Posted 20 декабря 2019, 10:10

Published 20 декабря 2019, 10:10

Modified 17 октября 2022, 20:34

Updated 17 октября 2022, 20:34

«Сделки на раздевание»: В Уфе ряд автосалонов используют мошеннические схемы

20 декабря 2019, 10:10
Доверчивые клиенты вынуждены переплачивать за автомобиль в два раза больше.

В Башкирии в последние годы буйным цветом развивается бизнес автосалонов, навязывающих потребителям автомобили откровенно за «дорого». Это делается с использованием мошеннических схем. В сегодняшнем материале Медиакорсеть расскажет об этом криминальном бизнесе подробнее.

Подтверждение того, что подобные мошенники существуют — уголовные дела, возбужденные в отношении ряда автосалонов: «КамаАвтоторг», «Браво Авто», «Уфа Моторс» — по соответствующей статье. Однако, судя по рассказам автомобилистов, в Уфе все еще остаются автосалоны, продолжающие обманывать людей.

Сделки на «раздевание»

Фактов обмана новоиспеченных автовладельцев — сотни. Интернет пестрит возмущенными откликами от обманутых жителей республики. Чаще всего жертвами мошенников становятся неискушенные сельские жители или пенсионеры.

Схема несложная: сотрудники автосалонов мучают своих клиентов многочасовой процедурой оформления кредита и подписания договора. А потом вымотанный клиент вдруг обнаруживает, что автомобиль он купил в два раза дороже, чем было обещано продавцом изначально.

Ровно год назад житель Уфы Айдар Хусаинов приехал в автосалон «КамаАвтоторг» за новенькой «Ладой Грантой». Специалисты салона заверили, что автомобиль есть в наличии и в данный момент «просто находится на складе». Пока его везли к салону, Айдару предложили начать оформление бумаг.

— На тот момент у меня не было при себе всей суммы, чтобы купить автомобиль за наличные, поэтому я планировал взять автокредит. Специалист «КамаАвтоторг» сказал, что для оформления автокредита необходимо внести первоначально 50 тысяч рублей. Я внес эти деньги. После этого мне посчитали сумму кредита и ежемесячный платеж, отчего я был шоке: стоимость автомобиля повысилась до 800 тысяч рублей! А ежемесячный платеж при этом составил 20 тысяч рублей в месяц. Получалось, что автомобиль выходил мне на 30% дороже цены, по которой я планировал купить его изначально! — рассказывает мужчина.

Айдар отказался от сделки, но ему сказали, что в таком случае мужчина потеряет свой первоначальный взнос — 50 тысяч рублей. К изумлению покупателя, ему сообщили, что он, оказывается, сам согласился с такими условиями, подписывая договор. В итоге Айдару пришлось выбрать более дешевую машину, чтобы снизить ежемесячный платеж по автокредиту.

Сейчас Айдар Хусаинов обратился к юристам за помощью, но те сразу предупредили: «Сможем вернуть только страховку». Подписанный второпях договор в данном случае сыграл злую шутку с покупателем.

Родители другого уфимца, пожелавшего сохранить анонимность, приобрели автомобиль в автосалоне «Зилим».

— В салоне действует следующая схема действий. Родители весь день ждали, когда банки одобрят им автокредит, потому что своих денег на покупку автомобиля не хватало. Целый день провели в очереди, уставшие, голодные. Только к концу дня им сунули на подпись кредитный договор с ценой автомобиля почти в два раза выше той, которая была предложена изначально. В итоге родители купили «Фольксваген Поло» за 1,170 млн рублей под бешеные 17% годовых. Сотрудники автосалона — хорошие психологи. Втираются в доверие к клиенту, нагло врут в лицо. Родители теперь семь лет будут платить по 22 тысячи рублей ежемесячно. Хотя им изначально обещали автомобиль за 540 тыс., — рассказал собеседник.

А вот уфимке Лере и ее супругу повезло: вовремя смогли отказаться от услуг автосалона «Уфа».

— Мы собирались приобрести авто в кредит, заявку оставили онлайн. С нами связался менеджер автосалона и собрал банальную информацию о работе и заработке, при этом наши паспортные данные им даже не понадобились. Через час перезвонили и сообщили, что наш кредит на сумму 900 тысяч рублей одобрен в трех банках, хотя мы оставляли заявку на 500 тысяч. У нас уже была в наличии первоначальная сумма в размере 400 тысяч рублей, поэтому мы решили выбрать машину подороже — на 700 тысяч, — вспоминает она.

На следующий день Лера с супругом приехала в салон и заполнила анкету с паспортными данными. После чего менеджер составил договор, в котором расписались только они. На просьбу поставить печать, по словам Леры, менеджер начал суетится, но печать так и не поставил. Вместо этого сообщил, что банк может запросить первоначальный взнос в размере 400 тысяч рублей.

— Такого быть не может, так как банки еще даже не начали рассмотрение — был поздний вечер. Ни один официальный дилер не рассматривает запросы после шести часов вечера, только на следующий день. Через три минуты приходит СМС от их компании, где сообщается, что для оформления полного пакета документов необходимы копия ПТС, договор и квитанция об оплате первоначального взноса. СМС не от банка, а от них! — вспоминает девушка.

