Все мы ходим в магазины и видим: цены будто дети – растут с каждым годом. Почему это происходит? Разве нельзя что-то с этим поделать, чтобы цены не росли (наши зарплаты-то не так часто вырастают)? Может ли Центральный банк, как главный финансовый регулятор, повлиять на рост цен? Есть ли взаимосвязь между ценниками в магазинах и процентами по кредитам? «Медиакорсеть» дает ответы на эти наивные и в то же время базовые вопросы.
На первый взгляд, конечно, кажется, что ничего сложного здесь нет: просто издать такой указ или распоряжение о том, что с 1 числа цены на все товары и услуги замораживаются и больше никогда не растут. Вот счастья-то будет всем нам!
Будет-то оно будет, да очень скоро кончится, как, собственно, и товары в магазинах. Кто не жил в стране в конце 80-х, наконец-то, на собственном себе ощутят, что такое полупустые полки, тотальный дефицит и дикие очереди за колбасой и зимними сапогами.
Механизм здесь на самом деле простой. Цены – это своего рода финансовый язык, с помощью которого общаются потребители (мы с вами) и производители. Возьмем в качестве примера шапки красного и зеленого цвета. Предположим, что люди вдруг перестали покупать зеленые шапки, им всем захотелось покупать шапки красные. Ну красивее они, может, теплее.
При нормальной ситуации спрос на зеленые шапки упадет, и чтобы не оказаться в убытке (цены и выручка производителя тоже упадут) портные начнут шить шапки ходового красного цвета, экономическое равновесие восстановится.
Если же цены будут заморожены, то производителям шапок непопулярного зеленого цвета не будет смысла что-то менять в своем производстве, они продолжат делать шапки ненужного зеленого цвета. А популярного красного, соответственно, окажутся в жутком дефиците. И касаться это будет не только шапок, но и всего, что нас окружает, от чего зависит наша жизнь: одежда, услуги, еда, лекарства и все остальное. Поэтому заморозка цен – не вариант.
Центробанк может сделать, чтобы цены снижались?
Явление, когда идет процесс снижения цен, называется дефляцией (противоположное инфляции). Наверное, потребителям поначалу будет приятно видеть постоянно дешевеющие товары и услуги. Однако для экономики, а соответственно, для всех нас этот процесс может оказаться гораздо хуже, чем инфляция.
Смотрите. Если мы знаем, что цены снижаются и завтра палка колбасы будет дешевле, чем сегодня, а послезавтра еще дешевле, то мы, скорее всего, потерпим и не купим ее сегодня, оставим на завтра. И так по всей стране по всем товарам и услугам. Наши деньги сегодня не придут на завод, завод не закупит новое сырье для производства, да и зарплату не выплатит – тоже придется подождать до следующего месяца, ведь денег нет, мы же не купили ничего сегодня, отложив на потом. Мы перестанем покупать, магазины перестанут продавать, предприятия перестанут производить. Наступит экономический апокалипсис. Лучше не надо.
Это практически аксиома экономики: при стабильной небольшой инфляции экономика растет, растут доходы всех, в том числе, каждого отдельного человека. Небольшая стабильная инфляция – один из драйверов роста экономики. Стабильный уровень инфляции позволяет предприятиям планировать свою деятельность, запускать новые бизнес-проекты, развиваться и расти. То же самое и о потребителях: есть возможность планировать свои доходы и расходы. Эксперты считают, что для России уровень в 4% – оптимальный уровень годовой инфляции.
- Цель Банка России – обеспечение ценовой стабильности, удержание инфляции вблизи 4%. Низкая, предсказуемая инфляция является необходимым условием для сохранности доходов и сбережений. Все решения по ключевой ставке, которые принимает Совет директоров Банка России, направлены на достижение нашей цели по инфляции, – говорит Алексей Заботкин, директор департамента денежно-кредитной политики Банка России.
А получится реально снизить инфляцию до 4%?
Уже получилось: в прошлом году инфляция составила 2,5%. Это рекордное значение для нашей экономики. В этом году потребительская инфляция обозначится на уровне 3,8%-4,2%. В этом смысле сейчас самое главное удержать рост цен в этом целевом коридоре. Когда Центральный банк публично объявляет цель по инфляции, это называется таргетированием инфляции, (англ. target – цель).
Здесь необходимо понимать, что 4% – это не уровень для всех, то есть, все товары и услуги не подорожают за год ровно на 4 процента. Это усредненное значение определенной корзины потребительских товаров и услуг. Что-то подорожает больше, что-то меньше. В итоге потребительская корзина по итогам года увеличится в цене не больше, чем на 4%. Это как раз та цель, которой придерживается Банк России, и цель эта достижима.
А статистика по ценам точно не врет?
Людям кажется, что статистика чего-то не договаривает: в магазинах-то цены порой растут быстрее, чем нам говорят официально. Здесь механизм такой: мы все обращаем внимание, прежде всего, на те продукты и услуги, которые предпочитаем именно мы. И если они подорожали, мы именно на это обратим внимание.
Статистика же беспристрастна: науке безразличны ваши эмоции по поводу того, что ваш любимый сорт колбасы подорожал больше, чем инфляция. Статистика сухо и бесчувственно считает не только вашу колбасу, но и все остальное, на что вы не обращаете внимание, в том числе, на то, что даже подешевело. Поэтому в совокупности удорожание продуктов и услуг сохраняется в целевом диапазоне 3%-4%.
Еще один важный момент: у каждого своя инфляция. Люди с более высокими доходами, например, предпочитают импортную продукцию. Поэтому для них из-за роста курса валют инфляция может быть выше, чем средняя статистическая. А вот жители Кавказа не едят свинину. Поэтому в их личной инфляции рост цен на мясо оказывает гораздо меньшее влияние.
В России уровень инфляции измеряется аналогично тому, как это делается в большинстве стран мира. Берется потребительская корзина – набор продуктов и услуг, необходимых человеку. Эта корзина состоит из примерно 500 товаров и услуг. Также при расчете инфляции учитывается частота приобретения (пользования) тех или иных продуктов и услуг. Например, едим мы каждый день, услугами ЖКХ каждый день пользуемся. А автомобили далеко не каждый год покупаем. Все это учитывается при расчетах.
Так как Центробанк может влиять на инфляцию?
Банк России отвечает за то, чтобы колебания потребительских цен не были слишком большими или слишком маленькими: регулятор выступает за стабильную низкую инфляцию. Достигается это с помощью реализации денежно-кредитной политики или иначе монетарной политики (англ. monetary policy).
Основной инструмент реализации денежно-кредитной политики Банка России – ключевая ставка. Это тот процент, под который коммерческие банки занимают деньги у ЦБ или, наоборот, кладут их туда. Экономисты Банка России подсчитывают, какой уровень ключевой ставки необходим при сложившихся условиях, чтобы инфляция находилась в целевых границах, а экономика развивалась и росла.
Очень просто: Центробанк через ключевую ставку регулирует стоимость денег. Если ставка растет, растут и обычные кредиты – потребительские, ипотечные, те, которые предприятия берут на развитие. Соответственно, так как кредиты дорожают, деньги дорожают, мы принимаем решение повременить с покупками – попозже купим авто в кредит, когда ставка упадет или лишний смартфон в кредит пока не возьмем, походим со старым. Отсюда снижается спрос и, соответственно, инфляция. Это касается всех сфер экономики: производства, сельского хозяйства, услуг.
И обратная ситуация. Если Центробанк снизит ключевую ставку, это будет означать удешевление кредитов – банки по своим займам тоже снизятся. Деньги станут более доступными, придет время купить авто в кредит и обновить смартфон. Спрос на товары и услуги увеличится, мы даже в рестораны станем чаще ходить. Рост спроса непременно приведет к росту инфляции.
Влияние происходит не одномоментно. Вся цепочка – от изменения ключевой ставки до ее влияния на уровень цен – занимает временной промежуток в 3-6 кварталов.
Ключевая ставка Банка России – она как гравитация: ее не видно, но она есть и на все влияет. Каждый из нас сталкивается с ключевой ставкой постоянно: когда идем за продуктами в магазин, когда берем кредит или открываем вклад в банке.
Может ли ЦБ резко снизить ключевую ставку?
Может, конечно, почему не может. Только надо ли это делать? Давайте посмотрим. Действительно, если Банк России может с помощью ключевой ставки регулировать процессы ценообразования, точнее, роста/снижения цен, то почему бы банку почаще не пользоваться этим инструментом? Например, резко взять и снизить ставку – и сразу жизнь начнет налаживаться, деньги у людей появятся, экономика устремится ввысь так, что не догонишь.
На самом деле не все так просто. Если, например, «переборщить» со снижением ключевой ставки, то деньги могут стать слишком дешевыми, доступными. Люди ринутся все покупать, сметать буквально с полок все нужное и ненужное. К чему это приведет? Правильно: к тому, что спрос превысит предложение (которое в одночасье просто невозможно уравновесить с возросшим спросом), цены тут же вырастут. То есть, необдуманное снижение ключевой ставки будет иметь обратный эффект – увеличение инфляции. В итоге и экономика, и каждый отдельный человек окажутся в экономической беде и ни о каком положительном эффекте от снижения ключевой ставки речи идти уже не будет.
Еще один важный момент: резкое снижение ключевой ставки не обязательно приведет к такому же резкому удешевлению кредитов коммерческих банков. Там тоже аналитики сидят и тоже все считают, в том числе, риски разгона инфляции. Поэтому коммерческие банки в такой ситуации могут наоборот поднять свои проценты.
Можно ли посчитать свою личную инфляцию?
Действительно, официальная инфляция может отличаться от того, что ощущаете именно вы. Это может произойти по ряду причин: ваша потребительская корзина отличается от среднестатистической, инфляция в разных регионах страны может разниться, об изменении уровня цен нельзя судить при подорожании только одного товара, в конце концов, могут иметь место личные ощущения.
Чтобы посчитать свою собственную личную инфляцию, нужно для начала составить свою собственную потребительскую корзину, в которую надо включить то, что потребляете с постоянной периодичностью именно вы: продукты питания, одежду, услуги, лекарства, развлечения и т. д.
Составьте таблицу с ценами из вашей личной потребительской корзины и фиксируйте цены ежемесячно хотя бы на протяжении года. Дело в том, что если период наблюдения будет короче, то результат расчетов может быть не совсем корректным: не будет учтена сезонность, когда, например, к осени значительно дешевеют овощи и фрукты.
На основе наблюдений высчитайте собственный индекс инфляции. Это сделать легко: разделите стоимость корзины в конце периода наблюдения на стоимость этой же корзины в конце периода наблюдения. Лучше это сделать так, как считается официальная инфляция: декабрь к декабрю.
Подробнее об инфляции и о том, как посчитать собственный индекс цен, смотрите по ссылке.