Posted 8 октября 2020, 07:26
Published 8 октября 2020, 07:26
Modified 17 октября 2022, 20:59
Updated 17 октября 2022, 20:59
Напомним, 66-летний юрист умер в ковидном госпитале уфимской больницы № 8.
По словам близких, болезнь сломила его буквально за пару дней. Зеликман до последнего участвовал в судебных процессах и общался в чате Совета по правам человека при главе Башкирии, активным членом которого являлся.
Новость о его смерти стала шоком для всех юристов Башкирии. Практически все адвокаты говорят о том, что Зеликман с его потрясающим знанием законодательства, гибким умом и удивительной интуицией был для них примером служения своему делу. По их словам, представители гособвинения не скрывали, что порой побаивались участвовать в процессах, когда узнавали, что им предстоит тягаться с Зеликманом, от внимания которого не ускользал ни один недостаток в обвинительной базе.
Между тем, как рассказали журналисты издания «МК в Уфе», Зеликман стал адвокатом по воле случая. В 1987 году, будучи заместителем прокурора, он резко ушел со службы после скандала, связанного с преследованием властями второго секретаря уфимского горкома партии Леонида Сафронова. Зеликман посчитал «Дело Сафронова» позором и больше не захотел быть причастным к системе обвинения. Зато повезло подзащитным, которые могли себе позволить такого блестящего адвоката. Они с восхищением рассказывают, как наблюдали за его эмоциональными выступлениями в суде, в ходе которых представители гособвинения вполне зримо теряли лицо.
Алексей Маркович для всех был примером профессионализма, работоспособности и просто по-настоящему мудрым человеком. Мне довелось увидеть его в работе на рубеже 90-х и 2000-х годов, когда я закончил институт. Его пример во многом определил для меня образ адвоката, которому хотелось соответствовать. Его советы были бесценны. Его уход — невосполнимая утрата. Конечно, он очень много работал, и это тоже могло отразиться на здоровье. Я общался с ним около недели назад, так что меня трагическая новость о его гибели шокировала, поделился своими переживания адвокат Роман Петров.
Много теплых отзывов о Зеликмане в соцсетях опубликовали все, кто его знал.
— Адвокат с большой буквы! — написал бизнесмен Азамат Кильдигушев.
Юрист Александр Войцех называет Зеликмана «одним из столпов башкирской адвокатуры».
Прекрасный был человек и хороший товарищ! Знал его еще по работе в следственной части прокуратуры РБ, а далее — адвокатуре. Всегда был готов помочь, не отказывал в советах молодым; не кичился и не отличался снобизмом! Да, уходит старая гвардия! Считаю, что достойной замены именно практикам (а не управленцам) такого уровня — пока нет! высказал мнение Руслан Халиков.
Скорбят о Зеликмане и журналисты.
Несем потери. Ковид бьет точечно. Не стало Алексея Зеликмана. Адвокатское сообщество Башкирии, надо признать, не отличается особым единством, конфликтует внутри себя и довольно ревностно относится к успехам друг друга. Но даже в своей «высококонкурентной» среде они признавали Алексея Марковича адвокатом № 1. Именно адвокатом, потому что «решала» — это из другой профессиональной оперы и точно не про Зеликмана. В 2000-е посчастливилось плотно с ним общаться и взаимодействовать. Он брался за дело всегда с открытым забралом и понятной линией защиты, потому что и сам был Человеком без двойного дна и профессионалом до мозга костей. Теперь таких не делают. Театр абсурда с делом Михаила Ефремова для него был неприемлемым и с человеческой точки зрения, и с профессиональной, признался главный редактор «Башинформа» Руслан Шарафутдинов.
— Я помню Алексея Марковича Зеликмана с тех пор, когда он в 1998–1999 годах был адвокатом руководителей и защитников Радио «Титан» — Альтафа Галеева, Лилии Исмагиловой (Клюковской). Мы тесно сотрудничали с ним по этому делу. В дальнейшем мы виделись уже редко, а в последние годы встречались на процессе по делу о пытках в нефтекамской полиции, где он защищал обвиняемых полицейских. Здесь мы были уже, что называется, «по разные стороны баррикад». Да, жизнь разводит, люди меняются… И всё равно очень жаль, что погиб талантливый адвокат. Мои соболезнования его родным и близким, — написал на своей странице в Facebook журналист Артур Асафьев.
По словам бывшей ведущей Радио «Титан» Лилии Клюковской, Зеликман буквально спас её свободу во время уголовного преследования из-за журналисткой деятельности.
Прощание с Алексеем Зеликманом пройдет 9 октября с 11 до 12.30 в большом зале Вознесения по адресу: Уфа, Цветочная, 2/3.