Posted 1 марта 2011,, 16:08

Published 1 марта 2011,, 16:08

Modified 10 ноября 2022,, 18:56

Updated 10 ноября 2022,, 18:56

Режиссер Роман Каримов: «Сравнение с Тарантино мне не льстит»

1 марта 2011, 16:08
Дебютная картина уфимца Романа Каримова «Неадекватные люди», вышедшая в прокат в начале года, покорила сердца и критиков, и зрителей, что достаточно редкий случай. Кино обошлось в 100 тысяч долларов, в то время как сборы в кинотеатрах приближаются к полумиллиону. Первыми картину г-на Каримова накануне Нового года увидели жители столицы Башкирии – молодой режиссер посчитал своим долгом представить дебютную работу в родном городе. Премьера прошла в рамках киноклуба «Анидор», который начал работать в кинотеатре «Родина». Правда, пообщаться с постановщиком удалось только в Москве.

Заблудшие души

«Неадекватные люди» оказались на удивление адекватным фильмом, способным понравиться и умному, и не очень зрителю. Каримов сумел занять пустующую нишу: его творение хотя и авторское кино, но не арт-хаус, фильм очень доступный и понятный, но не бездумный - с оригинальным сюжетом, с талантливыми и смешными диалогами. Молодому режиссеру каким-то волшебным образом удалось заставить сериальных актеров существовать в кадре – в своих ролях исполнители, многие из которых дебютанты, - очень естественны. Интересно, что 26-летний режиссер выступил еще в роли автора сценария, композитора, режиссера монтажа, а также засветился в эпизодической роли бармена.

«Неадекватные люди» - веселая, светлая и трогательная романтическая комедия. Главного героя картины 30-летнего менеджера Виталия (Илья Любимов) мучает не только кризис среднего возраста, но еще чувство вины за смерть невесты – он угробил девушку, усевшись пьяным за руль. Отчего-то оставшись на свободе, он пытается бороться с душевным кризисом у психолога (Евгений Цыганов), но спасение приходит в образе школьницы Кристины (Ингрид Олеринская), которой тоже не в ладах сама с собой.

Интересно, что завязкой сюжета послужил реальный случай ДТП со смертельным исходом.

- У меня был один знакомый, у которого так все и случилось, но с помощью связей и блата ему удалось избежать ответственности, и он жил, как ни в чем не бывало, - объясняет Каримов. - Я думаю, уровень достатка Виталия, показанный в фильме, позволяет ему в российских реалиях избежать судебного преследования.

В фильме нет ни одного нормального персонажа – все со странностями, как, впрочем, и в жизни. Несчастная мамаша девочки не может найти контакт с дочкой, страдающей юношеским максимализмом, подруга Кристины готова переспать с первым встречным, парень, с которым знакомится главная героиня, оказывается полным дебилом, начальница Виталия предстает похотливой бестией. Даже психолог оказывается тайным любителем садо-мазо.

Интересно, что зритель мог не увидеть на экране ни Ильи Любимова, ни Юлии Такшиной, известных по сериалу «Не родись красивой». Инвесторы решили сделать ставку на известных в шоу-бизнесе персон. Образ Виталия должен был воплотить актер Игорь Верник, а его похотливую начальницу сыграть участница «Дома-2» Алена Водонаева. Но что-то не сложилось, и картина от этого только выиграла. Хотя на определенные уступки постановщику все же пришлось пойти. Например, эпизодическую роль в кино получил один из инвесторов.

- Никаких условий не было, - говорит Каримов. - Он сказал, что очень хотел бы сняться, что это мечта всей его жизни, и если есть какая-то роль для него, то было бы здорово, а если нет - ничего страшного. Я почесал голову и подумал, что роль родственника главной героини для него подойдет, тем более он человек очень ответственный, старательно все сделал.

Главную роль в фильме сыграла Ингрид Олеринская: девушка с необычным именем и полным отсутствием актерского образования. Ее случайно нашли среди тысяч посетителей одного из фестивалей в «Лужниках».

- Мы проводили кастинг, но нам никто не подходил. У девочек были актерские навыки, но не было нужного возраста, типажа. Единственным выходом было найти девочку, подходящую внешне, и научить ее каким-то актерским приемам, - рассказывает Роман о непрофессиональных актерах. – Певец Влад Топалов тоже талантливый человек, у него есть круг поклонников, и было бы глупо упускать возможность его использовать. И для него, я думаю, было интересно попробовать себя в кино.

Туманности Альбиона

- Боюсь оскорбить чувства зрителей, но когда я писал сценарий «Неадекватных людей», это была глубоко конъюнктурная задумка, - признается Роман. - Меня часто обвиняли, что я пишу негативные сценарии, потому решил назло написать шаблон: историю со счастливым финалом о том, как мальчик встречает девочку. И сделал камерное низкобюджетное кино. Поэтому все в фильме на крупных планах и немного клаустрофобно.

Однако профессиональным актерам, занятым в фильме, так понравился сценарий, что они согласились работать за те деньги, которые создатели были в состоянии им заплатить. Главной звездой картины оказался Евгений Цыганов, сыгравший психолога. Его герой выпускает книги похожие на те, что пишет Сергей Козлов. Эту фамилию Каримов подарил и своему герою.

- Она смешная и сразу сбивает весь пафос: психолог Козлов, - смеется Роман.

По словам режиссера, возможность принять участие в создании картины имели многие уфимцы.

- Друзья помогали музыкой, креативом, советами, - говорит Роман. – Так что этот фильм можно считать уфимским.

Неслучайно главному герою Каримов дал имя уфимского друга, тем самым передав ему привет. В одной из первых сцен мелькает анкета, где значится: Виталий Эдуардович Мухаметзянов. С одной стороны, режиссер выбрал это имя потому, что оно, по его словам, «задротское», а с другой – это реверанс в адрес реального человека – основателя студии «Муха» Виталия Мухаметзянова и своеобразная благодарность за помощь. Именно на уфимской студии Каримов создал первые киносценарии и короткометражки.

- «Муха» разрабатывала полнометражный сценарий для питерского режиссера Богдана Дробязко, - вспоминает Каримов. - Я тоже решил поучаствовать, предложил несколько своих идей, и они всерьез рассматривались. Я был поражен: оказывается, это так просто!

Интересно, что семь лет назад Каримов решил начать карьеру, уехав из Уфы в Лондон. В столице Британии он трудился на телевидении, занимался продюсированием короткометражек, также работал промо-продюсером в компании Viasat Broadcasting UK, создавая кино-трейлеры для телеканалов.

- Просто взял и поехал, получив студенческую визу, - вспоминает Роман. - Я хотел там продвинуться со своей музыкой, которую писал с детства, но не получилось. Приехал, увидел уровень их музыкальной индустрии и понял, что мне туда лучше не соваться. Именно там я определил для себя, что лучше заниматься кино, а музыку можно и к фильмам сочинять, как это и произошло в «Неадекватных людях».

За два года на Туманном Альбионе Роман не просто понял, что надо переключаться на кино, но и научился многим вещам, например, монтажу, так что свой первый фильм он и смонтировал сам. В 2005-м вернулся на родину, где начал сотрудничать со студией «Муха».

В качестве режиссера Роман снял две короткометражные ленты - «Квартира 29» и «Не волнуйся!». Первый фильм получил приз за лучшую игровую картину на фестивале «Кинотеатр.DOC», а второй - приз зрительских симпатий на фестивале «Мое кино-2007», который проводился в кинотеатре «Родина».

- Надо пробовать разные вещи, и вот я сделал такой нудный фильм о наркоманах, полный пафоса и сентиментальных высказываний. Но некоторым людям даже нравится, - рассказывает Каримов. - И опять же это реальная история. Друг дал унизительную кличку однокласснику, и его все оскорбляли. После девятого класса он ушел в колледж, думал, что начнет новую жизнь, но эта кличка всплыла и там. На какой-то стадии он не выдержал и зарезал человека, а потом сел в тюрьму. Человек, давший кличку, очень страшно переживал. Эта история и легла в основу «Квартиры 29».

Роман под «Мухой»

Основатель студии «Муха» Виталий Мухаметзянов предлагал Роману и дальнейшую работу по созданию роликов и клипов. Постоянная загруженность была молодому режиссеру обеспечена, но ему хотелось большего.

- Я понял, что в Уфе не смогу снять полнометражный фильм и не смогу этим зарабатывать себе на жизнь, - делится Каримов. - Предложение «Мухи» было заманчивым, но в связи с киношным и сериальным бумом, который происходит в стране, у меня постоянно было ощущение, что меня обкрадывают, а если я приеду в Москву, то мои таланты будут востребованы.

В итоге собрал вещи, идеи и в 2008 году снова уехал из Уфы. Но, как это часто бывает, столица не спешила раскрывать свои объятия очередному провинциалу. Однако попытки пробиться в киноиндустрию не прошли даром. Каримов успел поработать промо-режиссером фильма «Платон» и постановщиком документального фильма «Профессия: юморист», главную роль в котором сыграл Вадим Галыгин. В это время Роман создал сценарий «Неадекватных людей».

- Я написал его за три недели, но у меня было много набранного материала, - объясняет Роман. - Ты постоянно записываешь интересные фразы, шутки, у тебя накапливаются папки, а потом ты выделяешь время и начинаешь в них ковыряться, нанизывая на единую структуру, и так у тебя получается фильм.

Со сценарием ничего не происходило до тех пор, пока он не попал в руки к будущему продюсеру картины Михаилу Кукушкину.

