Posted 9 ноября 2022,, 08:50

Published 9 ноября 2022,, 08:50

Modified 9 ноября 2022,, 09:10

Updated 9 ноября 2022,, 09:10

Как аптечный рынок Башкирии развивается после пандемии?

Как аптечный рынок Башкирии развивается после пандемии?

9 ноября 2022, 08:50
Фото: 1MI
Аптечные сети переживают спад выручки после бурного роста продаж в первый год пандемии. На этом фоне небольшие аптечные сети поглощаются крупными игроками, в числе таких растущих компаний, выходящих за пределы домашнего региона, есть и башкирские фармритейлеры.

Прошлый год для аптечных сетей, в том числе и башкирских, выдался менее успешным по сравнению с 2020-м, когда пришла пандемия: в первом полугодии динамика продаж была отрицательной, во втором ситуацию удалось немного улучшить, но в целом неблагоприятная ситуация повторяется и в этом году. При этом большая часть выручки приходится на крупных фармритейлеров, в том числе региональных, которые — и это интересная тенденция — наращивают свое присутствие за границами домашних рынков.

В этом контексте стоит отметить, в текущем году происходит не так много сделок на рынке фармацевтической розницы: небольшие игроки  вынуждены искать способы продать свои аптеки из-за снижения выручки в фармритейле. По итогам второго квартала, по данным «Коммерсанта», число аптек в стране сократилось впервые почти за два года — на 275 точек, до почти 72 тысяч. Эксперты прогнозируют, что во второй половине 2022 года аптечному бизнесу придется еще сложнее. Пока что самая крупная сделка в фармритейле числится за «Фармлендом», крупной компанией из Уфы, которая этим летом выкупила 130 аптек «Оренлека» (Оренбургская область). Более того, в процессе оформления находится покупка «Фармлендом» московской сети «Экономъ». Отметим, что уфимская компания оказалась в числе тех, кто показал в 2021 году наиболее заметную динамику продаж — на 28,4% (наравне со «Сбер Еаптекой», «Апрелем» и «Алоэ»). В частности, это стало возможно за счет приобретения и открытия компанией новых аптек в Москве и Подмосковье, а также с помощью заключением прямых контрактов с фармпроизводителями и ростом онлайн-бронирования лекарств.

Сейчас согласно аналитике, объем аптечного рынка на территории России составляет примерно 1,5 трлн руб. В конце прошлого года аналитики отмечали, что такого высокого спроса, как в первый год пандемии, не будет — это подтверждали и представители «Фармленда»: за 2020 год продажи достигли 1,4 трлн руб., и это вдвое выше темпов роста рынка по сравнению с допандемийным годом.

В настоящее время около половины оборота приходится на 10 крупнейших федеральных сетей, в том числе «Апрель», «Планета здоровья» и «36,6». В ТПП РФ считают, что для дальнейшего развития аптечного бизнеса нужно работать над смягчением требований, которые предъявляются к аптекам. Как вариант — рассмотреть возможность расширения списка товаров: например, продавать не только минеральную воду, но и столовую воду или соки.

— Аптеки низкомаржинальны, рентабельность их не больше одного процента, средняя рентабельность по стране. Сейчас в Госдуме есть законопроект, который мы поддерживали, он предполагает расширение ассортимента — дать возможность торговать безалкогольными напитками, ортопедической обувью, оборудованием для занятий физкультурой, спортом у себя дома, — отметил президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

Стоит отметить, что по итогам прошлого года увеличить свои продажи фармритейлерам удалось, в том числе, за счет увеличения числа логистических хабов. Отметим, что «Фармленд» и в этом контексте старается не отставать: год назад стало известно, что одна из инвестиционных инициатив компании касается оптимизации логистической системы.

— В период коронавируса мы серьезно перестроили работу компании. В результате столкнулись с тем, что существующие складские мощности не соответствуют новым требованиям к распределению товаров. Поэтому нам остро необходимо строительство новых логистических комплексов, — уточнил гендиректор компании Олег Муров. 

По его словам, планируется построить складской комплекс общей площадью 13 тысяч кв. м в одном из районов Уфы, общий объем вложений оценивается в 500 млн руб. Впоследствии планируется рассмотреть строительство еще одного аналогичного склада. Примечательно, что проекту был обещан статус приоритетного с предоставлением налоговых льгот и возмещением части затрат на создание инженерной инфраструктуры. Сейчас, год спустя, проект оценивается уже в 1,1 млрд руб. и называется фармацевтическим логистическим центром «Фармленд — Терминал 1».

Одна из тенденций, отмеченных в этом году, — это рост цен и исчезновение знакомых лекарств с прилавков аптек. При том, что в регионах отмечают рост отдельных лекарств на 10-40%, эксперты отмечают, что увеличение цены чаще всего фиксируется не на весь класс препаратов, а на отдельные наименования. Это может быть связано как с курсом доллара или инфляцией, так и с весенним ажиотажем, когда многие лекарства скупали впрок и новые попросту не успевали привозить. При этом годовой рост цена на лекарства как будто бы не сильно поколебался и осенью был на уровне 16,8%. Власти Башкирии, в свою очередь, уверяют, что дефицита лекарств в регионе не будет, хотя весной некоторые препараты были раскуплены в объеме, рассчитанном на три года.

— Сегодня нам готовы [поставлять препараты] и Китай, и Индия, арабские страны, у нас много желающих. Но мы будем очень строго брать только то, что нам нужно, и будем на первое место выводить свою отечественную продукцию, — подчеркивала депутат Госдумы и руководитель ситуационного центра республики Римма Утяшева.

По словам Сергея Катырина, с 2020 года аптеки стали продавать безрецептурные лекарства дистанционно, после чего зашел разговор о том, что нужно и рецептурные лекарства продавать дистанционно.

— Насколько это безопасно? Самое главное, чтобы не было нарушений и мы не подвергли здоровье граждан никаким опасностям, — отметил президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Отметим, что весной 2023-го лишь три региона будут реализовывать рецептурные препараты в онлайн-формате, согласно закону, принятому месяц назад. Это будет эксперимент, который продлится три года: он должен показать, готова ли аптечная отрасль к цифровизации, в случае успеха практику распространят и на остальные регионы страны.

"