Posted 28 февраля 2010,, 22:26

Published 28 февраля 2010,, 22:26

Modified 10 ноября 2022,, 18:59

Updated 10 ноября 2022,, 18:59

Полина Шабаева: «Каждая роль – будто новорожденный ребенок»

28 февраля 2010, 22:26
Впервые Полина вышла на сцену в родном Саратове, потом был уфимский театр русской драмы. Уже шесть лет актриса служит в Молодежном театре имени Карима столицы Башкирии. Последняя из ее ролей – Анна в спектакле «Близость» по пьесе британского драматурга Патрика Марбера. Эта постановка стала победителем в номинации «Лучший актерский ансамбль» на фестивале «Рождественский парад», прошедшем в конце прошлого года в Петербурге. Кроме того, Полина дебютировала в кино, исполнив главную женскую роль в башкирском телефильме «И тогда придут другие» и двух проектах Первого канала.

«Мечтала быть следователем-криминалистом»

- Вообще, прошлый год был очень насыщенным, решающим и поворотным в моей карьере, - отмечает актриса. – Во-первых, я рискнула оставить свои данные на сайте московской компании, занимающейся телепроектами Первого канала. Было несколько приглашений, на два из которых я согласилась - поехала и снялась. Для меня это и опыт, и практика. И потом уже в Уфе питерский режиссер Вадим Саетгалиев взялся за съемки фильма «И тогда придут другие». Это действительно качественная картина. Фильм не стыдно показать и на центральных каналах.

Почувствовать себя своей на съемочной площадке актрисе помогло и образование: в Саратовской консерватории имени Собинова Полина получила специальность «артист драматического театра и кино».

- Театр – это первоочередное, это уже дом, семья и часть моей жизни, - размышляет Полина. – На сцене я уже десять лет. Считаю, что это солидный срок. Без театра себя уже не представляю. Кино также раскрывает твои профессиональные качества, но приходится узнавать себя заново. В театре главное – сиюминутность происходящего: актеры уходят и об игре остаются лишь воспоминания. А кино – это документ.

- Как ты решила стать актрисой?

- Я всегда мечтала быть следователем-криминалистом, но решила поступать на истфак саратовского университета, потому что самыми любимыми предметами были история и литература. Но потом снова передумала. В нашей школе был театр, которым руководил очень хороший актер. Мне всегда было интересно, как рождаются спектакли, но самой принимать участие в постановках желания никогда не возникало. И вдруг при нехватке «кадров» меня привлекли к представлениям, посвященным последнему звонку и выпускному балу. После этого педагоги и родители моих одноклассников хором начали убеждать: «Полина, какой истфак? Тебе надо идти в театральный». Решение я приняла за неделю до вступительных экзаменов. Наверное, это судьба.

- Веришь в предназначение человека?

- У каждого происходит случай, который является поворотным в судьбе. Но его нужно заметить и успеть за него зацепиться. Тогда он тебя поведет. И в знаки я тоже верю. Мне кажется, обладаю некоей интуицией: прочитываю эти сигналы и тогда принимаю какое-то решение. Но самое сложное – это отказаться от одного во благо чего-то другого. Прежде, чем ты что-то получишь, ты обязательно потеряешь. Иначе не бывает.

Интересно, что и рождение Полины было связано с театральными подмостками.

- Когда мама была уже на последнем месяце, в Саратов с гастролями приехал один из питерских театров. Родители были завзятыми театралами, потому пропустить такое событие не могли. Но поскольку билеты были куплены в последний момент, сидеть им пришлось в разных частях зала. Вдруг прямо во время спектакля у мамы начались схватки. Она губной помадой написала на программке «Кажется, я рожаю» и попросила зрителей передать отцу. Маму сразу привезли в роддом, но на свет я появилась только ночью. Врач оказался шутником: «И чего так торопились? Могли бы и спектакль досмотреть». И когда стало известно, что я поступила на театральный факультет, мама сказала: «От судьбы не уйдешь».

«Актрисе быть красивой не обязательно»

Примечательно, что свой первый профессиональный спектакль Полина отыграла в том самом Саратовском театре драмы, где чуть не разрешилась от бремени ее мама.

- Когда я училась на третьем курсе, меня пригласили сыграть в спектакле «Конкурс», в котором блистали сплошь народные и заслуженные актеры. Конечно, это событие стало одним из самых важных в моей профессиональной деятельности. Когда получила диплом, мне предложили остаться в труппе. В театре я проработала два года.

- Какой должна быть актриса?

– Красота для этой профессии не обязательна. Актриса должна быть настоящей во всех своих проявлениях. Необходимо обладать женским началом и харизмой, потому что огромное количество людей должно тебе поверить, и ты должна их куда-то за собой повести.