- Очень длинная цепочка людей, через которую мы с ним познакомились, - режиссер пытается перечислить всех знакомых, которые привели к этой встрече. - Миша учился на режиссера и пытался пробить свой собственный проект на полтора миллиона долларов. Каких-то мелких инвесторов, готовых внести, например, 200 тысяч долларов, удавалось найти, но не было никого, кто бы дал всю сумму. И этим старым знакомым он показал мой сценарий, которые решили запускать проект.

На стадии чернового монтажа кино было готово уже в ноябре 2009-го, но несколько месяцев эта работа никого не интересовала. Черновик не нравился никому из тех, кто его смотрел. Лишь через несколько месяцев на почти готовый фильм обратила внимание кинокомпания «Парадиз». Именно они настояли на том, чтобы выпустить фильм в прокат, хотя сам автор планировал продать его на телевидение.

Несмотря на то, что Каримову всего 26, он уже обижен на жизнь и считает, что его могли заметить гораздо раньше.

- Когда я делал «Неадекватных людей», то очень разочаровался в кино и в жизни из-за бесплодных попыток пробиться в индустрию, - сокрушается автор. - Я делал этот фильм немного спустя рукава и думаю, что он мог быть лучше, если бы я сделал его намного раньше. Мне, безусловно, повезло, но обидно, что этого не случилось раньше. Я много лет сочинял сценарии, которые не были востребованы, я шел на поводу у людей, которые мне что-то заказывали, а потом говорили, что это дерьмо. Обидно из-за усилий, потраченных впустую, из-за многих лет неудачных попыток. Но в итоге я думаю, что мне удалось сделать проект так, как я хотел, он попал в кинотеатры, собрал хорошую кассу.

Затмить Тарантину

Хотя пока еще он остается неузнанным, Романа рвут на части, приглашая на интервью, съемки, встречи. Делами г-на Каримова заведует его супруга Ольга, которая следит за плотным графиком мужа.

- Тем, кто хочет со мной поговорить, приходится общаться с моей женой, напрямую я разговариваю только с продюсером, - включает звезду Роман. – Конечно, я не ожидал такого успеха. Судя по тому, как фильм распространялся, какая была рекламная кампания, я думал, что вообще никаких сборов не будет. Но я недооценил сарафанное радио: многие пошли в кино, потому что слышали хорошие отзывы. Можно даже по социальным сетям судить: меня каждый день добавляют по 5-6 человек и пишут, как им понравился фильм.

Фильм отметили и профессионалы: на фестивале «Окно в Европу» картина получила гран-при, диплом за лучший актерский дуэт, приз зрительских симпатий «Золотая ладья» и диплом кинокритиков России. Сам же автор более всего ценит похвалу коллег - Валерия Тодоровского и Павла Руминова.

- В некотором смысле для меня это авторитеты. Мне нравятся фильмы Тодоровского, он мастер в десятки раз лучше меня, профессионал во всех областях. А у Руминова очень импозантный, необычный вкус, я не думал, что буду популярен среди людей такого плана.

Примечательно, что г-н Мухаметзянов тоже посмотрел картину приятеля, но высказался критически.

- Виталик сказал, что плоховато у нас с сюжетом, с основной мыслью и сверхзадачей. Хорошо в деталях, но нет чего-то крутого, яркого. Я считаю, что он прав, - улыбается Роман. – Он сделал вид, что не просек эту фишку с именем главного героя, да и вообще ему сложно оценивать мое творчество - для него это все органичный процесс. Это для всех остальных я выгляжу чуваком, который был никем и вдруг снял что-то интересное. А Виталик видел, как я делал дерьмовые короткометражки, потом фильмы чуть получше, а в итоге снял полнометражный фильм. Думаю, что когда он услышал об этом, то просто пожал плечами.

Недавно Каримов закончил съемки второго фильма «Вдребезги». Роман снял совсем другое кино - черную комедию в стиле Тарантино. Потому сегодня стиль режиссера сравнивают с манерой американского постановщика, но Каримову эти аналогии не совсем по душе.

- Наверное, это удобно, чтобы как-то охарактеризовать, объяснить простым людям, на что это похоже. Но я не смотрю на Тарантино и не ищу в нем вдохновение, сравнение с ним мне не льстит. Мне нравятся другие режиссеры, и их много.

Роман признался, что после успеха дебютной картины к нему «потихонечку подступают с разных сторон, но крупных проектов не предлагают».

- В основном как к режиссеру и сценаристу, но у меня сейчас просто нет времени писать. Для этого надо засесть на месяц-полтора, отрешившись от всего. Если мне сейчас ничего интересного не предложат, то засяду и начну что-то писать, искать под это деньги. Мой стиль это то, что мне нравится на данный момент. Недавно я вернулся с фестиваля американского независимого кино «Сандэнс». До этой поездки «Неадекватные люди» и «Вдребезги» были моим стилем, а сейчас мне хочется делать медленный и тугодумный арт-хаус.

Андрей ЮРТАЕВ.

Москва-Уфа

"