, а также морально неустойчивая и расчетливая девица. А уже в классе ребят, наверняка, ожидает детальный разбор образов героев пьесы.

Ашир МУРАДОВ.

"