Ряд проблем по наследству перейдет из 2019 в новый, 2020 год. Как власти планируют решать то, что не удалось раньше?
Дайте слово
Несмотря на то, что 2020 год уже объявлен годом народного творчества, регионы могут фокусироваться на своей локальной тематике. Так, следующий год планируется объявить годом башкирского языка: с инициативой выступил Всемирный Курултай башкир, а глава региона идею поддержал, посчитав, что это станет «важным поводом для продвижения» языка. Правда, чуть ранее 2020 год в Башкирии был объявлен как Год эстетики населенных пунктов, но это неважно.
Напомним, в прошлом году был подписан документ, вносящий поправки в закон об образовании (нельзя принуждать к изучению неродных языков). Несмотря на кажущуюся аккуратность реформы, в Башкирии скандалы на почве изучения башкирского языка продолжились, при этом проблемы испытывали как противники реформы, так и сторонники. Наибольший резонанс вызвало выступление педагога уфимской школы в Федеральном институте развития образования (Москва) о «добровольно-принудительном» характере преподавания башкирского языка в школе.
Не первый год существующую проблему будут решать ближайшие несколько лет. Об этом, в частности, говорит госпрограмма по сохранению и развитию государственных языков и народов языков Башкирии, которая принята на 2019–2024 гг. Теперь за ее реализацию будет отвечать министерство образования региона, при этом на подпрограмму «русский язык» планируют потратить 32 млн руб., на «башкирский язык» — 172,5 млн руб.
Если в рекомендациях СПЧ, предложенных правительству республики, шла речь о поддержании устойчивого двуязычия, то, по мнению языковедов, сосуществование двух и более языков «на равных правах» в одном месте — явление чрезвычайно редкое, обычно один постепенно побеждает и ассимилирует другие. Принимая во внимание дисбаланс в финансировании подпрограмм по сохранению и развитию языков, в общих чертах понятно, в каком ключе будет развиваться решение этого вопроса в ближайшее время.
Впрочем, не стоит возлагать большие надежды: год театра в регионе прошел предельно бесполезно.
Накормим будущее
В этом учебном году в школах и детских садах Башкирии заработала новая система детского питания. Напомним, власти решили объединить все предприятия в этой сфере в единую структуру: это должно было не только удешевить процесс приготовления, но и улучшить качество. Было обновлено меню, школьная посуда получила новый дизайн, а цены обещали сохранить на том же уровне.
Осенью на обновленное меню стали жаловаться родители, после чего выяснилось, что оно «не железобетонное», а работа над ним еще продолжается. В соцсетях родители выкладывали фотографии недожаренных котлет и просроченных йогуртов, а детям-льготникам во многих муниципалитетах дают кашу без котлет и чай без сладкого из-за скудного госфинансирования. О том, что при тех же ценах на питание в школах у учащихся не хватает на него денег, речи так и было. Более того, дети, перешедшие на обновленное меню, по факту платят больше, чем раньше. Как, впрочем, и о том, что у директоров школ не хватает полномочий, чтобы решить проблемы с питанием.
В результате в конце ноября на оперативном совещании в правительстве Башкирии было решено снова пересмотреть систему школьного питания, поскольку вдруг выяснилось, что оборудование пищеблоков износилось (в школах – на 63%, в детских садах – на 65%), на кухнях царит кадровый голод, а качество детского питания определяется недофинансированием и низким качеством исходного сырья. Только на обновление оборудования, по подсчетам Госкомторговли РБ, требуется 549 млн руб.
- Сразу, конечно, такие деньги не дадим, но небольшие суммы в рамках тех средств, которые мы выделяем на ремонт школ, сможем выделять. Лет на пять эту программу делайте. У нас много расходов на самом деле, поэтому сразу все не дадим, — прокомментировал глава региона Радий Хабиров.
Оказалось, что изменения дизайна тарелок недостаточно и, по словам председателя Госкомторговли РБ Алексея Гусева, необходимо целостное изменение в сфере организации горячего питания в учебных заведениях республики:
— Основные задачи, которые мы перед собой поставили: улучшение качества рационов, увеличение охвата питающихся, соблюдение санитарных норм, снижение себестоимости за счет оптимизации управления средствами производства, а также расширение использования товаров, произведенных на территории республики.
