Posted 4 октября 2020,, 05:26
Published 4 октября 2020,, 05:26
Modified 17 октября 2022,, 20:48
Updated 17 октября 2022,, 20:48
Face
Рэпер Иван Дремин, он же Фэйс, появился в медиапространстве в 2015 году с выходом песни «Гоша Рубчинский» — по его же словам, специально чтобы хайпануть. Отчасти ему это удалось — трек разошелся по сети, а рэпер привлек внимание аудитории.
В 2017 году рэпер выпустил во «Вконтакте» свой второй альбом «No Love», который разлетелся по соцсети со скоростью 27 тысяч репостов за сутки. Это рекорд платформы и почти вдвое больше той планки, которую чуть раньше поставил другой рэп-феномен — украинская группа «Грибы». Музыкальный критик Александр Горбачев, характеризуя творчество Фэйса, пишет, что с одной стороны, «это такие средние пальцы, наотмашь показанные всему окружающему миру; бесконечно бесцензурные апологии собственного сексуального, финансового и прочего превосходства», с другой — «жалостливые, слезливые, нежные, почти девчачьи сочинения про безнадежность любви и бренность жизни». Стилистически же Фэйс уловил и удачно адаптировал на российской сцене творчество нового на тот момент поколения американского рэпа (Lil Peep, Lil Pump, XXXTentacion), главные козыри которого — аскетичный звук (басы, перкуссия, крики, гитарные переборы) и «оголтелая искренность».
В 2018 году рэпер резко изменил творческое направление: в новом альбоме «Пути неисповедимы» уже не было ни следа подросткового хулиганства, он был посвящен проблемам современной России, критике российского правительства и его политики. В интервью он признался, что хайп, на волне которого ему удалось выбраться из провинциального музыканта в федеральные кумиры, понадобился, чтобы «получить возможность стать совершенно другим артистом, чтобы люди меня любили не за мой зафантизированный персонаж, а за то, какой я есть». Это частично разочаровало фанатов, а критика больше отмечала зрелость Фэйса как артиста, чем музыкальные достоинства релиза. Остросоциальная тематика продолжилась и на его следующем релизе «12» — стиль и суть остались прежними, но изменился адресат: камни больше не летели в дворцы политических лидеров, музыкант призывал людей творить собственную судьбу самостоятельно, не уповая на чью-то помощь.
Таким образом между Фэйсом с «Бургером» и Фэйсом — хэдлайнером «Новой Атланты» — огромная творческая разница, несмотря на три года времени. В конечном счете смена вектора сработала на пользу музыканту: сейчас в том же ВК прослушивания «новых» релизов в десятки раз превышает «старые» (в среднем 13 млн против 1,5 млн).
Thomas Mraz
По словам Алмаса Гатауллина, к творчеству он относился не особенно серьезно: «Мы собирались с ребятами и читали под биты чисто по приколу» — рассказывал музыкант в одном из своих первых интервью. Когда в Уфе в 2012 году возникло рэп-объединение Dopeclub, Алмас вступил в него под псевдонимом Томас Мраз, незадолго до этого впервые попробовав свои силы в студии. Участие в микстейпах, широко известных в узких фанатских кругах, и первый собственный мини-альбом «Emotional 8» сделало его заметной фигурой на карте страны: редакция rap.ru внесло его в список 11 самых перспективных молодых рэп-исполнителей. В этот же период Dopeclub успело поучаствовать в коллаборации YungRussia и вместе с другими молодыми рэперами проехать масштабным туром по городам страны.
О проекте Thomas Mraz федеральная пресса заговорила в 2016 году, когда вышел его дебютный студийный альбом «May, 13». «Современное хаотичное миропонимание», «чрезмерная откровенность и повышенная чуткость к собственным чувствам», эксперименты с автотюном, метки поп-культуры (аниме, виртуальная реальность и т. д.) — все это «Афиша» уложила в характеристику Rʼn’B последних лет. Пожалуй, самым мощным комплиментом стало упоминание певца из Уфы как нерядового мелодиста, о котором «в интернете пишут», что он местный Фрэнк Оушен (гострайтер большого количества поп-хитов американской сцены, один из 100 наиболее влиятельных людей планеты по версии Time — прим. авт.).
