На Мусульманском кладбище при уборке нашли захоронения известных исламских деятелей

На Мусульманском кладбище при уборке нашли захоронения известных исламских деятелей
На Мусульманском кладбище при уборке нашли захоронения известных исламских деятелей
20 июня 2019, 19:51ГородТатьяна МайороваФото: Иван Апаев / Mkset.ru
19.51 – Мусульманское кладбище в г. Уфе.

Общественница Эльза Маулимшина рассказала, как проходила серия субботников на мусульманском кладбище в районе телецентра в Уфе.

- После проведенной акции по уборке на Мусульманском кладбище Уфы, где были высажены цветы на могилах муфтиев России, собран мусор на заброшенных старинных могилах и начали обновлять краску на оградках, появились недовольные, критикующие проведенную акцию, - рассказала Эльза. - В укор ставят и то, что якобы это чуть ли не грех - высадка цветов, что мертвому без разницы, что на его могиле и т.д.

- Моя же цель была - именно привлечь внимание к личностям тех, кто там покоится, чтобы наше общество вспомнило их былые заслуги во благо нашей республики и страны, чтобы мы не забывали историю наших прадедов и отдали элементарную дань уважения к тем, кто там похоронен, - призналась общественница и задалась вопросом: - А многие ли из тех, кто критикует высадку цветов и уборку мусора, знали о личностях тех, на чьих могилах мы убирались?

Например, речь о том, что на этом кладбище похоронен второй муфтий России Габдессалям Габдрахимов был инициатором постройки в Уфе Первой соборной мечети Уфы и резиденции муфтия (ныне - резиденция ЦДУМ России). Имя Габдрахимова неразрывно связано с началом просвещения мусульман нашей республики и России по европейскому образцу. Он стал автором брошюры «Польза человеческого рода» (1834), в которой изложил краткую историю медицины, доказывал ее пользу и необходимость для человечества, утверждал, что «наука врачевания» по степени важности для человека находится на втором месте, уступая только богословию. По инициативе Габдрахимова после эпидемии холеры 1831 г. начинается обучение мусульман-лекарей для башкирско-мещерякского войска на медицинском факультете Казанского университета. В итоге в 1834–1865 гг. Первую Казанскую гимназию закончило 22 мусульманина, а в 1840–1860 гг. в Казанском университете обучался 31 мусульманин.

Среди них был будущий муфтий ОМДС М. Султанов (муфтий в 1885–1915 гг.). Габдрахимов боролся против пьянства среди мусульман, а также таких народных праздников, как сабантуй и джиен. Государство высоко оценило деятельность Габдрахимова. За службу он и его сыновья получили звание тархана, то есть были освобождены от налогов и повинностей. Муфтий Габдрахимов олицетворяет для нас эпоху, когда российская умма сформировалась на огромных пространствах Империи. А теперь его могила предана забвению.

Как говорят общественники, на многих других надгробьях надписи выполнены арабской вязью, их сфотографировали и попытаются расшифровать.

Надписи на некоторых надгробиях практически отслоились и, наверное, уже невозможно будет идентифицировать личность похороненного.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter