В Уфе предложили рецепты борьбы с коррупцией

5 декабря 2018, 15:53
Коррупция и права человека: Mнения юристов, правозащитников, политологов и соцсетей.

Сегодня в Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Механизмы нейтрализации коррупции в современной России». Ученые-правоведы, работники правоохранительных органов, представители экспертного сообщества получили возможность высказаться по актуальной для всех проблеме.

Ситуация в России с коррупцией сложная, государство на самом высшем уровне декларирует свою готовность бороться с этим злом, все наслышаны о громких арестах и посадках, но в рейтингах восприятия коррупции мы по-прежнему на 129-131 месте из 193 стран. В чем дело?

Организаторы конференции – Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, Общероссийская общественная организация «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».

- То, что с коррупцией можно бороться, доказывает пример Грузии, - обнадежил руководитель дирекции Школы российской политики, доктор социологических наук Рустем Ахмадинуров. – В 90-е годы Грузия в рейтинге была примерно на 110-112 месте, сегодня – на 42-м. Там уже невозможно дать взятку сотруднику ГИБДД. У нас же это можно сделать повсеместно. Если будет политическая воля и приняты решительные меры, то с коррупцией бороться можно.

По словам Рустема Ахмадинурова, нейтрализовать коррупцию можно с помощью трех направлений: неотвратимости наказания, реально независимой судебной системы и ротации руководящих кадров хотя бы на государственных и муниципальных должностях.

- Телефонное право есть, и его никто не отменял, - сказал он, говоря о необходимости независимой судебной системы.

Интересно, что в минувшую субботу в Уфе параллельно прошли два форума, так или иначе связанные с этой темой. В отеле «Шератон» юристы собрались на Всероссийский юридический форум, а в штаб-квартире «Яблока» правозащитники провели свою конференцию.

Когда на юридическом форуме главу Башкирии Радия Хабирова модератор спросила о причинах нарушений прав человека, тот в силу своего высокого статуса ответил довольно дипломатично. Вроде все есть у нас, законы хорошие, но где-то механизм хромает, можно было понять из его ответа.

«Яблочники» были более конкретны: в нарушениях прав человека виновна коррупция. Такая система, когда чиновники вынуждают граждан просить то, что чиновник и так обязан делать как слуга народа.

Мнения, высказанные в соцсети

Мы попросили пользователей сети Facebook ответить на вопрос: «Почему в стране не так успешно, как хотелось бы, идет борьба с коррупцией?» Наиболее интересные мнения публикуем ниже.

Фасхутдинов Вячеслав: - Если коррупция стоит в фундаменте созданной системы, то кто с ней бороться будет? Сама система против себя? Смешно.

Руководитель Всероссийской школы блогеров Евгения Куцуева: - Потому что есть "социально одобряемое поведение" среди некоторых прослоек, и в определенных слоях считается просто нормой. И наоборот "ненормой" считается честность. Это базовые теневые проявления человека, их можно победить только развитием самой личности, ни насилием (Китай в пример), ни посадками, ни уж не баннерами на дорогах "против коррупции" тем более. В идеале, это должно стать "немодным", вроде как не модно сейчас курить, в деловой среде, модно быть спортивным. Думаю только так, постоянным склонением в массовом сознании, что это не норма, можно это вытеснить. Ну и еще, отмена политики "двойных стандартов", это я про все известные расследования и судебные дела из разряда "мешок картошки украл - посадили, вагонами воруешь, но делишься - воруй дальше".

Журналист Ильдар Ахмадеев: - Все выстроено в слишком единую систему. Чересчур единую. У нас нет реального разделения между исполнительной, законодательной и судебной властью. Судебная система зависима, силовики слишком встроены во власть.

Наталья Панчишина: - Коррупция – это следствие. Причина – это потеря морально-нравственных ориентиров. Раньше говорили, что совесть – это страх греха перед Богом, стыд – страх позора перед людьми. А сейчас люди не боятся ни того, ни другого.

Sergey Minigulov: - Просто коррупция - это не болезнь, а часть структуры кормовой цепи, которая в определённых кругах возведена до понятия бизнеса. У нас также и бизнес огосударствлённый.

Нафиса Акчурина: - Если политика и бизнес без морали, рассчитывать на ликвидацию коррупции бесполезно.

Журналист Эмиль Мусин: - Занимаюсь этой тематикой 15 лет. Самый главный тормоз - отсутствие заявлений о вымогательствах на местах и согласия передачи взятки под контролем. Спросите любого опера. Для них проблема найти добровольца. Коррупционеров все знают. Больше всего доверия в этом плане к ФСБ. Она каждые 2-3-5 лет проводит зачистки в городах РБ. Люди задыхаются от коррупционеров, но боятся.

Журналист Олеся Умерова: - Думаю, это системная ошибка. Слишком уж часто мы слышим о коррупции. И честно говоря, у меня такое ощущение, что коррумпированы в той или иной мере все чиновники, абсолютно все. Причем это не всегда про деньги. Иногда это просто звонок другу. У нас политическая система основана не на конкуренции партий, а на подавлении оппозиции, отсюда, все "верные" остаются неприкасаемыми до поры до времени. Правят не партии, правят группировки. Иногда их всех загребают, но это чаще всего разборка за дойных коров, а не торжество справедливости.

