Posted 4 сентября 2020, 08:05
Published 4 сентября 2020, 08:05
Modified 17 октября 2022, 20:28
Updated 17 октября 2022, 20:28
Накануне, 3 сентября, состоялся допрос четырех свидетелей, которые должны были помочь присяжным и аудитории составить представление о Федоре Токареве. Этого мужчину следствие считает лидером группы, совершившей нападение на Юрия Яшина 20 июля 2018 года.
Напомним, слушания проходят в Верховном суде Башкирии с участием присяжных заседателей. Поскольку судья запретил вести фото и видеосъемку процесса, мы пригласили для иллюстрирования происходящего уфимскую художницу Наталью Якунину.
Суть рассматриваемого в суде преступления такова: 21 июля 2017 года стало известно об убийстве заместителя коммерческого директора УМПО Юрия Яшина, пропавшего накануне. Следствие быстро вышло на след бандитов, которые напали на Яшина в полутемном паркинге его дома, избили, а затем связали и вывезли в безлюдное место. Задержанные поначалу рассказывали, что намеревались ограбить Яшина, отобрать ключи от сейфа, подняться в квартиру и забрать оттуда 10 млн рублей. В наличии столь крупной суммы был уверен главарь бандитов Федор Токарев, который сожительствовал с дочерью Николая Ахмаметьева, подчиненного Яшина.
Через пару дней после задержания Токарев неожиданно заявил, что убил Яшина по заказу его непосредственного руководителя – коммерческого директора УМПО Сергея Евстафьева. В течение двух лет следствие продолжало придерживаться именно этой версии. При этом адвокаты Евстафьева уверены, что обвинение против него сфабриковано.
Трое свидетелей оказались молодыми людьми. И хотя они являлись далеко не самыми близкими знакомыми Токарева, смогли добавить к его портрету весьма характерные детали, которые, может быть, не заметили бы те, кто общался с ним чаще.
Так, блогеру Данилу Вавилову довелось познакомиться с Токаревым более десяти лет назад. Когда-то они вместе работали, потом виделись раз в 2-3 года. Летом 2017 года Токарев неожиданно возник в жизни Вавилова и предложил работать с ним в игровом клубе, который хотел открыть для занятий пейнтболом и лазертагом.
Он предложил мне работать управляющим клубом, идея мне понравилась. Токарев рассказал, что познакомился с женщиной по имени Ольга (дочь Николая Ахмаметьева, подчиненного Сергея Евстафьева и Юрия Яшина на УМПО - ред.), которая намерена инвестировать средства в бизнес, рассказал свидетель.
На «инвестиции» от Ольги Ахмаметьевой в размере около двух миллионов рублей новоиспеченные коммерсанты сняли комнату под офис, а также помещение под игровой клуб в одном из уфимских торговых комплексов, начали закупать оборудование. При этом Токарев выдавал Вавилову зарплату «черным налом» на руки. Так продолжалось до ноября, но потом команда разладилась, и Данила ушел от Токарева, поняв, что связываться с ним бесперспективно. Помещения были возвращены арендодателям, а оборудование распродано.
Токарев, если можно так выразиться, «любил понтоваться»,так охарактеризовал бывшего бизнес-партнера свидетель, вызвав смех в зале.
Уходя, Данила в счет зарплаты забрал квадрокоптер, купленный ранее по настоянию Токарева. При этом он успел вместе с Токаревым произвести при помощи квадрокоптера съемку возле элитной уфимской высотки по улице Карла Маркса, 46, где жили Яшины.
- Он объяснил, что съемку нужно провести по заданию руководства УМПО, - сообщил в суде свидетель Вавилов.
По его словам, из руководства УМПО Токарев за все время общения упоминал про своего тестя Николая Ахмаметьева.
Съемку этого дома Данила Вавилов с Федором Токаревым проводили в ноябре. Но следствие располагает данными об еще одной такой же съемке, которая проводилась в июне, примерно за месяц до убийства Яшина. Вавилов заявил, что во второй съемке участия не принимал, так как к тому времени уже разбил свой квадрокоптер об дерево.
Невольными свидетелями июньской съемки стала жительница квартиры на четвертом этаже 46-го дома Елена Калинченко вместе с мужем. Женщина также выступила в суде в качестве свидетеля. Она вспомнила, что на съемку приезжали двое мужчин, они дистанционно подняли квадрокоптер до девятого этажа, на котором жили Яшины, поснимали немного, а потом спустили его и уехали на иномарке зеленого цвета.
- У меня сложилось впечатление, что эти люди по своему внешнему виду не соответствовали квадрокоптеру, их одежда совершенно не вязалась с такой дорогой игрушкой, - подметила свидетельница. - Я не очень поняла, что они намеревались снять. Помимо фасада, им вряд ли что было видно. Дело в том,что у нас солнечная сторона, так что практически на всех окнах висят плотные шторы.