- Скромный человек может добиться успеха в этой профессии?

- О себе могу сказать, что я очень стеснительна, и это мне мешает. Ведь каждый раз нужно преодолевать себя. Хотя сцена раскрывает людей: в жизни ты можешь быть замкнутым человеком, а на подмостках превращаться в общительного и веселого. А иначе и быть не может: ты впитываешь в себя и режиссера, и партнера, и материал.

- В жизни часто приходиться играть?

- У меня нет для этого ни сил, ни желания. Мне этого хватает на сцене, а в жизни хочется побыть самой собой. Хотя я стараюсь быть искренней и на сцене, и за ее пределами. И здесь грань стирается. Работая над ролью, я все пропускаю через себя. Люди не черные, не белые и не серые - в нас огромное количество красок. И главное – узнать ее, достать из своей палитры и сделать как можно ярче. Тогда получается образ и характер.

- Звездной болезнью никогда не страдала?

- Не буду скрывать, что испытываю огромное удовольствие, когда мой труд кто-то оценивает. Это всегда приятно. А иначе как? Всегда хочется найти отклик у зрителя, раз уж ты ему служишь. Конечно, мнение зрителя и твоих коллег очень важно. Ну, а звездность – это что-то противоположное, когда ничья реакция тебя не волнует.

- Подразделяешь роли на любимые и не очень?

- Все роли одинаково любимы, потому что рождены тобой в муках. Потому каждый образ – будто ребенок. Обычно к новой роли, как к новорожденному малышу, относишься нежнее и бережнее, потому что он только-только родился, и с ним нужно обращаться очень аккуратно. И каждая роль постепенно растет и развивается: добавляются какие-то нюансы, интонации, краски. Поэтому самые любимые роли – это последние.

«В театральных вузах уничтожают личности»

- Есть персонаж, которого мечтаешь сыграть?

- У меня нет времени над этим задумываться. Жалею о том, что никогда не сталкивалась с героинями Чехова. А какие женские образы у Достоевского! Эти авторы будут актуальны всегда.

- А булгаковскую Маргариту бы сыграла?

- Если честно, я боюсь этого материала. Хотя Булгаков один из моих любимых авторов. Мой мастер Александр Григорьевич Галко играл Воланда в Саратовском драматическом театре. Тогда никто не отваживался браться за инсценировку «Мастера и Маргариты». Спектакль играли два вечера подряд. В то время постановка наделала много шума, труппа объездила с гастролями всю страну. И мастер рассказывал, что в его жизни очень многое поменялось. Интересно, что роль каким-то образом проецируется на жизнь, и иногда она словно наказывает за то, что ты делаешь.

- Веришь, что роман обладает мистической силой?

- Я действительно так считаю. Мне нравится это произведение, но до него надо дорасти. Впервые я прочитала роман в старших классах, но тогда не совсем понимала, о чем он. Если начну читать сейчас, возможно, открою для себя нового Булгакова. Надо уметь признаваться себе в том, что ты еще до чего-то не дорос, многого не знаешь и не умеешь. Вообще очень многое мой мастер открыл для меня и в литературе, и в музыке. Говорят, научить невозможно, можно помочь научиться, и он помог: он нас заинтересовал, очаровал, увлек. И такие очарованные театром и творчеством мы до сих пор существуем.

- Пожелала бы дочке актерской судьбы?

- Аленке только три года. Не знаю, что будет, когда она станет выбирать профессию, но очень часто на ТВ, в кино, в интернете я натыкалась на спектакли и программы с участием балетных артистов. Возможно, это знаки. Я могу ошибаться, но это происходило частенько. Мне от этого становилось жутко: профессия-то страшная! Это намного серьезнее, чем артист драматического театра. Во-первых, ты во многом должен себе отказать. Во-вторых, это очень страшные физические нагрузки. Мои подруги, балетные артистки, рассказывали, что в училище их просто уничтожают. Вообще, в театральных вузах первые годы идет полностью уничтожение тебя как личности. Потому что ты ничего не умеешь: ни ходить, ни говорить, ни двигаться, и ничего ты о театре не знаешь. И тебя начинают лепить: сначала уничтожат все, что есть внутри, почистят, а потом начинают лепить заново.

- Считаешь себя счастливым человеком?

- Да, но о счастье предпочитаю говорить шепотом, потому что это какие-то секунды. И когда эти моменты в твоей жизни случаются – это очень ярко, остро и эмоционально. Я счастлива оттого, что у меня есть любимая профессия: занимаюсь любимым делом и еще получаю за это деньги. Еще счастлива оттого, что мои близкие и родные живы и здоровы. И я желаю, чтобы это длилось как можно дольше.

Альбина ИБАТУЛИНА.

"