— Байрас Вакилович, могут ли старинные документы принести нам, живущим в XXI веке, практическую пользу?
— Конечно, ведь они содержат опыт прошлого, данные, на которые могут опираться современные специалисты. Например, в фондах Уфимской губернской чертёжной комиссии и Уфимской губернской землеустроительной комиссии хранятся карты городов и небольших населённых пунктов, в которых содержится информация о родниках, ручьях, протекавших на территории региона в XIX веке. Из документов я узнал, что раньше каждый источник был закреплён за определённым родом, об этом говорят и названия родников, которые произошли от личных имён. Сейчас от многих источников не осталось следа, возможно потому, что со временем они стали бесхозными. На факты и события общественной жизни начала прошлого века проливают свет документы из фонда уфимского жандармского управления, которые рассекретили лишь в 1990-х годах. Для многих историков тогда это стало сенсацией. Из документов можно узнать о работе спецслужб начала ХХ века, о том, как они пресекали революционные настроения, теракты, представлены и списки «неблагонадёжных».
— Остались ли в наши дни закрытые фонды?
— В годы, когда архивы находились в ведении НКВД, они были полностью закрыты для широкого доступа. Основные волны рассекречивания пришлись на середину прошлого века, после ХХ-го съезда партии, и на конец 1980-х годов. По моим оценкам, объём закрытой информации составляет сегодня 4-5% объёма архивного фонда, в основном, это документы спецслужб, оборонных предприятий, представляющие гостайну. Засекречены некоторые документы, касающиеся репрессий 1930-1950-х годов, например, доносы: не исключено, что потомки репрессированных начнут искать обидчиков, это вызовет напряжённость в обществе.
— Когда-то для работы в архиве требовался допуск, а что сейчас?
— В середине прошлого века даже учёному попасть в архив было непросто, требовалось разрешение 2-го секретаря обкома КПСС. Нужно было представить письменный план исследования в нескольких экземплярах, и уже в архиве решали, выдавать ли материалы. Отказывали, если тема казалась неугодной для власти, партии. Сейчас по закону пользоваться архивными фондами может любой желающий. Для тех, кто обращается с профессиональными целями, нужно письмо с места работы, остальным достаточно заявления, где потребуется указать тему. Это нужно не для контроля, а чтобы сотрудники архива сориентировали, как быстрее найти нужные материалы.
— Многие интересуются историей своей семьи, предков, мечтают составить родословную. С чего посоветуете начать?
— Нужно поговорить со старшими родственниками: родителями, бабушками, дедушками, выяснить всё, что им известно о предыдущих поколениях, узнать, где родились, жили их предки. Если нам известны 3-4 поколения родственников, примерные даты, места их жизни, можно обратиться в архив. Документы гражданского состояния (свидетельства о рождении, смерти, заключении брака) за последние 100 лет хранятся в архивах ЗАГСа. Материалы более ранних периодов нужно искать в национальном архиве Башкирии. Советую обратить внимание на списки домохозяев, составленные в рамках первой всесоюзной переписи населения 1926 года, или подворные карточки переписи 1917 года. Они составлялись на каждую крестьянскую семью (двор), сведения записывались со слов опрашиваемого. Из них можно узнать состав семьи, национальность, количество земли, скота, наличие сельхозинвентаря и другой собственности. Часть материалов можно найти в интернете, но еще не все они отсканированы, сведения в архиве более полные. Если известно место работы человека, данные можно поискать в соответствующих фондах. Документы начала ХХ века представлены довольно подробно.
— А если хочется копнуть глубже, какие материалы есть по XIX столетию?
— Это, например, фонд Уфимской духовной консистории, где содержатся метрические книги, записи о бракосочетаниях православного населения. Они сгруппированы по приходам, поэтому желательно знать, в каком месте жили предки, какую церковь посещали. Хотя и здесь бывают исключения, люди могли по каким-то причинам сочетаться браком в церкви, находящейся в другом конце города: например, выбирали большой храм, где церемония была более торжественной, и т. д. Аналогичные сведения о мусульманском населении представлены в фонде Оренбургского магометанского духовного собрания (находится в Национальном архиве в Уфе), насчитывающем 70 тысяч дел. Очень информативны ведомости учета мусульманских приходов и их служителей по губерниям, метрические книги мусульманских приходов Оренбургской, Уфимской, Казанской, Самарской, Тобольской, Астраханской и других губерний.
После учреждения указом Екатерины II в 1788 году Оренбургского духовного собрания жители башкирских деревень стали обращаться с просьбами о строительстве мечетей. На одном из прошений я нашёл подпись своего далёкого предка, жившего в XVIII веке, Бурангула, сына Тагира, от которого пошла наша фамилия. Горжусь этим маленьким, но дорогим для меня научным открытием. Правда, при изучении таких материалов возникает проблема — записи сделаны арабской графикой, но сотрудники архива помогут разобраться. Ещё одним важным источником информации являются ревизские сказки (документы переписей налогооблагаемого населения — прим.ред.) по Оренбургской казённой палате за 1795, 1811, 1816, 1834, 1850, 1859 гг. Документы за 1795 год, в которых начали учитывать башкирское население, в Уфе представлены частично, некоторые хранятся в Оренбурге, возможно, там придётся поискать сведения о жителях юга республики. Сведения о лицах дворянского происхождения содержатся в специальной родословной книге. Вообще переписи начали проводить ещё в петровскую эпоху, данные, относящиеся к этому времени, можно найти в Российском государственном архиве древних актов в Москве.
— Глубокие исследования требуют свободного времени. Можно ли обойтись интернетом?
— Нельзя сказать, что архивные документы исчерпывающе представлены в сети. Но есть полезные ресурсы, которые могут пробудить интерес к поиску, позволят понять, хотите ли вы двигаться дальше. Советую обратить внимание на проект «Башархив» общества краеведов республики, где представлены отсканированные подворные карточки сельскохозяйственной переписи 1917 года по пяти уездам Уфимской губернии, то есть, по большей части современной Башкирии, есть также материалы ревизских сказок, книги по истории башкирских родов. В интернете есть база данных жертв политических репрессий общества «Мемориал» (данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента — «Мемориал»), ресурс «Память народа», где можно найти сведения об участниках Великой Отечественной войны и многие другие ресурсы.
— В сети немало предложений услуг по составлению родословных, стоит ли ими пользоваться?
— Думаю, что доверять нужно профессионалам: в национальном архиве помогут составить и красиво оформить родословную, генеалогическое древо, шежере, перевести старинные рукописи. Разумеется, услуги платные, но вполне доступны.