Posted 1 апреля 2007,, 19:20
Published 1 апреля 2007,, 19:20
Modified 10 ноября 2022,, 19:06
Updated 10 ноября 2022,, 19:06
Игра с законами мироздания
Исмагилов считает себя человеком нового века, с жадностью ищущего и ждущего новых технических открытий, смело стирая грань между живописью и фотографией. Ринат снимает микроскопические участки обычной перчатки и потом сводит на компьютере в отпечатанную на холсте единую картину, правда, добавив к оригиналу лишний палец.
Как-то раз он привез из Парижа высокополиграфичную (всегда трепетно относится к качеству) репродукцию Джоконды. Разрезал ее на аккуратные квадратики и вновь углубился в созерцание Моны Лизы. Когда исчезла острота восприятия, перевернул картинку вверх ногами и прикрепил кнопкой к стене. Ринат привык выворачивать реальность. С некоторых пор он и сам представляет собой другую ипостась Рината Исмагилова. Псевдоним Волигамси, под которым его работы известны всему миру, означает... фамилию Исмагилов, прочитанную с конца.
Объясняя свои опыты, Волигамси называет себя культурным извращенцем, впрочем, в этом нет ничего криминального. Взглянуть на привычный мир другими глазами – цель творчества этого известного художника.
Метаморфоза, случившаяся с мальчишкой из села Ермолаево Кумертауского района Башкирии, - вещь трудно объяснимая, почти мистическая. Но факты подтверждают: его имя знают в Риме и Париже, картины экспонируются в престижных залах страны, он был единственным россиянином, представленным на английской художественной ярмарке «Арт-Лондон», сам Ельцин вручал Исмагилову Госпремию. При этом художник необычайно щедр – у одноклассников в Кумертау и Ермолаево на стенах его лучшие работы.
Элементы ирреальности окружают его везде. Мастерская Волигамси находится в 13-й квартире, встреча с ним состоялась 13 числа, а поспеть к интервью удалось лишь к 13.00. Впрочем, Ринат не склонен к суевериям, рассуждая, что все поддается логике и научным объяснениям. Аналитический подход в творчестве был выбран им в процессе изучения архитектуры. Выпускник архитектурного факультета башкирского нефтяного института, Ринат гордится полученным образованием и считает его единственно правильным для художника. Разбирая предметы, явления и людей и вновь собирая их уже в другой последовательности, Волигамси играет с законами мироздания.
Математик живописи
Само понятие «искусство» для художника вещь относительная. Оно может быть там, где его нет – в старой перчатке, женских губах, выпускающих струйку сигаретного дыма, процессе стрижки ногтей. Один их любимых художников Волигамси выставил белый холст с надписью «Здесь ничего нет, но здесь есть искусство», который стал знаковым для башкирского творца.
Отсутствие эмоций в творчестве этого математика живописи наглядно демонстрирует образ мертвой мухи. Волигамси откровенно пишет на холсте: лучший натурщик – это мертвый натурщик. Прихлопнув массу таких натурщиков, Ринат делает муху архетипом некогда живого существа и демонстрирует на холсте мыслительные упражнения.
Вопреки расхожему мнению, Ринат не считает оторванность от мира уделом творческой братии. Стараясь быть в курсе всех новостей, он уверен, что любое явление в реальном мире находит отражение в искусстве, по принципу «если убили бабочку, то на другом континенте возникнет тайфун». Есть одна художница в Германии, специализирующаяся на катастрофах и авариях. Она в деталях воссоздает бумажный макет случившегося крушения и затем фотографирует его. Фотокартина становится украшением многих экспозиций. Кто-то скажет: бред и извращение, а Волигамси опять же сошлется на закон отражения в искусстве. Если препарировать «фантастический реализм» художника, то можно разложить его творчество на духовную интуицию плюс достижения передовых технологий.
Ни в какую энергетику мазка кисти и вложенной души в холст, о которых любят говорить другие художники, Волигамси не верит. Кошки и собаки, чутко реагирующие на энергетические потоки, никак себя не проявляют вблизи рукотворных произведений. Ринат заметил, что на зрителя действует другой механизм восприятия – ассоциативный.
В отличие от некоторых мастеров кисти, Волигамси не чувствует себя мессией, считая понятие «избранность» провинциальным пафосом.
Просто ему досталась такая работа – искать новые пути мышления. Как ищет дорогу шофер, мусорщик очищает территорию, так и художник выполняет свою обязанность. Объяснить это действо очень сложно. Быть может, разбирая закоулки своего подсознания, он выкладывает в одну сторону детские ассоциации, в другую – плоды созерцания и аналитических выводов, а потом соединяет их в новых комбинациях. Получается очень занимательно, почти как игра ребенка в кубик рубика, но только посвященный знает, какой это тяжелый труд.
Зиля БАДРИЕВА.