Posted 31 мая 2009,, 20:17

Published 31 мая 2009,, 20:17

Modified 10 ноября 2022,, 19:00

Updated 10 ноября 2022,, 19:00

Задача тележурналиста – отсечь все лишнее за 100 секунд

31 мая 2009, 20:17
Только на первый взгляд кажется, что все работники ТВ звезды, задача которых не сходить с экранов. На самом же деле кроме эфиров у тележурналиста существует большой объем закадровых дел. О том, как работают репортеры на телевидении, мы узнали в продюсерском центре «Вся Уфа». Напомним, уфимская команда журналистов сумела доказать свой профессионализм на всероссийском телевизионном конкурсе «ТЭФИ-регион», став победителем в номинации «Интервью». Кроме того, в номинации «Ежедневная информационная программа» в тройку лидеров вошла передача «Уфимское время», которую делают на главной телекомпании столицы Башкирии. Учитывая, что в телевизионном соревновании участвовало 370 работ от 126 телекомпаний из 64 городов – это большая победа местных телевизионщиков.

По словам тележурналистов компании «Вся Уфа» работа над сюжетом занимает много времени - сначала репортер обсуждает с оператором предстоящую съемку. После этого кассета с записью попадает монтажерам на оцифровку, а репортер пишет «подводку»: текст для ведущего новостей. Далее журналист создает закадровый текст и отдает его на правку редактору. После этого режиссер отправляет текст монтажерам, которые подбирают нужную «картинку». Звездная болезнь журналиста пресекается на корню. В телекомпании «Вся Уфа» есть закон – корреспондент не может спорить с продюсером, редактором, координатором. Потому и в кадре местоимение «я» практически отсутствует, поскольку то, что видит зритель – коллективный труд. За кадром работает оператор, редактор, монтажер и многие другие люди. Предпочтительнее говорить «мы» или «наша телекомпания». «Я» можно употреблять только при каких-то экспериментах, скажем, когда журналист меняет профессию.

Любопытство, умение видеть интересные вещи и желание рассказать о них другим людям – главные составляющие профессии журналиста. Репортер, пожалуй, самый общительный человек, но, кроме того, что он должен найти новость и разговорить собеседника, ему еще необходимо найти общий язык со своим главным напарником – фотографом или оператором.

Работать в связке всегда непросто, ведь ты должен прислушиваться к мнению другого профессионала. Зато если оператор и корреспондент понимают друг друга с полуслова, их совместные репортажи всегда получаются яркими и интересными для зрителей.

Корреспондент Руслан Рахимов и оператор Дмитрий Аксаев работают на канале «Вся Уфа» не первый год и по праву считаются мастерами своего дела. Интересно, что ребята изначально не рассчитывали работать на ТВ. Дмитрий трудился в автосервисе, а Руслан получил диплом по специальности «филология».

- Профессиональное образование вовсе не является залогом успешной работы, – уверен Руслан Рахимов. - Главное – умение видеть и замечать интересные вещи. В нашей телекомпании работают филологи, юристы, историки и даже экономисты. Причем все эти люди получили журналистский опыт на практике и сейчас являются отличными специалистами.

- Меня на операторскую работу позвал друг, - добавляет Дима. - Первый опыт работы я получил на якутском телеканале. Конечно, в начале мне было очень сложно, не скрою, первые два года я просто мучился – не мог правильно выстроить фокус, баланс, подобрать нужные технические параметры. Но со временем все освоил.

Кстати, практически все телевизионные операторы – самоучки, поскольку профессиональное образование в этой области можно получить лишь в Москве и Питере.

Самое сложное в работе тележурналиста – отсекать лишнее. За одну минуту и сорок секунд (100 секунд) необходимо рассказать всю суть сюжета и ничего не упустить.

У журналистов есть свой дресс-код. В шапке репортер может появиться в кадре только сильные морозы. А в репортаже, например, со стройки или из пожарной части корреспонденту разрешается надеть каску.