Арсений Ромашковцев: - Весь вопрос в той доле ответственности, которую общество готово взять на себя при формировании государственного аппарата. Граждане должны иметь то управление, которое сами себе выбрали и сами способны контролировать и изменять. Либо через выбранных ими представителей менять структуру действий и политику органа, который они контролируют. Посмотрите хотя бы на те же США - шериф большинства территорий - выборная должность, мировой судья тоже, про мэра вообще молчу. И все эти должности могут независимо так или иначе присматривать друг за другом.

Ildar Gabdrafikov: - Как это банально не звучит, но еще раз повторю: самое главное - рыночная экономика и сверхцентрализованная власть не совместимы, особенно в таких огромных и богатых на природные ресурсы странах как наша.

Практическое отстуствие реального разделения властей - исполнительной, законодательной и судебной (последние две - придатки авторитарной власти). Нет по-настоящему свободных выборов и сменяемости власти, правохранительная система, в т.ч. суды - это часть "машины подавления"... Почти нет свободных СМИ, слабое развитие институтов гражданского общества, в т.ч. и местного самоуправления, политических партий...

Мнения экспертов

- Начнем с того, что руководство страны не верит в возможность победить коррупцию, оно всего лишь пытается её минимизировать, - высказался политолог Константин Калачев. - Коррупция, то есть извлечение личной выгоды от применения должностным лицом вверенных ему прав и властных полномочий посредством использования своих связей, возможностей, статуса и авторитета, исторически стала частью нашей идентичности. Формирование отрицательного отношения в обществе к коррупционному поведению, требует воли и последовательности действий хотя бы пару поколений. Политическая конкуренция способствует непримиримости борьбы, хотя опыт Сингапура показывает, что в небольших странах можно обойтись и без неё. До тех пор, пока борьба с коррупцией лишь инструмент внутриэлитных разборок, пока главное брать по чину и делиться, успеха не будет.

- Не по чину берешь - вот вам и все отношение к коррупции, - говорит Константин Калачев. - Коррупция считается чем-то приемлемым, обратной стороной несовершенства людей. Вот когда любая коррупция станет социально-неприемлемой, когда будем кому присматривать даже за силовиками, вот тогда дело сдвинется. Плюс создание соответствующих условий, соответствующей среды. МФЦ в Москве сделали для борьбы с коррупцией больше, чем все силовые структуры вместе взятые. Независимые суды и свобода слова тоже не лишние.

- Однозначно важна система сдержек и противовесов, иначе беспрецедентные преференции для отдельно взятых персон будут считаться нормой, не только недавнего прошлого, но и настоящего, - считает политолог Дмитрий Казанцев. - Например сегодня в Госсобрание прошли представители шести политических партий, сформированы четыре крупные парламентские фракции. У региональных депутатов от этих партий есть реальные рычаги контроля над госаппаратом. Но депутатский корпус должен более настойчиво требовать от исполнительных органов власти выполнения их функциональных задач, а в случае проявления громких коррупционных историй, инициировать парламентское расследование. Тем более основания для таких мер закреплены в конституции республики, прежде всего это сообщения об обстоятельствах, ведущих к ухудшению социально-экономического положения и осложнению политической ситуации. Пока же в борьбе с лоббистскими группами последовательную работу заметнее всего ведет республиканский ФАС, но этого, конечно, недостаточно.

- В политической науке тезис о том, что уровень демократии и коррупции имеют взаимосвязь, уже давно подтвержден на многих данных, - высказался политолог Станислав Шкель. - Наличие корреляции (чем меньше демократии, тем больше коррупции) - это вполне доказанный статистический факт. Это показано на примере постсоветских стран и на более широком материале всех стран мира.

В общем среди политических ученых взаимосвязь между политическим режимом и уровнем коррупции почти никто не оспаривает. Есть, конечно, исключения, типа Сингапура, где при авторитаризме низкий уровень коррупции. Но это как раз тот случай, когда исключение лишь подтверждает правило.

Вместо выводов

Традиция подносить дары власть предержащим укрепилась на Руси еще во времена татаро-монгольского ига. Тогда чем больше подарков приносил князь в ставку хана, чем униженнее себя вел, тем больше шансов было у него сохранить свой ярлык на княжение. Вернувшись на родину, такой князь сам внедрял подобные порядки, чтобы компенсировать свои затраты, материальные и эмоциональные.

И сейчас власть многими рассматривается как путь к обогащению. Потому что трехсотлетнюю традицию трудно перешибить. Монополия власти в России держится давно: сначала Романовы, потом большевики и КПСС, теперь другая партия власти. Чиновники становятся кланом, который держится за власть до последнего. И потому что власть можно превратить в звонкую монету. И всячески не допускает конкуренции.

А если ее нет, то застой и прочие негативные явления неизбежны, тут трудно не согласиться с политической наукой.

И еще один очень важный момент. Сегодня развитие технологий привело к тому, что у власти уже нет монополии на истину, на информацию, и это залог того, что не все еще потеряно. И если кто-то думает, что сможет тайно использовать свое положение для того, чтобы обогатиться – то он глубоко заблуждается, эти времена давно прошли.

#Политика #Антикоррупция #Разиф Абдуллин #Новости
Подпишитесь