Posted 7 января 2019, 04:39
Published 7 января 2019, 04:39
Modified 17 октября 2022, 20:02
Updated 17 октября 2022, 20:02
В течение года мы вели наблюдение за тем, как разные республиканские министерства и ведомства за бюджетные деньги покупали товары и услуги для государственных нужд. Некоторые из конкурсов на право заключения государственных контрактов и сами госконтракты нам показались любопытными. Некоторые из них любопытны, потому что это просто интересно: сколько это стоит. А некоторые из них возбуждают несколько другой интерес и другие вопросы.
Мы решили напомнить о некоторых наших публикациях на эту тему, что были в течение уже минувшего 2018 года.
Ну, например, мы узнали, во сколько обходится «придомовая» уборка территории возле Конгресс-Холла «Торатау»: стоит это почти 16 миллионов рублей за 4 месяца или почти 4 миллиона рублей в месяц.
Еще мы узнали, сколько стоит 1 час проведения видеоселекторных совещаний в правительстве Башкирии. Эти совещания проводятся в прямом эфире обычно по понедельникам и полюбились они зрителями интернета из Башкирии, потому что в прямом эфире можно увидеть, как врио главы республики отправляет в отставку очередного министра или главу района, надавав ему напоследок хороших люлей. Так вот, 1 час оперативки стоит 42 тысячи рублей. В стоимость входит техническое обеспечение связью с 62 точками, включая 54 района и 8 городов республики.
А правильное питание животных в парке Лесоводов в Уфе обойдется в 3,2 миллиона рублей. Это годовая сумма. Ее должно хватить на то, чтобы медведи, лисы, верблюд и другие животные были здоровы, красивы и могли размножаться.
Искусство требует
В Башкирии любят качественное высокое искусство и прививают эту любовь со школьно-музыкальной скамьи. Для музыкального колледжа города Октябрьский республиканское минэкономразвития покупало рояль за 9 миллионов рублей.
Интернет говорит, что это совсем недешевая закупка: рояли в среднем стоят по 1-4 миллиона, а за те же 10-12 миллионов можно купить рояль известнейших мировых брендов, например, итальянской фабрики Фациоли. Это такие современные Страдивари, только по части пианино. Таких делают всего около 100 музыкальных инструментов в год.
В Башкирии, как оказалось, вообще любят тратить бюджетные деньги, что называется, на широкую ногу. Вот, например, поездка на кремлевскую елку от минобразования делегации в 142 человека – детишек в сопровождении взрослых – обошлась бюджету в 2,7 миллиона рублей. Новый год в Москве для детей – это прекрасно! Но совесть тоже надо иметь: оказалось, что билет «туда-обратно» обошелся бюджету в 19 с лишним тысяч рублей каждый.
Это примерно в 2 с лишним раза дороже, чем сервис aviasales предлагал на те же даты и в полтора раза дороже, чем предлагала та же авиакомпания «Уральские авиалинии», которая в итоге и выиграла конкурс. Ну, понятно, конечно, что покупать билеты через сервис не дело, потому что так вся делегация будет лететь в разных самолетах. Тут же заказывался один борт. Однако элементарная логика подсказывает, что обычно при покупке оптом покупателю делается скидка, а не наоборот, в полтора-два раза дороже, как в нашем случае.
Бюджетные деньги утекают в офшоры
Изучая систему госзакупок, мы обнаружили, что очень крупные госконтракты на миллиарды рублей заключаются с компаниями, которые фактически принадлежат иностранным владельцам, зарегистрированным в кипрской юрисдикции. Бюджетные деньги уходят в офшоры, если говорить более понятным языком.
Например, взять многострадальный инсулин, по поводу закупок которого в этом году был не один скандал: его в республике не хватает, а детям кололи просроченный препарат. Между тем, оказалось, что один из основных поставщиков препарата в Башкирию – фактически является кипрской офшорной компанией.
Офшорная тема не ограничивается поставками лекарств за счет средств бюджета Башкирии. Оказалось (по итогам 2017 года), что одним из главных дорожных строителей республики, имеющих миллиардные госконтракты на дорожное строительство, является компания, которая фактически принадлежит также кипрским владельцам, то есть, по факту является офшорной компанией.
Когда мы готовили материал по дорожному строительству, специалисты республиканского управления ФАС нам дали четкий ответ: офшорные компании не могут по закону являться исполнителями по государственным контрактам. По дорогам они и не являются: та фирма принадлежит формально российской фирме, которая уже является собственностью киприотов. Эта другая фирма – между реальными собственниками на Кипре и стройподрядчиком – является своего рода прокладкой, используемой для формального соблюдения закона. Это такая дырочка в законе, которой офшорные компании с удовольствием пользуются и которую российские законодатели не торопятся заделать.
«Сегодня маленькие, но по три»
Также анализируя систему госзакупок, мы обнаружили, что многие государственные заказчики – министерства и ведомства – для чего-то дробят свои госзакупки. Ну, например, администрация Стерлитамака закупала разные новогодние игрушки на миллион рублей. Только делалось это не в рамках одного конкурса на миллион, а двух – каждый чуть меньше чем на полмиллиона рублей.
Оказалось, что таким дроблением грешат многие. Делается это, как нам объяснили эксперты, для того, чтобы госзакупки не нужно было согласовывать с минэкономразвития: это надо делать, когда закупка стоит дороже 500 тысяч рублей. А когда не надо согласовывать, процесс закупки значительно упрощается, нет лишних глаз. Конечно, формально тут снова нет нарушения закона, но выглядит все равно как-то подозрительно. Деньги-то в итоге тратятся наши с вами, то есть налогоплательщиков.
Фотограф с зарплатой 95 тысяч
В конце года хозяйственное управление Башкирии искало фотографа и обещало ему неплохую зарплату: 95 тысяч рублей. Это деньги за 190 часов работы, это примерно месяц и неделя, если измерять обычным 8-часовым рабочим днем. На выходе должны были получиться 50 фотографий.
Обслуживание сайтов трех омбудсменов Башкирии – по правам ребенка, по правам человека и по правам предпринимателей – будет стоить бюджету 120 тысяч рублей в год или примерно по 40 тысяч за один сайт. А МУП ЕРКЦ (принимает платежи за коммуналку через интернет) тратит почти по сто тысяч рублей в месяц на контекстную рекламу в интернете – полмиллиона рублей на полгода.
Еще из разнообразного интересного, что было в течение года. Минобразование закупало антинаркотические листовки на 200 тысяч рублей и 124 школьных автобуса за 240 миллионов рублей.
Для больницы Белорецка покупали катафалк или, как грустно написано в техзадании, «автомобиль для перевозки трупов» за 1,3 миллиона рублей. А республиканский центр стандартизации и метрологии покупал автомобиль Toyota Camry за 2 миллиона рублей. В линейке моделей этого бренда закупаемая модель находится по цене где-то в середине – не самая дорогая, но и далеко не базовая, самая дешевая.
В 2019 году «Медиакорсеть» продолжит пристально наблюдать за тем, кто и как расходует бюджетные деньги.