Ближе к обеду 20 июня в дачных поселках рядом с Шакшой, одним из удаленных уфимских районов, почувствовали запах гари. Запах был прелым и сладковатым, как будто-то кто-то жжет пожухшую листву или мусор. Сделав именно такой вывод, многочисленные здешние дачники успокоились и продолжили заниматься своими делами. Лишь ближе к 18 часам, когда в воздухе стремительно начала появляться плотная дымка, а запах становился все сильнее, стало ясно, что где-то сейчас серьезный пожар.
Жители окрестных домов стали выходить на улицу или с любопытством сначала выглядывать в окна домов, а потом плотно захлопывать их. Смог шел с севера, со стороны уфимской промышленной зоны, и если удавалось подслушать разговоры прохожих, то именно ей они ставили в вину сложившуюся ситуацию.
А смог все усиливался. С моста через реку Уфу можно было наблюдать, как он «бежит» вниз по течению, а преодолевая мост, мощными порывами ветра выдувается на жилые дома микрорайона. И только с появлением в социальных сетях видео со столбом дыма из поселка Новые Черкассы станет ясно, что горит городская мусорная свалка.
Сообщение о возгорании поступило МЧС Башкирии в 15:11 20 июня. На полигоне нерадиоактивных твердых коммунальных отходов, принадлежащем одному из регоператоров по вывозу мусора МУП «Спецавтохозяйство по уборке города», произошел пожар. К тушению привлекли 14 единиц техники - в том числе экскаватор, два самосвала, два бульдозера и две поливочные машины.
Столб дыма был виден практически с любой точки города, но западный ветер разносил следы дыма подальше от города, зацепив лишь Шакшу. Чем ближе мы подъезжали к полигону, тем отчетливее становился запах гари, разлагающегося мусора и плавленой пластмассы.
Свалку было видно издалека. Она представляла собой полувековую гору мусора. Горела противоположная от города сторона. Пока мы объезжали гигантскую свалку площадью больше, чем сто футбольных полей, успели оглядеться и заметить работающую на пожаре технику.
Два трактора рыли в мусоре траншею, видимо, пытаясь отсечь огонь от остальной свалки. В дыму постоянно слышались хлопки. Даже находясь с подветренной стороны и не менее чем в 300 метрах от очага горения, запах был невыносимым. Не смущал он, похоже, только птиц, которых вокруг было огромное количество. Чайки, вороны и хищные крылатые заполонили небо словно пчелиный рой. Запуская квадрокоптер, мы серьезно опасались того, что птицы могут принять его за конкурента и напасть.
Несмотря на то, что в МЧС заявили о ликвидации открытого горения в 20:33, тление мусора продолжалось - всю ночь в социальных сетях жители северной части Уфы сообщали о сильном запахе и ухудшающемся от этого самочувствии.
— Запах гари и падали. Его так много, что, кажется, я уже вся пропахла насквозь, — сообщает пользователь под ником Алиана.
— Опять! С двух часов ночи невыносимый запах от этой проклятой свалки. Голова жутко болит. Когда же это закончится, — пишет жительница Максимовки Ирина.
— Зашевелятся, когда раком все переболеют. Не еловые шишки в костре горят, — возмущается Ильгам.
Данные о площади пожара разнятся. В МЧС говорят об очаге пожара на площади 30 метров, в Минэкологии и МУП ««Спецавтохозяйство по уборке города» называют площадь в 250 кв.м.
Причиной самовозгорания полигона специалисты Минэкологии назвали устойчивую сухую, жаркую и ветреную погоду. Для проведения замеров концентрации загрязняющих веществ в воздухе на место пожара направлена передвижная лаборатория химико-радиометрического центра Госкомитета РБ по ЧС. О ее результатах пока неизвестно.