Релиз приглянулся и Оксимирону: в 2017 году музыканта подписало концертное агентство Booking Machine, и популярность Thomas Mraz стала стремительно расти, как и список городов его турне.
В 2018 году вышел второй альбом «Hangover», реакция на который была более сдержанной («стал звучать попсовее: мотивы и строчки стали проще, метафор — меньше, а смысл почти не изменился»), хотя сам артист считает его лучшим. В том же году Алмас закончил Уфимский институт искусств, где учился на театрального режиссера, и презентовал в Уфе дипломную работу — спектакль «Моя собака бросила пить в четверг» по книге Чарльза Буковски и со своими песнями в саундтреке.
Morgenshtern
Алишер Валеев, выступающий под псевдонимом Моргенштерн, стал набирать популярность в 2018 году с циклом «ИзиРеп», в котором разбирал хиты современного рэпа (расходным материалом стали Фэйс, Элджей, Кизару и т. д.) и наглядно показывал, что делаются они довольно просто. Это закономерно провоцировало реакцию — зачастую негативную — и со стороны блогеров, близких к жанру, и от самих рэперов. Так или иначе это аккумулировало аудиторию вокруг Моргенштерна, а сам блогер стал регулярным источником скандальных событий, вызывавшими одновременно любопытство и возмущение: вот он обещает удалить свой ютуб-канал с миллионом подписчиков, вот показывает, как сжигает 100 тысяч рублей, а вот признается, что был коммерческим проектом, и через несколько дней это опровергает. Даже первый студийный альбом «До того как стал известен» — это своеобразный троллинг: релиз полностью состоял из треков, выпущенных еще до того, как Алишер приобрел популярность.
В 2019 году Моргенштерн выпустил несколько песен, которые стали хитами в интернет-пространстве, а в начале 2020 года записал альбом «Легендарная пыль» за неделю в прямом эфире. Релиз набрал в общей сумме около 500 млн прослушиваний, а каждый трек с альбома стал платиновым (хоть это понятие в России и считается несколько относительным). В российской прессе релиз на разные лады называли «дном по смысловой и музыкальной нагрузке», но при этом отмечали, что это любопытный медийный акт.
Песни Моргенштерна стабильно выходят на первые места чартов «ВКонтакте» и Apple Music, но, очевидно, на одних только волнах хайпа артист вряд ли бы выплыл: в большом анализе творчества Моргенштерна отмечается удивительная органичность музыканта при работе с разными жанрами. Так, начав с подражания, Моргенштерн всего за пару лет нашел свой стиль — «сейчас его порочный и полный кривляний полумамбл-полушепот мало с чем спутаешь».
Сейчас статус скандалиста всея рунета Моргенштерн продолжает поддерживать. Одно из свежих достижений артиста — клип «Пососи», который побил антирекорд ютуба, набрав 2 млн дизлайков. Интересную тенденцию отметил The Flow: за последний год сольные клипы Моргенштерна ощутимо популярнее, чем его совместные работы с Элджеем или Тимати.
При этом в 2020 году Моргенштерн прочно обосновался в медиапространстве — не только в России (его песни перепевают Пугачева и Галкин), но и за рубежом (под его песни танцует Шакил О’Нил).
Boulevard Depo
Артема Кулика (наравне с этой фамилией фигурирует и другая — Шатохин), он же Boulevard Depo, во многом сформировала уфимская граффити-сцена, для которой рэп был своего рода побочным эффектом. По его словам, в нулевые хип-хоп там воспринимали «по-старому» — это был синтез изобразительного искусства, музыки и танца: «Мы находили инструменталы, выдергивали листки из тетрадки, на месте писали тексты, на микрофон записывали песни и просто выкладывали их во „ВКонтакте», у нас не было амбиций стать суперзвездами». В конце нулевых Артем переехал в Петербург, где записал первые микстейпы. В 2014 году вместе с рядом артистов создал рэп-объединение YungRussia, в которое вошли и уфимские рэперы, впоследствии получившие широкую известность. В том же году выходит его дебютный альбом «Rapp», который приносит ему первую настоящую известность в интернете.