Из ближайших нововведений: теперь муниципалитетам при проведении конкурсных процедур по организации питания рекомендовано отдавать предпочтение конкурсам с ограниченным участием, а в рейтинг глав муниципалитетов включаются новые критерии по качеству дошкольного и школьного питания.
Также власти планируют обратиться к опыту школы в Татарстане, в которой внедрили систему плавающих перемен, четкий график приема пищи и шведский стол для детей. Предполагается, что если опыт будет удачным, то его распространят на уфимские школы, после – по всей республике.
Идею не выбрасывайте
Несмотря на то, что мусорную реформу в Башкирии назвали одной из самых успешных в России, факты говорят о том, что она провалилась: осенью было отмечено, что не было достигнуто практически ни одного значимого положительного результата. При этом министр экологии РБ дал в целом нейтральную оценку качеству работы региональных операторов, заявив, что они «стараются» и «пока справляются».
Осенью председатель союза экологов республики Александр Веселов отметил, что Башкирия отстает по проведению реформы от других регионов ПФО, в которых аналогичная реформа тоже началась.
- С такими тарифами экономика отрасли не работает: в других регионах тариф равен 90-120 рублей. А раздельного мусора у нас никогда не будет до тех пор, пока не будет создана полная инфраструктура, цепочка. То есть, какой смысл разделять мусор, если он потом не перерабатывается и из него ничего вторичного ликвидного не производится?
Ожидается, что власти пересмотрят тариф на услуги по обращению с ТКО в 2020 году. Также в числе планов, озвученных главой региона на инаугурации, строительство 10 полигонов ТКО и 10 мусоросортировочных комплексов, а также внедрение на всей территории Башкирии раздельного сбора мусора.
Эх, прокачу
Год спустя транспортной реформы, призванной изгнать нелегальных перевозчиков, едва ли напоминает картину, близкую к идеалу. Летом этого года Госкомтранс торжественно объявил о полной и безоговорочной победе над нелегальными перевозчиками. При этом в соцсетях продолжают появляться посты об отсутствии тех или иных маршрутов, их изменении, кроме того после 10 часов вечера в Уфе порой невозможно дождаться транспорта.
Планировалось заменить автобусы малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости. С этой целью для главного перевозчика, «Башавтотранса», запланировано было приобретение 150 новых автобусов.
Как отмечают власти, обновление парка автобусов идет по плану. И действительно объективно видно: старых «ПАЗиков» стало меньше, желтых «ГАЗелек» стало меньше (на городских маршрутах они почти исчезли). Однако в целом уменьшения автобусов малой вместимости и замены их на более вместительные и большие автобусы не заметно.
- Обновление автопарка ГУП «Башавтотранс» РБ запланировано на несколько лет. На данный момент поступило 39 автобусов марки «Нефаз», запланирована поставка еще 61 автобуса. ООО «Санкт-Петербургский институт транспортных систем», который провел научно-исследовательские работы по организации транспортного обслуживания населения на территории Республики Башкортостан, определил класс транспортных средств по каждому маршруту - там, где необходимы автобусы большой вместимости - они будут, – сказали нам в Госкомтрансе Башкирии.
Бесконтактная оплата, в том числе по новым транспортным картам, практикуется далеко не во всем общественном транспорте: почти все частные перевозчики продолжают принимать за проезд исключительно наличные. По данным гостранса республики, половина частных перевозчиков не дают пассажирам возможности воспользоваться безналичным расчетом. На данный момент готовятся поправки в республиканский закон, позволяющий ведомству через суд отзывать лицензии у таких организаций.
В ноябре глава региона прокомментировал, что реформа проходит «мучительно», а в 2020 году транспортный рынок должен стать цивилизованным. Гостранс Башкирии планирует обеспечить транспортным сообщением все деревни с населением более 100 человек с райцентрами. За отсутствие в автобусах у частников терминалов безналичной оплаты также планируется штрафовать. Перевозчиков на городские маршруты обещают отбирать в первом квартале 2020 года.