Обратная сторона Уфы: репортаж с велопрогулки, на которую не позвали бы Варламова

Обратная сторона Уфы: репортаж с велопрогулки, на которую не позвали бы Варламова
Обратная сторона Уфы: репортаж с велопрогулки, на которую не позвали бы Варламова
19 апреля, 15:39ГородАнна КононоваФото: Булат Салихов
С наступлением тепла жители Уфы, наконец, пересели с машин на велосипеды, а самые активные готовятся к акции «1000 велосипедистов». Корреспондент Mkset Анна Кононова 4 часа каталась по городу, изучая, готова ли столица Башкирии к велосезону, и вспоминая обещания чиновников о развитии инфраструктуры.

9 апреля мэр Уфы Сергей Греков прокатился с известным российским урбанистом Ильей Варламовым по обновленной и идеально ровной набережной. Мы же решили выехать за её рамки.

Катались по городу мы вместе с участниками движения «ВелоУфа» Егором Лукшой и Семеном Кучеровым. Они, как опытные велосипедисты, сразу предупредили, что Уфа не для «двухколёсых»: обещаемого многие годы велокольца до сих пор нет, а на имеющихся дорожках часто отсутствует разметка, и прямо посреди них могут встретиться столбы. Прибавьте к этому высокие бордюры, ямы и отсутствие пандусов. Впрочем, обо всём по порядку.

Изначально старт был запланирован на остановке «Гостиный двор», возле точки велошеринга — это такая парковка велосипедов, которые можно взять в аренду через мобильное приложение. Этот проект появился в Уфе только в июне прошлого года и обошёлся инвестору в 85 миллионов рублей.

Велошеринг — это очень удобно. Могу взять велосипед в любой точке, а потом оставить его и не тащить в автобус, если захочу пересесть в общественный транспорт, сказал Егор Лукша.

Однако на «Гостинке» велосипедов не оказалось, поэтому пришлось пройти чуть дальше, до следующего перекрестка, к другой точке. Пока мы готовились к нашему туру, я пыталась освоиться на своем велике: в детстве я часто каталась, но последний раз это было два года назад.

Наконец, мы выехали. Но уже через сто метров пришлось делать первую остановку. Нет, я не упала — просто на перекрестке улиц Ленина и Чернышевского нас застал красный сигнал светофора. Пока стояли, я отметила, что здесь удобные спуски на дорогу, поэтому при проезде спешиваться было необязательно, однако я сразу решила, что правила дорожного движения нарушать не стану. Дальше нам везло не так.

На следующем перекрестке мы повернули на улицу Кирова, где наткнулись на высокие бордюры. В ходе нашей четырехчасовой велопрогулки таких препятствий было по меньшей мере 20. В таких случаях (и не только мне, но и парням) приходилось вставать с велосипеда и перетаскивать его через бордюр.

Ниже по улице мы столкнулись с узким тротуаром, и, «скованные одной цепью и одной целью», мы двинулись друг за другом на велосипедах, а к нам навстречу также шли пешеходы. Было страшно на кого-то наехать или зацепить, потерять равновесие, уворачиваясь от препятствий, и грохнуться.

Где-то высокие бордюры, где-то удобные, а где-то вместо них ямы — как на пересечении улиц Кирова и Цюрупы. Хотя не только там — с тротуарами в Уфе вообще проблемы. На некоторых улицах вовсе вырезаны куски асфальта и присыпаны либо землей, либо щебенкой, либо крупными камнями, как, например, на улице Менделеева.

В администрации Октябрьского района пообещали это исправить, отметил Семен.

На улице Кирова, где посреди дороги стоит столб, Семен наглядно продемонстрировал, что будет, если в него врезаться, — что не мудрено, потому что по этой узкой дорожке пешеходам и то сложно.

На велодорожке на проспекте Октября был установлен рекламный баннер. Слава Богу, его убрали. Это лучшее, что сделали велосипедисты, вспомнил, смеясь, Семен.