Журналист должен выглядеть аккуратно несмотря ни на что, в идеале – каждый день в костюме и галстуке. Такая одежда как майка, шорты, сланцы исключена. Табу для девушек – глубокие вырезы и мини-юбки. Журналист должен вызывать у зрителей доверие, поэтому одежда подбирается сдержанная.

Разговорить человека всегда непросто. Профессионализм журналиста заключается в том, чтобы из всех возможных спикеров выбрать именно того, кто сможет дать наиболее полный комментарий.

Журналиста в кадре должно быть как можно меньше. Постоянное появление в сюжете – это моветон. Из ста секунд сюжета корреспондент появляется в кадре лишь на 12-20 секунд.

В связке «журналист-оператор» главным принято считать корреспондента. Однако это вовсе не означает, что роль оператора второстепенна.

- Я должен понимать журналиста, находить с ним общий язык и точно знать, каким он видит наш совместный сюжет. Перед съемками мы всегда обсуждаем предстоящий репортаж и заданную тему для того, чтобы как можно лучше раскрыть суть.

Стэнд-ап – это всегда украшение сюжета. Текст журналист разучивает прямо во время съемок, поэтому старается придумать емкие и эмоциональные предложения. У некоторых репортеров такие комментарии сразу не получаются, поэтому они сначала снимают сюжет, а стенд-ап записывают отдельно. Руслан «пишет» свой текст с первого раза благодаря хорошей памяти.

Диме нисколько не обидно находиться за кадром, ведь снять хорошую «картинку» - это тоже искусство и талантливые операторы всегда в цене. Однажды на телекомпании «Вся Уфа» сотрудники провели опыт – журналисты и операторы поменялись ролями, чтобы лучше понимать работу друг друга. Операторы попробовали писать тексты, а журналисты – снимали сюжеты. Все взглянули другими глазами на работу своих товарищей и еще раз отметили, что в деле каждого требуется большое мастерство.

- У моих коллег происходили случаи, когда агрессивные герои остросюжетных репортажей пытались разбить камеру или ударить операторов, - продолжает Дима. - Во время конфликтных ситуаций руку поднимают именно на нас, потому что именно мы фиксируем происходящее. Журналист прикрывает оператора - в местах массовых скоплений людей он должен идти сзади, поскольку впереди оператор сам может контролировать ситуацию.

Цифровая Камера DVCam фирмы Sony стоит порядка 250-300 тысяч, весит 5-6 кг, а с полным оборудованием можно смело прибавлять еще три. Это облегченная камера, ранее использовались вышедшие из обращения тяжелые BetaCam, которые вместе со штативом и прочим оборудованием весили до 13 кг.

Операторы очень часто придумывают для своих камер имена. Свой аппарат Дима ласково называет Сонечкой.

В день оператор проезжает по городу около 100 км, делая около 5-6 выездов, а пешком проходит от 5 до 15 км.

Для одного сюжета Дима снимает 15 минут рабочего материала, из которого зритель увидит лишь 2 минуты.

Штатив и остальные детали камеры почти всегда носит сам оператор. Если журналист мужского пола, то он, как правило, оператору помогает.

Для микрофона, стоимость которого не превышает тысячи рублей, существуют насадки, так называемые ветровики. Они необходимы для того, чтобы ветер не свистел в микрофоне. А в помещении можно использовать «голый» микрофон.

Для работы оператора рост не важен, но высоким парням однозначно удобнее: с высоты своего положения Диме заснять какую-нибудь звезду, которую плотным кольцом обступили журналисты, гораздо сподручнее.

Дмитрий Аксаев старается не пропускать выпуски новостей федеральных каналов, следя за работой российских коллег и замечая интересную подачу материала.

- Главное в новостях – динамика, «экшн», - поясняет Дмитрий. – Но на скучных заседаниях этого не найти, потому снять интересный репортаж с таких мероприятий – большое искусство.

Руслан тоже старается быть в курсе событий и с интересом следит за репортажами коллег с других каналов. Образцовым тележурналистом, по его мнению, является Леонид Парфенов.

Ксения ЛАПТЕВА.

"