Пара решила выяснить, в чем дело, и отправилась в кредитный отдел автосалона. Там им вовсе сообщили, что им одобрили кредит в размере 1,2 млн рублей в трех банках.

— Я до этого пыталась брать автокредит до миллиона рублей в нескольких автосалонах, все банки отказали. Поэтому я сразу заподозрила неладное и позвонила по горячей линии в названные ими банки. Нам ответили: с данной организацией не сотрудничаем. Мы попросили вернуть нам договор. Менеджер долго не хотел этого делать, а потом разорвал его, как и анкету с нашими данными. Оказывается, договор пытались переделать после нашей подписи, — возмущенно рассказывает Лера.

Довольные клиенты отзывы не пишут

По словам основателя и руководителя уфимского автосалона «Автолайн» Эрика Яруллина, подобные схемы мошенничества около 10 лет назад процветали в Москве и Санкт-Петербурге. Когда в этих городах пошла волна крупных скандалов, авторитет и доверие к авторынку упал, позже интернет-сервисы стали блокировать объявления подозрительных салонов. Тогда мошенники переместились в регионы.

В Уфе аферисты работают уже около пяти лет. За это время уголовные дела по соответствующей статье были возбуждены лишь в отношении нескольких: «Браво Авто», «Кама Автоторг», «Уфа Моторс». Остальные же продолжают работать, периодически меняя свои названия и юрлица.

— Как правило, эти мошенники выставляют в интернете объявление о продаже машин, цена которых, якобы, дешевле на 20% чем у официальных дилеров. Клюнувших на объявления людей по телефону «обрабатывают» хорошо подготовленные продавцы этих организаций. Когда клиент приезжает в салон, ему предлагают внести предоплату в размере 20-30% от стоимости автомобиля, который «пока пригонят со стоянки». После этого предлагают подписать договор, и тут клиент видит, что стоимость автомобиля резко повысилась на 30-40%. Покупатель, конечно же, отказывается от сделки, но тогда ему говорят, что по первому соглашению, которое он уже подписал, человек потеряет первоначальный взнос. Таким образом, покупатель оказывается в безвыходной ситуации и, как правило, вынужден купить автомобиль намного дороже, чем он рассчитывал, — разъясняет Эрик Яруллин.

От действий мошенников страдают не только простые потребители, но и весь рынок. Возникает волна недоверия, которая в той или иной степени одновременно отрицательно сказывается репутации добросовестных предпринимателей.

По данным нашего собеседника, в Уфе на сегодняшний день действуют, как минимум, три сомнительных автосалона. Возможно, вы скажете, что необходимо чаще читать отзывы, чтобы не попасть в такую ситуацию? А вот и нет! Отзывы, как признается Эрик Яруллин, могут корректироваться без особых сложностей.

— Когда на рынок заходит подобный новый дилер, как правило, у всех остальных ухудшаются отзывы — происходит вброс негатива. Обычно этим занимаются специальные организации. Заплатив им определенную сумму, можно получить желаемый результат. Если при выборе авто ориентироваться на отзывы, лучше обратить внимание на их периодичность и на то, пишут ли их настоящие люди или боты. Как правило, довольные клиенты не пишут отзывы, этим обычно занимаются обманутые люди. При покупке машины лучше проверить в интернете, есть ли судебные дела, связанные с автосалоном. Другое дело — что чаще всего мошенники работают до первого судебного дела и потом меняют юрлицо и название.

Кредит можно вернуть, но автомобиль…

По словам юриста Александра Каримова, наряду с уже упомянутым недобросовестным навязыванием услуг и товаров по завышенной цене (такое процветает в финансовых, страховых компаниях, салонах сотовой связи) всё больше фактов мошенничества выявляется в интернет-торговле, а также в различных ремонтных мастерских.

— Для решения этой проблемы эксперты давно уже предлагают ввести в практику приобретения дорогостоящих товаров в кредит так называемый «период охлаждения», особенно при автокредитовании. Потребитель сможет спокойно изучить все условия договора и обдумать свое решение. Сейчас, конечно, по закону тоже можно отказаться от кредита в течении 14 дней и вернуть деньги банку. Но при автокредитовании это практически невозможно сделать, так как заключаются два договора: один — с банком, другой — с салоном. Вернуть автомобиль просто так, как другие покупки, нельзя — это технически сложный товар.

Медиакорсеть попыталась получить комментарии у продавцов автомобилей, о которых опубликовали негативные отзывы клиенты.

В автосалоне «Зилим» отрицательные отзывы о своей компании связали с недобросовестной конкурентной борьбой.

— Вы прочитайте отзывы других автосалонов, у них тоже найдутся негативные. Рынок продаж, к сожалению, именно так работает. Когда к нам приходят клиенты, которые говорят о плохих отзывах, мы спрашиваем: а вы знаете автосалон, у которого их нет? — прокомментировал в беседе с корреспондентом Медиакорсети такую ситуацию менеджер по продажам Роман.

При этом всё же молодой человек не отрицал, что среди негативных отзывов могут быть и реальные сообщения о мошенниках.

К сожалению, в автосалон «Уфа» дозвониться не удалось.

От редакции:

Если вы или ваши знакомые стали жертвой мошенников, необходимо обратиться в управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РБ по телефонам:

8 (347) 279–38–85, 279–36–08, либо в ближайшее отделение полиции.

Подпишитесь