Подобные казусы велоинфраструктуры и пешеходной сети для Уфы — не редкость. Вспомнить хотя бы забор на улице Сипайловская, который высмеял российский урбанист Илья Варламов. После резонанса ограждение заменили на бетонную полусферу, но хочется верить, что в мэрии Уфы реагируют на замечания не только именитых гостей города, но и местных жителей.

Трудно было не обратить внимание на пыль, грязь и мусор, оставшиеся после зимы. Дышать было действительно сложно, постоянно хотелось пить, грязь оседала на теле и волосах, из которых, наверное, можно было вытряхнуть целую клумбу. Видимо, власти ждут, когда пройдет дождь, и всю пыль «прибьет» к земле. На оперативном совещании в правительстве 19 апреля глава Башкирии Радий Хабиров рекомендовал властям Уфы из-за отсутствия осадков поливать и чистить дороги и тротуары, так как пыль вредит здоровью.

С улицы Кирова мы свернули на улицу Мингажева и двинулись вдоль трамвайных путей по ужасному тротуару, на который опытный велосипедист вряд ли поедет, а новичок пошлет всё к черту и пересядет на автомобиль. Эта дорога целиком состоит из кочек, выбоин, трещин, ям и мусора. Здесь вы рискуете по меньшей мере отбить попу.

Дальше путь лежал через разбитую лестницу без пандусов прямо около Уфимского государственного колледжа технологии и дизайна. Пока я думала, что в этом случае не позаботились о велосипедистах, рядом с нами скатывала коляску девушка с ребенком. Ей это далось нелегко. Да, тут не позаботились ни о велосипедистах, ни о мамах с колясками, ни об инвалидах. Та же история на перекрестке Менделеева-50 лет СССР, где с одной стороны удобный спуск, а с другой — руины.

Когда мы подъезжали к перекрестку Мингажева-Ветошникова, горел «зеленый», но путь нам преградил заехавший за стоп-линию грузовик, а когда мы его обошли, оказалось, что светофор показывает уже красный сигнал. А вот на проспекте Октября и улице Оренбургской уже я сама нарушила ПДД, о чем тут же горько пожалела.

Пешеходный переход от магазина «Китап» я решила преодолеть на велосипеде, не спешиваться. В последнем ряду не было никаких машин, поэтому я спокойно двигалась, пока не заметила, как на меня несется авто, которое даже не притормозило на светофоре. Этот случай навсегда отбил у меня желание переезжать дорогу на велосипеде.

По дорогам в Уфе в принципе ездить опасно. У нас бешеное движение, сказали парни.

Разметку на одной из самых длинных велодорожек Уфы — на проспекте Октября, по словам Егора, не обновляли уже несколько лет. Летом прошлого года, по данным администрации, разметка наносилась на пересечении велодорожек и проезжей части. На данном участке дороги она означает преимущество проезда у велосипедиста. В некоторых местах, например, напротив ТРЦ «Мир», вообще непонятно, есть ли велодорожка.

Она есть! Правда, о ней никто не знает… отметил Егор.

Дорожка здесь широкая: ехать можно бок о бок вдвоем, не цепляясь рулями. Да только по этой же велодорожке гуляют и пешеходы. К чему это может привести, особенно понятно мне стало на пешеходном переходе на остановке Города Галле и на улице Маршала Жукова, где движение очень оживлённое, и кажется, здесь велосипедисты мешают пешеходам, пешеходы мешают велосипедистам, и все друг другом недовольны.

Даже в тех местах, где разметка есть, люди её просто игнорируют. Уже на улице Менделеева путь мне преградила дама на машине, которая встала на велодорожке. Велосипедистке, которая двигалась нам навстречу, пришлось спешиться и перевезти велосипед по луже. Я же решила подождать, когда водитель отъедет. Ждала-ждала, выругалась про себя и решила последовать примеру подруги по несчастью.