В 2015 году Pharaoh и Depo выпустили совместный сингл «Champagne Squirt», клип на который становится вирусным. Несмотря на противоречивые отзывы, это приносит популярность как самим рэперам, так и движению YungRussia в принципе. В 2016 год с таким же успехом вышла еще одна совместная работа Pharaoh и Depo «5 минут назад», который разобрали на мемы, а клип вошел в топ ютуба за 2016 год.
В 2018 году вышел альбом «Rapp 2». Критика более чем положительно оценила релиз, добавив к достоинствам («круто звучащий нестыдный рэп») своеобразную случайность популярности творчества Depo («по-хорошему, мало кто понимает», «неформат, на который почему-то ориентируются»). В этом противоречии — характерная черта артиста, который гонку за трендами и хитовостью всегда предпочитал причудливым «мозаикам из, казалось бы, несочетаемых элементов». Так или иначе определение Depo как одного из самых влиятельных артистов, сформировавших современную российскую хип-хоп-сцену, начинает входить в обиход музыкальной прессы. В том же году Артем стал номинантом в топ-50 самых знаменитых людей Петербурга (рейтинг издания «Собака»).
— В Уфе так уютно и нечего делать, и работы нет, и ты в итоге сталкиваешься с тем, что тебе нужно как-то себя реализовывать. У тебя есть краска, стены, микрофон, компьютер, музыкальные инструменты и ты сам, — пытался объяснить рэп-феномен Уфы Артем в интервью Esquire.
Летом 2020 года новый альбом «Old Blood» пять недель держится в лидерах музыкального чарта Apple Music. Критика отмечает, что рэпер продолжает создавать альтернативную некоммерческую музыку, оставаясь менее заметным, чем его уфимские коллеги по жанру — Моргенштерн и Фэйс. «Артем Кулик сейчас отказывается ассоциировать себя с новой волной русского рэпа, но если представить, что она существует, то он — ее фундамент», — пишет The Village.
«Лауд»
Как рассказывают участники группы, со многими будущими героями уфимской рэп-сцены они были знакомы чуть ли не с детства. В творческое сотрудничество это переросло в первой половине 2010-х, благодаря тусовкам Dopeclub: «Мы все жили в Уфе, а у нас тогда все были рэперы, музыку писали единицы».
В анамнезе группы — инструментальный хип-хоп, lo-fi и вейпорвэйв. Эксперименты с этими жанрами в конечном счете привели команду к хаусу, а попытки обнулить, очистить жанр от коммерческих штампов и реанимировать лучшие достижения 1980-2000-х годов сделали группу популярной. После дебютного релиза «Привет!» (2015) к инструментальному хаусу органично прирос речитатив в исполнении местных рэперов, которые и в дальнейшем станут неотъемлемым элементом стиля.
В 2018 году «Лауд» — известное событие в отечественной музыке, которое назвали «наглядным доказательством положительного влияния Ивана Дорна на российскую поп-музыку». Группа продолжает исследовать границы хауса, но его украшает не только уфимская сцена, но и артисты, которые к 2020 году войдут в топ российских плейлистов — Антоха МС и Cream Soda. В конце 2019 года, когда вышел совместный релиз «Лауд» и Cream Soda «Русский стандарт» — коллаборацию без лишних слов оценили как «героев новой электроники».
Весной 2020 года группа «Лауд» (вместе с Моргенштерном) — кандидат в число самых перспективных россиян по версии Forbes.
P. S. На этом уфимская рэп-сцена не исчерпывается: более-менее полный список актуальных артистов в прошлом году показал фестиваль «Новая Атланта». Тем не менее именно представленная пятерка музыкантов во многом задает тон современному российскому хип-хопу.