Более подробно женщина рассказала о состоянии подземного паркинга в доме летом 2018 году. По словам Елены Калинченко, тогда там было очень темно, большая часть освещения не работала, как и камеры видеонаблюдения. В то время в паркинге шел ремонт, красили стены, поэтому ворота частенько оставались открыты. Таким образом попасть внутрь без особого труда мог любой. С брелками от ворот жильцы также обращались довольно беспечно, так что их число скоро превысило количество автовладельцев, проживавших в доме.
Припомнила свидетельница также эпизод, когда супруга Юрия Яшина нашла камеру в цветочном горшке рядом с лифтом.
Мы тогда много смеялись по этому поводу, гадали, за кем могли следить при помощи камеры, ведь на этаже было четыре квартиры. Где гарантия, что следили именно за Яшиными?задалась вопросом свидетельница.
Следующий свидетель оказался также молодым человеком. Тимур Нафиков рассказал, что работал когда-то вместе с Федором Токаревым в соседних автосервисах в селе Михайловка, под Уфой. Позднее, когда Токарев закрыл свою фирму, то сам стал постоянным клиентом Нафикова. Незадолго до своего ареста Токарев приезжал на джипе Toyota Land Cruiser c московскими номерами. При этом он важно рассказывал, что сменил сферу деятельности и теперь работает в строительном бизнесе в Москве, а в Уфу приезжает по делам. (На самом деле, как выяснилось в процессе следствия, Токарев в это время вел свободную жизнь альфонса на средства семейства Ахмаметьевых. - ред.)
20 июля 2017 года, в день, когда был убит Яшин, Токарев рано утром пригнал свой джип в сервис Тимура Нафикова на мойку. Это был тот самый автомобиль, в котором бандиты увезли избитого и связанного Яшина с парковки его дома.
Токарев самостоятельно вымыл багажник и салон, а работникам автосервиса доверил мыть машину только снаружи. Столь срочную необходимость помыть автомобиль он объяснил тем, что якобы опрокинул в багажнике ведро с шашлыком.
Свидетель припомнил: вода внутри моющего пылесоса, которым Токарев чистил багажник и салон, имела розовый оттенок. У свидетеля мелькнула мысль, что это могла быть кровь. Он вспомнил об этом и потом, когда узнал, что Токарев арестован за убийство.
Кстати, в тот же день, 20 июля, но немного позже, когда Токарев закончил мыть машину, к нему подъехали двое приятелей, которых свидетель опознал среди молодых мужчин, сидевших теперь рядом с ним на скамье подсудимых.
Четвертой свидетельницей стала молодая продавщица сим-карт Лейла Кучкарова, занимавшаяся в 2017 году реализацией сим-карт нескольких сотовых операторов возле ресторанов «МакДональдс» в Уфе. Она припомнила, что продала несколько сим-карт без оформления документов мужчине, приехавшему на автомобиле марки Hummer. Правда, девушка затруднилась вспомнить цвет автомобиля и неуверенно сообщила, что он был, кажется, рыжего цвета. Адвокаты попросили огласить более ранние показания свидетельницы, в которых она говорила об автомобиле Hummer зеленого цвета.
Опознать кого-либо из тех, кто сидел на скамье подсудимых, свидетельница не смогла.
По просьбе присяжных процесс был прерван и будет продолжен 15 сентября. Тогда же должен продолжиться допрос свидетелей обвинения.
Медиакорсеть предложила прокомментировать ход процесса представителям гособвинения, но они отказались говорить.
Мы следим за ходом судебных слушаний.
Мнение
Айрат Хикматуллин, адвокат, защищающий Сергея Евстафьева:
- На этом судебном заседании наибольший интерес стороны защиты вызвал свидетель Вавилов, помогавший Токареву при помощи квадрокоптера обследовать квартиру Яшиных. Это важные показания, так как свидетель показал, что Токарев следил не за самим Яшиным, а его интересовала именно обстановка в квартире, которую он собирался грабить.
К сожалению, суд отказал защите в возможности задать Вавилову вопросы об обстоятельствах того, как они совместно с Токаревым обналичивали векселя, украденные им из сейфа в квартире Ахмаметьевых - суд снял эти вопросы, как не относящиеся к делу. Защита в отсутствие присяжных заявила возражения на данные действия председательствующего судьи, так как именно ограбление квартиры Ахмаметьевых и привело в конечном итоге к совершению убийства Яшина.
Дело в том, что Токарев «вынес» из квартиры тестя свыше 25 млн. рублей и ювелирные украшения, об этом стало известно Ахмаметьеву, и именно долг перед тестем (Токарев обязался вернуть украденное) побудил его совершить новое преступление - ограбление квартиры Яшиных.
Суд также не позволил Вавилову рассказать присяжным о попытке суицида Токарева, когда он перерезал себе вены, после того, как Ахмаметьевым стало известно, что он ограбил их квартиру и обналичил с Вавиловым похищенные векселя...
С сожалением полагаем, что подобные ограничения суда могут привести к искаженному восприятию присяжными фактических обстоятельств дела.