В Москве состоялся российский форум WECON, посвященный инновационным платежным решениям для общественного транспорта. Одна из основных тем обсуждения российских перевозчиков и транспортных операторов – вопросы реализации 54 федерального закона, согласно которому весь общественный транспорт должен быть оснащен онлайн-кассами к лету 2019 года. Эксперты полагают, что внедрение онлайн касс приведет к значительным расходам транспортных компаний. Вместе с тем, у подавляющего большинство государственных перевозчиков уже внедрена безналичная оплата проезда, которую при желании можно фискализировать.
В Башкирии бесконтактная оплата проезда была внедрена еще 4 года назад в МУЭТ, ГУП «Башавтотранс», «Речные переправы», причем сама система - программное обеспечение АСОП «Удобный маршрут», является лидером по России (реализовано в 40 регионах России и странах СНГ).
- В свое время в МУЭТ мы долго выбирали какую же систему безналичной оплаты проезда внедрять. На «Удобном маршруте» остановились из-за прогрессивности ПО и того, что и серверы, и техобеспечение физически находились именно в Уфе, а не Санкт-Петербурге, к примеру, т.е. присутствовала возможность оперативного доступа к оборудованию и соблюдения информационной безопасности. Мы объявляли публичный инвестиционный конкурс в надежде найти инвестора, который бы установил все это за свой счет. В итоге откликнулась транспортный оператор, башкирская компания «Стандарт», был еще один претендент, но он ничего толком не предложил. Сейчас эта система внедрена, работает и работает эффективно, - отмечает Аскар Фазлыев, в 2015 г руководивший МУЭТом.
Башкирский транспортный оператор «Удобного маршрута», как и транспортные операторы из других регионов, считают более целесообразным с точки зрения сбережения ресурсов перевозчиков адаптировать систему путем фискализации, что позволит точно также эффективно решить задачи, послужившие причиной принятия 54 ФЗ.
- Инновационные решения платежных систем общественного транспорта – это только те решения, что делают максимально удобным и прозрачным процесс приема, оплаты и учета проезда для пассажиров, перевозчиков и контролирующих органов. Сейчас перед всеми участниками отрасли общественных перевозок республики врио главы Башкортостана поставил задачу навести порядок. Выполнить ее можно только создав действительно грамотные и понятные правила игры, вектор которых в первую очередь направлен на соблюдение интересов всех сторон: и перевозчиков, и пассажиров, - комментирует Рустем Валиев, директор транспортного оператора «Удобный маршрут».
Кстати, на том же форуме поднимался вопрос о целесообразности установки турникетов в общественном транспорте. Эксперты не дают однозначных рекомендаций регионам, однако признают, что внедрение турникетов попросту не отвечает современных требованиям.
- Мы создали систему, охватывающую все виды транспорта - метро, автобусы, троллейбусы и трамваи. Конечно же мы думаем и о бескондукторной системе, но внедрение турникетов нами не рассматривается как морально устаревшее решение, вызывающее большие неудобства пассажиров и существенно снижающее скорость движения общественного транспорта. На сегодняшний день мы эксплуатируем стационарные валидаторы в транспорте, как дублирующий кондуктора элемент для удобства пассажира, это дало за 2 месяца рост доли безналичных платежей до 50%, - комментирует ситуацию руководитель оператора безналичной оплаты проезда в общественном транспорте из Нижнего Новгорода «СИТИКАРД» Юрий Рябиков.
В прошлом году Москва отказалась от турникетной системы для обеспечения комфорта пассажиров. Мэр столицы Сергей Собянин в своем твиттере так прокомментировал итоги решения: «После того, как мы убрали все турникеты в наземных маршрутах, ездить стало удобнее и быстрее. Пассажиры экономят до 20 минут».
Напомним, в феврале врио Главы Башкортостана Радию Хабирову госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству республики презентовал автобус, оснащенный турникетной системой, которой в последствии планируют оснастить весь автопарк государственных перевозчиков региона.