Отдельно в нашем путешествии по Уфе хотелось бы отметить подземный переход на остановке «Спортивная» с крутым спуском для колясок и отсутствием пандуса для велосипедистов. Посмотрите на этого парня, которому пришлось поднимать свой велосипед на поверхность. Не знаю, тяжело ему было или он просто устал, но я еле справилась с этой задачей. Вы, наверно, задаетесь вопросом, почему я не попросила мужчин поднять мне велосипед? Отвечаю: рядом со мной спускала велосипед такая же девушка, и я решила испробовать это на себе.

По пути мы остановились около магазина. На улице с велосипедами остался Семён, так как парковки не оказалось. Если бы не он, то пришлось «прицепить» велик к забору, дереву или перилам. На другой парковке мы не смогли поставить велосипед, так как площадка была со склоном и, как я думала, удержать «двухколесного» смогла бы только цепь-ключ. Однако Егору удалось припарковать велик.

Самым приятным моментом велопрогулки стал спуск с горы от ТРЦ «Планета»: свежий воздух, красивый вид на реку Уфимку и микрорайон Сипайлово. Не раз хотелось отпустить руль велосипеда и наслаждаться полетом — признаюсь, не рискнула, но и без этого скатилась с улыбкой до ушей. В целом поездка по Сипайлово оставила приятные впечатления, особенно по набережной, где, с одной стороны, река и деревья, с другой — недавно посаженные елки. Здесь, даже несмотря на пыль, как будто дышать было легче. И, конечно, нет бешеного потока людей, как на Проспекте Октября. Но и в Сипайлово нашлись свои изъяны. Первый даже немного забавный — это велодорожка, которая ведет прямо в остановку. Просто платформа 9¾, оттуда сразу на поезд и до Хогвартса. Вдоль дорожки по набережной, прямо на газоне, ребята заметили заезженную тропинку и поехали по ней. Меня возмутило то, что трава испорчена, но даже активисты сказали, что это такой намек на то, что надо, наконец, сделать велодорожку.

По пути Егор Лукша и Семен Кучеров обсуждали велокольцо в Уфе, проект которого оценили примерно в 500 миллионов рублей. Планируется, что оно соединит районы города единой велодорожкой, сейчас же путь велосипедиста прерывается, а самый длинный — на проспекте Октября.

Есть идеи, желание, план, но нет средств. Власти вообще поддерживают предложения велоактивистов, но опять же всё упирается в деньги, сказал Егор.

Проект велосипедного кольца протяженностью 67,5 километров, соединяющего все районы города, появился ещё в 2014 году. В 2015 году он прошел госэкспертизу. Тогда чиновники поддержали идею, но отметили, что «на этапе формирования бюджета всегда находятся вещи более приоритетные». Они также выразили надежду, что в 2019 году проект можно будет реализовать. Однако пока планы остались планами.

Сейчас приходится довольствоваться малым — отдельными отрезками велодорожек по городу и мечтами о том, что в Уфе станет так же, как в Альметьевске, который негласно считается велостолицей России. В татарском городе с населением в 150 тысяч человек по инициативе главы Альметьевска Айрата Хайруллина было создано более 200 километров велодорожек, которые отделены от тротуаров и проезжей части; установлены новые дорожные знаки и отдельные секции светофоров; сооружены подножки и поручни; множество велосипедных парковок, а также динамическая подсветка. В общем, мечта велосипедиста. Проект предполагал, что жители города пересядут с автомобилей на велосипеды, что благоприятно скажется на здоровье горожан, экологии и трафике на дорогах.

Мы закончили нашу велопрогулку на набережной в Сипайлово, оставив велосипеды у близлежащего магазина. Несмотря на минусы в инфраструктуре Уфы, я осталась довольна нашим туром. Было приятно снова прокатиться на велосипеде, вспомнить, как это передвигаться не на автобусе или на своих двоих. Однако очень хочется, чтобы в велоинфраструктуре Уфы не было ошибок, и хочется во время велопрогулки не обращать внимания на пыль, бордюры, разметку, а просто ехать и наслаждаться процессом и любимым городом.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter