Posted 4 октября 2020,, 05:26

Published 4 октября 2020,, 05:26

Modified 17 октября 2022,, 20:48

Updated 17 октября 2022,, 20:48

«В Уфе так уютно и нечего делать»: как шли к успеху главные герои рэпа из Башкирии

4 октября 2020, 05:26
Mkset прослеживает творческий путь уфимских рэперов, ставших за последние несколько лет заметным явлением на музыкальной сцене России. Это не столько желание определить, как уфимский рэп повлиял на жанр, сколько попытка нащупать специфику местной субкультуры, которая стала питательной средой для целой плеяды артистов.

Face

Рэпер Иван Дремин, он же Фэйс, появился в медиапространстве в 2015 году с выходом песни «Гоша Рубчинский» — по его же словам, специально чтобы хайпануть. Отчасти ему это удалось — трек разошелся по сети, а рэпер привлек внимание аудитории.

В 2017 году рэпер выпустил во «Вконтакте» свой второй альбом «No Love», который разлетелся по соцсети со скоростью 27 тысяч репостов за сутки. Это рекорд платформы и почти вдвое больше той планки, которую чуть раньше поставил другой рэп-феномен — украинская группа «Грибы». Музыкальный критик Александр Горбачев, характеризуя творчество Фэйса, пишет, что с одной стороны, «это такие средние пальцы, наотмашь показанные всему окружающему миру; бесконечно бесцензурные апологии собственного сексуального, финансового и прочего превосходства», с другой — «жалостливые, слезливые, нежные, почти девчачьи сочинения про безнадежность любви и бренность жизни». Стилистически же Фэйс уловил и удачно адаптировал на российской сцене творчество нового на тот момент поколения американского рэпа (Lil Peep, Lil Pump, XXXTentacion), главные козыри которого — аскетичный звук (басы, перкуссия, крики, гитарные переборы) и «оголтелая искренность».

В 2018 году рэпер резко изменил творческое направление: в новом альбоме «Пути неисповедимы» уже не было ни следа подросткового хулиганства, он был посвящен проблемам современной России, критике российского правительства и его политики. В интервью он признался, что хайп, на волне которого ему удалось выбраться из провинциального музыканта в федеральные кумиры, понадобился, чтобы «получить возможность стать совершенно другим артистом, чтобы люди меня любили не за мой зафантизированный персонаж, а за то, какой я есть». Это частично разочаровало фанатов, а критика больше отмечала зрелость Фэйса как артиста, чем музыкальные достоинства релиза. Остросоциальная тематика продолжилась и на его следующем релизе «12» — стиль и суть остались прежними, но изменился адресат: камни больше не летели в дворцы политических лидеров, музыкант призывал людей творить собственную судьбу самостоятельно, не уповая на чью-то помощь.

Таким образом между Фэйсом с «Бургером» и Фэйсом — хэдлайнером «Новой Атланты» — огромная творческая разница, несмотря на три года времени. В конечном счете смена вектора сработала на пользу музыканту: сейчас в том же ВК прослушивания «новых» релизов в десятки раз превышает «старые» (в среднем 13 млн против 1,5 млн).

Thomas Mraz

По словам Алмаса Гатауллина, к творчеству он относился не особенно серьезно: «Мы собирались с ребятами и читали под биты чисто по приколу» — рассказывал музыкант в одном из своих первых интервью. Когда в Уфе в 2012 году возникло рэп-объединение Dopeclub, Алмас вступил в него под псевдонимом Томас Мраз, незадолго до этого впервые попробовав свои силы в студии. Участие в микстейпах, широко известных в узких фанатских кругах, и первый собственный мини-альбом «Emotional 8» сделало его заметной фигурой на карте страны: редакция rap.ru внесло его в список 11 самых перспективных молодых рэп-исполнителей. В этот же период Dopeclub успело поучаствовать в коллаборации YungRussia и вместе с другими молодыми рэперами проехать масштабным туром по городам страны.

О проекте Thomas Mraz федеральная пресса заговорила в 2016 году, когда вышел его дебютный студийный альбом «May, 13». «Современное хаотичное миропонимание», «чрезмерная откровенность и повышенная чуткость к собственным чувствам», эксперименты с автотюном, метки поп-культуры (аниме, виртуальная реальность и т. д.) — все это «Афиша» уложила в характеристику Rʼn’B последних лет. Пожалуй, самым мощным комплиментом стало упоминание певца из Уфы как нерядового мелодиста, о котором «в интернете пишут», что он местный Фрэнк Оушен (гострайтер большого количества поп-хитов американской сцены, один из 100 наиболее влиятельных людей планеты по версии Time — прим. авт.).

Релиз приглянулся и Оксимирону: в 2017 году музыканта подписало концертное агентство Booking Machine, и популярность Thomas Mraz стала стремительно расти, как и список городов его турне.

В 2018 году вышел второй альбом «Hangover», реакция на который была более сдержанной («стал звучать попсовее: мотивы и строчки стали проще, метафор — меньше, а смысл почти не изменился»), хотя сам артист считает его лучшим. В том же году Алмас закончил Уфимский институт искусств, где учился на театрального режиссера, и презентовал в Уфе дипломную работу — спектакль «Моя собака бросила пить в четверг» по книге Чарльза Буковски и со своими песнями в саундтреке.

Morgenshtern

Алишер Валеев, выступающий под псевдонимом Моргенштерн, стал набирать популярность в 2018 году с циклом «ИзиРеп», в котором разбирал хиты современного рэпа (расходным материалом стали Фэйс, Элджей, Кизару и т. д.) и наглядно показывал, что делаются они довольно просто. Это закономерно провоцировало реакцию — зачастую негативную — и со стороны блогеров, близких к жанру, и от самих рэперов. Так или иначе это аккумулировало аудиторию вокруг Моргенштерна, а сам блогер стал регулярным источником скандальных событий, вызывавшими одновременно любопытство и возмущение: вот он обещает удалить свой ютуб-канал с миллионом подписчиков, вот показывает, как сжигает 100 тысяч рублей, а вот признается, что был коммерческим проектом, и через несколько дней это опровергает. Даже первый студийный альбом «До того как стал известен» — это своеобразный троллинг: релиз полностью состоял из треков, выпущенных еще до того, как Алишер приобрел популярность.

В 2019 году Моргенштерн выпустил несколько песен, которые стали хитами в интернет-пространстве, а в начале 2020 года записал альбом «Легендарная пыль» за неделю в прямом эфире. Релиз набрал в общей сумме около 500 млн прослушиваний, а каждый трек с альбома стал платиновым (хоть это понятие в России и считается несколько относительным). В российской прессе релиз на разные лады называли «дном по смысловой и музыкальной нагрузке», но при этом отмечали, что это любопытный медийный акт.

Песни Моргенштерна стабильно выходят на первые места чартов «ВКонтакте» и Apple Music, но, очевидно, на одних только волнах хайпа артист вряд ли бы выплыл: в большом анализе творчества Моргенштерна отмечается удивительная органичность музыканта при работе с разными жанрами. Так, начав с подражания, Моргенштерн всего за пару лет нашел свой стиль — «сейчас его порочный и полный кривляний полумамбл-полушепот мало с чем спутаешь».

Сейчас статус скандалиста всея рунета Моргенштерн продолжает поддерживать. Одно из свежих достижений артиста — клип «Пососи», который побил антирекорд ютуба, набрав 2 млн дизлайков. Интересную тенденцию отметил The Flow: за последний год сольные клипы Моргенштерна ощутимо популярнее, чем его совместные работы с Элджеем или Тимати.

При этом в 2020 году Моргенштерн прочно обосновался в медиапространстве — не только в России (его песни перепевают Пугачева и Галкин), но и за рубежом (под его песни танцует Шакил О’Нил).

Boulevard Depo

Артема Кулика (наравне с этой фамилией фигурирует и другая — Шатохин), он же Boulevard Depo, во многом сформировала уфимская граффити-сцена, для которой рэп был своего рода побочным эффектом. По его словам, в нулевые хип-хоп там воспринимали «по-старому» — это был синтез изобразительного искусства, музыки и танца: «Мы находили инструменталы, выдергивали листки из тетрадки, на месте писали тексты, на микрофон записывали песни и просто выкладывали их во ВКонтакте», у нас не было амбиций стать суперзвездами». В конце нулевых Артем переехал в Петербург, где записал первые микстейпы. В 2014 году вместе с рядом артистов создал рэп-объединение YungRussia, в которое вошли и уфимские рэперы, впоследствии получившие широкую известность. В том же году выходит его дебютный альбом «Rapp», который приносит ему первую настоящую известность в интернете.

В 2015 году Pharaoh и Depo выпустили совместный сингл «Champagne Squirt», клип на который становится вирусным. Несмотря на противоречивые отзывы, это приносит популярность как самим рэперам, так и движению YungRussia в принципе. В 2016 год с таким же успехом вышла еще одна совместная работа Pharaoh и Depo «5 минут назад», который разобрали на мемы, а клип вошел в топ ютуба за 2016 год.

В 2018 году вышел альбом «Rapp 2». Критика более чем положительно оценила релиз, добавив к достоинствам («круто звучащий нестыдный рэп») своеобразную случайность популярности творчества Depo («по-хорошему, мало кто понимает», «неформат, на который почему-то ориентируются»). В этом противоречии — характерная черта артиста, который гонку за трендами и хитовостью всегда предпочитал причудливым «мозаикам из, казалось бы, несочетаемых элементов». Так или иначе определение Depo как одного из самых влиятельных артистов, сформировавших современную российскую хип-хоп-сцену, начинает входить в обиход музыкальной прессы. В том же году Артем стал номинантом в топ-50 самых знаменитых людей Петербурга (рейтинг издания «Собака»).

— В Уфе так уютно и нечего делать, и работы нет, и ты в итоге сталкиваешься с тем, что тебе нужно как-то себя реализовывать. У тебя есть краска, стены, микрофон, компьютер, музыкальные инструменты и ты сам, — пытался объяснить рэп-феномен Уфы Артем в интервью Esquire.

Летом 2020 года новый альбом «Old Blood» пять недель держится в лидерах музыкального чарта Apple Music. Критика отмечает, что рэпер продолжает создавать альтернативную некоммерческую музыку, оставаясь менее заметным, чем его уфимские коллеги по жанру — Моргенштерн и Фэйс. «Артем Кулик сейчас отказывается ассоциировать себя с новой волной русского рэпа, но если представить, что она существует, то он — ее фундамент», — пишет The Village.

«Лауд»

Как рассказывают участники группы, со многими будущими героями уфимской рэп-сцены они были знакомы чуть ли не с детства. В творческое сотрудничество это переросло в первой половине 2010-х, благодаря тусовкам Dopeclub: «Мы все жили в Уфе, а у нас тогда все были рэперы, музыку писали единицы».

В анамнезе группы — инструментальный хип-хоп, lo-fi и вейпорвэйв. Эксперименты с этими жанрами в конечном счете привели команду к хаусу, а попытки обнулить, очистить жанр от коммерческих штампов и реанимировать лучшие достижения 1980-2000-х годов сделали группу популярной. После дебютного релиза «Привет!» (2015) к инструментальному хаусу органично прирос речитатив в исполнении местных рэперов, которые и в дальнейшем станут неотъемлемым элементом стиля.

В 2018 году «Лауд» — известное событие в отечественной музыке, которое назвали «наглядным доказательством положительного влияния Ивана Дорна на российскую поп-музыку». Группа продолжает исследовать границы хауса, но его украшает не только уфимская сцена, но и артисты, которые к 2020 году войдут в топ российских плейлистов — Антоха МС и Cream Soda. В конце 2019 года, когда вышел совместный релиз «Лауд» и Cream Soda «Русский стандарт» — коллаборацию без лишних слов оценили как «героев новой электроники».

Весной 2020 года группа «Лауд» (вместе с Моргенштерном) — кандидат в число самых перспективных россиян по версии Forbes.

P. S. На этом уфимская рэп-сцена не исчерпывается: более-менее полный список актуальных артистов в прошлом году показал фестиваль «Новая Атланта». Тем не менее именно представленная пятерка музыкантов во многом задает тон современному российскому хип-хопу.

"