Уфа собирает <блудных> сынов джаза

Уфа собирает <блудных> сынов джаза

1 февраля 2005, 23:51
Культура
Вынуждена констатировать: мне стало скучно на концертах Крамера. Даниил Борисович в этом абсолютно не виноват - он все такой же блестящий рассказчик и, пожалуй, даже популяризатор, стремящийся, выражаясь "шершавым языком плаката", нести искусство импровизации в массы. Но... Мне на концертах его абонемента все меньше и меньше хочется... слова, и все больше и больше недостает собственно джаза.
Я даже дерзну предположить, что иные исполнители из все расширяющегося круга музыкантов, которых Даниил Крамер приглашает в свои поездки, необходимы маэстро не только для аккумуляции творческих идей (что для джаза в общем-то естественно). В каком-то смысле они являются и его донорами.Предупреждаю сразу - не стоит искать в моих писаниях глубинного психологического подтекста и пытаться приравнять их к гневным филиппикам в адрес организаторов. Боже сохрани! Крамер прекрасный пианист, технарь и умница. Просто мне стало не интересно слушать его, и я вдруг поймала себя на мысли, что в некоторых именно музыкальных "высказываниях" уважаемый мною маэстро многословен и идет к сути слишком кружным путем. А подчас, мне кажется, они уже приняли форму бронзовой отливки. Впрочем, это понятно. Поездки - вещь тяжёлая и, наверное, практически невозможно в процессе гастрольного тура стопроцентно выкладываться на каждом концерте. Мало кто тратится, работая на "разрыв аорты". Ведь восстанавливаться после этого необходимо не день и не два. В общем, как писал поэт, "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать"... А ведь некогда Уфа носила статус джазового города, каковой, к великому сожалению, был утрачен ею в пореформенный период. Музыканты (и это была общая для всей страны тенденция) разъехались, и в поисках достойного заработка в том числе, основательно осев кто в Германии, кто во Франции, кто в Швейцарии, кто в Таиланде, кто в Америке... Образовавшуюся нишу отчасти заполняли концерты приезжих джазменов. И те, найдя здесь благодатного зрителя, эмоциональностью своею и всепоглощающей, безоглядной любовью превосходящего импульсивную итальянскую публику, зачастили в Уфу, подчас просто пользуясь простодушием наших людей. Иные приезды московских гостей можно, положа руку на сердце, назвать банальным чёсом. Господь с ними, это, что называется, дело совести и личной ответственности каждого. Уважающий себя музыкант никогда не позволит себе всякий год приезжать в одно и то же место со старыми программами....А тем временем в Уфе, в недрах училища, академии искусств и Средней специальной музыкальной школы (ныне колледжа) подрастало "племя младое, незнакомое", мечтающее играть джаз, жаждущее высказаться и втайне надеющееся вернуть городу столь почётный статус. Если быть точной, то о последнем задумывалась не столько юная поросль, сколько те преданно любящие искусство импровизации люди, что продолжали помнить и, собственно, никогда не забывали славное время, героями которого были Вячеслав Назаров, Марат Юлдыбаев, Евгений Чистяков, Александр Сергиенко, Дмитрий Шапко, Сергей Остроумов и многие-многие другие музыканты.Короче, все, что кипело и бурлило под этой крышкой, уже настойчиво требовало выхода. Именно тогда и возникла идея джазового фестиваля, под знаменами которого Уфа вновь бы смогла собрать своих "блудных сынов". Но не только. Вернуть утраченное, и сие есть аксиома, гораздо труднее, чем потерять. Восстановление статуса предполагает не только объединение интересов энтузиастов и их сил. Для того чтобы Уфа вновь именовалась джазовым городом, необходимо воспитывать молодое поколение исполнителей на лучших образцах музыки свободы, не только предоставив ему возможность слушать игру мэтров вживую, но и позволив начинающим подниматься на сцену вместе с великими. Необходимо, и это одна из важных составляющих процесса, параллельно просвещать зрителей, которые также сдали свои позиции, принимая за джаз иные даже, скажем так, "припопсовые" проекты (а они, безусловно, воспринимаются и слушаются - читай, кушаются - гораздо легче). И с подобной задачей задуманный фестиваль тоже может справиться. При условии, конечно, что он будет не разовым, а примет характер регулярного. Ещё одно очень важное условие, обеспечивающее фактически половину успеха, - тщательнейший выбор участников.Итак, после долгих раздумий, поисков формы и создания творческой концепции авторы идеи, а во главе этой группы стоят живущие в нашем городе замечательная джазовая певица Ирина Остин (московская пресса, замечу, назвала её "надеждой джазового вокала России"), контрабасист Сергей Оськин и барабанщик Евгений Чистяков ("лучшая ритмсекция страны" - это сказал о них Игорь Бутман), перешли к делу. 2 и 3 марта на сцене Республиканского академического русского театра драмы Башкортостана пройдёт I Международный фестиваль "ДжазМастер-Уфа". Участие в нем с радостью согласились принять - мэтр отечественного джаза пианист Игорь Бриль (Москва), а также бывшие уфимцы, лауреаты всевозможных фестивалей - саксофонист Дмитрий Шапко (Франция), гитарист Игорь Трекусов (Германия), трубач Геннадий Калинин (Нижневартовск), специальный гость, имя которого, надеюсь, вызовет у публики бурную реакцию, саксофонист Марат Юлдыбаев (Таиланд). И, конечно же, на сцену Русского академического вместе с ними выйдут и хозяева фестиваля - Ирина Остин (художественный руководитель "ДжазМастера"), Сергей Оськин, Евгений Чистяков и пианист Игорь Атапин. Но и это еще не все, поскольку предстоящий "съезд" недаром назван "ДжазМастер-Уфа". В каком-то смысле его можно считать и мастер-классом для начинающих исполнителей. Некоторые из "малышей" будут удостоены чести выступить в одной программе с мэтрами. (Это помимо, естественно, настоящих мастер-классов, провести каковые согласились и Трекусов, и Калинин, и...). Думаю, совместное музицирование с истинными профессионалами стоит многих часов теории. Это и мощный стимул, и импульс к движению вперед, и момент мобилизации всех творческих возможностей. Короче, самая настоящая школа.Кстати, идея уфимского фестиваля родилась не у варягов, а именно у наших музыкантов, пекущихся о будущем уфимского джаза (и, есть надежда, славном будущем). Нелишне вспомнить и о том, под знаком чего проходит в Башкортостане 2005-й год. Не считайте меня "лукавым царедворцем", я действительно уверена в том, что настоящая, высококачественная музыка способна противостоять порокам общества. Особенно тогда, когда речь идет о проблемах, пустивших корни в молодёжной среде. Кстати, загляните завтра в джаз-клуб, который по четвергам с восьми вечера работает в ресторане "Мефистофель" (ТДК "Гостиный двор"). Познакомитесь, если раньше не довелось, с Ириной Остин и джаз-квартетом "Уфа", послушаете Евгения Чистякова, который специально приходит сюда в этот день.Илюзя КАПКАЕВА. в Уфе> № 5 от 02.02.05 г.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter