«Буран» — история о вспыльчивом хоккеисте Максиме Ковалеве (Александр Головин), жизнь которого держится на двух китах — спорте и младшей сестре Нике (Маша Лобанова). Если спорт для него не больше, чем работа, то в сестренке он души не чает, отчего постоянно ругается с отчимом — чутким австрийцем, понимающим не только русский язык, но и мятущуюся русскую душу. Очередной выкидон агрессивного спортсмена — попытка сбежать от дпсника — заканчивается тюремным сроком. По дороге в места не столь отдаленные автозак попадает в аварию, Максим выживает и бежит, чтобы вернуться домой и удержать Нику от переезда в Австрию. Буран на дороге, молодая следовательница (Ангелина Поплавская), полицейские кордоны — препятствий на этом пути у Максима будет немало.
Когда «Буран» еще находился в разработке, сжатое описание было готово развернуть фильм-катастрофу — в качестве основы авторы называли события зимы 2016 года, когда в Хайбуллинском районе Башкирии из-за снежной бури несколько населенных пунктов оказались отрезаны от цивилизации. В своей конечной форме «Буран» превратился в тривиальную историю взросления молодого человека, который должен разобраться со своим юношеским максимализмом и заносчивым характером. Собственно буран в фильме тоже немного присутствует и вполне отражает внутреннее состояние Максима, которое тот должен преодолеть, но на этом, по большому счету, роль нарисованной стихии и заканчивается.
С одной стороны, «Бурану» очень не повезло с выходом — пандемия смешала планы по прокату, даты релиза несколько раз переносились и фильм вышел позже года на два. Теперь, по сравнению с коронавирусом, ставшим масштабным стихийным бедствием, даже опасность замерзнуть где-то в снегах кажется не такой острой, как раньше. С другой стороны, к ожидаемому впечатлению совершенно не располагает ни изображение разбушевавшейся стихии, ни отношение к ней самих персонажей.
Авторы стараются сделать динамичное мейнстримовое кино, да еще с возрастным рейтингом «6+», а это тяжелая задача в условиях российского кино, пусть и с грантом от федерального Минкульта. Конечно, можно перед просмотром начитаться подробностей съемок — что Александр Головин сам отыграл все каскадерские сцены, в том числе на краю обрыва высотой в 50 метров, что Ангелина Поплавская по-настоящему ныряла под лед за полярным кругом. Но зритель об этом никогда не узнает и тем более не будет держать это в голове во время просмотра. По факту ему остаются только сцены, предсказуемая динамика которых могла бы заинтересовать фанатов отечественных телесериалов лет двадцать назад. Безусловно, глупо ожидать, что операторская работа «Бурана» переплюнет Любецки в «Выжившем», но изобретательности, выдумки, на которую, по пословицам, региональная голь предположительно хитра — отчаянно не хватает.
В условиях дефицита визуального экшна должна спасать актерская игра, но и на этом поле почти нечего отметить. Персонажи существуют в придуманном мире, условность которого невозможно не заметить. Во-первых, это чувствуется в диалогах — такими неестественными репликами обычно говорят через героев сценаристы, которым нужно рассказать то, что авторы не смогли конвертировать в поступки персонажей. Правда, и диалоги по большей части никуда персонажей не ведут. Во-вторых, условность видна по реакциям и эмоциям героев, которые отыгрывают одну, максимум две характерные черточки. Даже главные персонажи оказываются герметично закрыты на территории фильма — ни мы, ни они не знакомы со своим прошлым, которое неведомым образом руководит их действиями в момент истории.
В результате кульминация настолько же предсказуема, насколько неубедительна: кажется, ключевой конфликт разрешается просто за счет того, что хоккеисту дают проораться и проплакаться. В этом контексте единственная удача «Бурана» — якутский актер Иннокентий Луковцев, сыгравший небольшую роль дальнобойщика. Актерская органика и естественность присутствия в кадре в буквальном сравнении показывают, почему якутское кино сейчас в центре внимания.
На всякий случай отметим, что дальше — спойлер. Тем не менее важно указать на рамку фильма: если ты нарушил закон, то должен принять наказание, причем это наказание упирается в пресловутый тюремный срок. Что это означает для экранного героя? Ноль душевных терзаний и ноль отрицательных последствий (только положительные) — и вот уже семья обнимается в счастливом экстазе, а неподалеку ждет влюбленная следовательница (что? да!). Дело не в том, что нарушение закона не должно караться по обозначенным правилам, но в том, как легко этот эпизод показан встроенным в человеческую жизнь и российскую действительность, с особым остервенением пережевывающую население с помощью новых законов и соответствующих судебных дел. Ну отсидел, ну вышел — разве это катастрофа? Ну буран и буран.
«Буран» вышел на отечественных стриминговых платформах. Как правило, наши стриминги не делятся статистикой просмотров, если это не заоблачный рекорд конкретного контента. В этом смысле узнать точное количество зрителей этого фильма не получится. Может, оно и к лучшему.