Это моя помойка на фотографии. Точнее, она общая, помойка во дворе дома, где я живу. Она, конечно, не идеальна, например, контейнеры на площадке не европейского фасона, как нам обещали миллион раз на множестве круглых столов, посвященных «мусорной» реформе.
Европейского – это когда контейнеры с крышками, чтобы мусор под веянием ветров не разлетался по двору. А еще они красивые и разноцветные – желтые, зеленые, красные. Есть легенда, что в некоторых странах мусор собирают раздельно в эти красивые разноцветные контейнеры.
Ну, вернемся ко двору моему. На фото видно, что площадка для сбора ТКО чистая, перебора с мусором нет. Наверное, это работа нашего ЖЭУ, управляющей компании: мусорная машина приезжает несколько раз в неделю (2-3 раза), забирает мусор, а что упало мимо, тут же прибирает дворник. Все работает четко, как механизм швейцарских часов, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. Никогда мусор не разлетается по двору, если что.
Вообще у нас тут везде чисто и приятно. Клумбы есть, за которыми и дворники ухаживают и местные жительницы. Розы вон какие-то цветут. Дому больше 10 лет, построили где-то в 2008-м примерно. И жильцы сразу решили: никакого мусора в подъезде – дырки в мусоропровод заварили. Это правильное решение, очевидное всем.
Так вот, чистота, о которой я начал говорить еще 4 абзаца назад, здесь была всегда, все 10 лет. То есть, как сейчас помойка чистая и прибранная, таковой она была и полгода назад, и 5 и 10 лет назад. Ничего не изменилось ни до, ни после начала «мусорной» реформы. Ну, изменилось, конечно: платить стали больше.
Понимаете, да? Платить стали больше, но не понятно за что – ничего ведь не изменилось. Казалось бы, такого не бывает. Это ведь обычный закон экономики: когда мы за что-то платим, мы что-то приобретаем. Еще Ломоносов это фокус описал, когда говорил о том, что когда откуда-то утекает, то куда-то в это же время обязательно затекает.
И вот последние полгода меня мучает вопрос: куда затекают мои деньги? И полагаю, что касается это не только меня, но и сотен тысяч жителей многоквартирных домов по всей Уфе, которые так же платят уже полгода, но не знают, за что: в их дворах точно так же мусор как вывозили, так и вывозят, ничего не изменилось.
Позволю себе указать на несколько странных вещей в области ценообразования за вывоз и утилизацию мусора. Все помнят эту свистопляску с тарифами, когда сначала одни суммы озвучивались, потом другие, потом третьи, что само по себе странно, потому что калькуляция цены – это четкое и однозначное явление, в котором не бывает вот этого вот «а может, эта цена? а может, чуть-чуть снизим?».
Еще до начала реформы говорили, что каждому уфимцу придется платить по 150-200 рублей в месяц с учетом НДС. Но эти цифры, как все помнят, не устроили врио главы Башкирии Радия Хабирова, который сказал, что тариф для уфимца должен быть не больше 70 рублей.
Не понятно, правда, откуда он взял эту цифру: то ли его экономические советники провели свои расчеты (об этом сказано не было), то ли сам в голове быстренько сосчитал бизнес-план и вывел эту цифру. В любом случае, ни разу не логично: любой, кто имел дело с расчетом калькуляции цены, понимает, что не может такого быть – выйти сначала в расчетах на 200 рублей, а потом рррраз и опуститься в три раза. Прямо как подарок с байского плеча. Главное, в сентябре не забыть, кто такой щедрый на скидки оказался.
К вопросу о том, куда затекают деньги уфимцев. А деньги, видимо, немалые. Блогер Кабзон вон миллиард насчитал.
На одном из круглых столов еще в прошлом году с этим делом стало немного понятнее, но не радостнее. Руководство республиканского минэкологии тогда рассказало, что тариф для сельского жителя в несколько раз больше, чем для городского (на то время). И что их необходимо уравнять. Хотя, казалось бы, уравниловку еще при Советском Союзе отменили. Вспомню и приведу цитату начальника одного из отделов министерства, прозвучавшую признанием еще летом прошлого года:
- Тарифы в Уфе и районах сегодня сильно разнятся. У нас есть тарифы, которые в сто раз больше, чем в Уфе. Где мусора больше образуется, там меньше тариф. Теперь же тариф будет действовать один для регионального оператора, что в Уфе, что, например, в Белокатайском районе, тариф будет усреднен, – объяснила Фларида Ремезова, начальник отдела экологической безопасности министерства экологии и природопользования Башкирии.
Понимаете да, что это означает? Это означает, что еще год назад минэкологии призналось: каждый уфимец будет финансировать строительство всей мусорной инфраструктуры, которой никогда не существовало в условном Белокатайском районе. То есть, в наших уфимских дворах ничего не изменилось, зато на наши деньги минэкологии планировало строить помойки в деревнях и селах. А с какой это, извините, стати?
Планы такого совершенно несправедливого (даже при коммунизме такого не было) перераспределения «мусорного» тарифа были озвучены еще год назад. Правда, потом пришел Хабиров и подарил всем такую скидку, которых не бывает даже в «черную пятницу».
И вот здесь возникает еще одна странность. До сих пор так никто и не удосужился объяснить, как могло так получиться, что сначала тариф для уфимца ожидался на уровне 200 рублей, потом более точные расчеты показали значение в 150 рублей, а потом гений врио все расставил на свои места и сказал, что хватит с уфимца и 70 рублей.
Не бывает такого. А если и нормально там все с расчетами, ну так объясните, как так получилось? И куда деньги уходят, тоже объясните. Самое страшное и неприятное, что подавляющее большинство людей эти вопросы не беспокоят. Ну, не принято у нас у начальства спрашивать, куда оно наши деньги девает. Поэтому так и живем.