Лето 2018 года для башкирского кино станет знаменательной вехой. Все соцсети заполнены фотографиями съемок, кажется, не осталось ни одного профессионального башкирского актера или актрисы всех республиканских театров, которые не были бы задействованы в одном, а порой и 2-х больших кинопроектах.
Произошел этот бум случайно: все проекты имеют разное финансирование. Но не случайно одно – снимаются они все профессиональными, крепкими «киношниками», уже заявившими о себе на международном и российском уровнях. Это и сценаристы, и режиссеры, и операторы, и художники… Неслучайно также, что за эти годы беспрерывного энтузиазма, желания снимать во что бы то ни стало, выросло целое поколение технических специалистов, администраторов, и просто молодежи, которая сегодня помогает на площадке из любопытства и желания практики, а завтра начнет самостоятельные проекты.
Праздник есть праздник, и с вашего позволения перейду на более озорной тон, говоря о своих коллегах.
В мой небольшой и беглый обзор уже не может вместить всех, для кого это лето стало еще одной ступенью в профессиональном росте. Только отмечу, что киностудия «Башкортостан», наконец, сменила своего руководителя – а значит, есть надежда на перемены.
Председатель Союза кинематографистов Башкортостана Фарит Габитов в свои восемьдесят с лишним лет не только придумал интересную киноэкспедицию «Дорогами Салавата» по городам, куда везли Салавата Юлаева и его отца Юлая Азналина на вечную каторгу в г. Палдиски (Эстония), но и сам был самым активным, неунывающим членом экспедиции, а также – и танцором, и певцом, и организатором. Проект был осуществлен на грант Фонда президентских грантов.
Еще одна новость к профессиональному празднику: киностудия будет носить имя ее создателя Амира Абдразакова. Об этом киностудия и Союз кинематографистов Башкортостана ходатайствовала давно, хотели этого события в Год кино, и вот теперь мечты сбываются.
Режиссер киностудии «Башкортостан» Роман Пожидаев в этим летом освоил новую профессию кинопедагога - его пригласили преподавать в г. Тюмень для киносмены в лагере для одаренных детей.
Что еще? Известный оператор Тимур Ганеев переквалифицировался в режиссеры. Башкирский «Тарантино» Вадим Валиуллин поступил в Академию Никиты Михалкова, посмотрим, станут ли его хорроры с обильным количеством кетчупа более академичными.
Впервые в истории кино (не считая фильм Я. Протазанова «Салават Юлаев») московская студия «Мотор-фильм» снимала фильм на башкирскую тему на башкирской земле. А именно – экранизацию любимой повести нашего детства «Радость нашего дома» под рабочим названием «Сестренка». Режиссер – Александр Галибин, которого зрители больше знают как актера. А в роли украинской девочки Оксаны – Марта Тимофеева, юная звездочка российского кино.
Башкирский сценарист Айдар Акманов, которого язык так и не поворачивается называть московским, сотворил аж два сценария полнометражных фильмов по произведениям Мустая Карима – для московской студии «Мотор-фильм» - экранизация детской повести «Радость нашего дома» и для киностудии «Башкортостан» в суровой мужской компании сценаристов Дамира Юсупова и Магафура Тимербулатова.
Да, и еще никогда в Уфе не перекрывали улицы для съемок фильма. А этим летом центральные улицы столицы перекрывали ради фильмов «Первая Республика» и «И это все Роберт».
Далее предлагаю внимание читателя обзор наших башкирских режиссеров, создающих полнометражные проекты – художественные и документальные.
Айнур Аскаров
работает над своим вторым полнометражным фильмом - экранизацией детской повести Мустая Карима «Таганок».
Команда Айнура встречает свой профессиональный праздник в деревне Толпарово Гафурийского района. Там нет связи, в школе, где они живут, вроде уже есть слабенький Wi-Fi. Так что если вам сразу не ответят известные наши кинематографисты – сценарист Дамир Юсупов, режиссер Руслан Юлтаев, художницы Айгуль Байрамгулова и Алия Хансен, директор Алина Шакирова – то не удивляйтесь. Работают они в жестком режиме. Съемки начались в начале августа. Основную часть сценария занимают сцены на улице, то есть, натурные съемки.
Судя по фотографиям, фильм получится насыщенным, веселым и по-настоящему башкирским. Именно таким, каким мы представляли эту деревню, четверых друзей, ту послевоенную эпоху, которую описывал Мустай Карим. Для Айнура эта тема деревенских пацанов – родная, именно поэтому таким ярким получился его дипломная короткометражка «Енмеш». Тем более, Айнур уже закален одним полнометражным фильмом «Из Уфы с любовью», которая была снята за смешные для полноценного фильма 4,5 миллиона.
Что ж – вот очередной подвиг – съемки исторического фильма за 9 миллионов. Трудность также в том, что финансирование пришлось для начала искать самому Айнуру. Ведь пока дождешься денег – лето и пройдет. Не зря Айнур закончил в этом году продюсерские курсы в Академии Никиты Михалкова!
Тансулпан Буракаева
работает над своим первым полнометражным документальным фильмом «Дорогами Салавата»
Тансулпан в июне прошла свои «университеты». Киноэкспедиция длиною в 21 день, 12 городов России и Эстонии, в каждом из которых мы (я была членом этой экспедиции) умудрялись проводить киновечера. Холодная погода (солнце появилось только в Великом Новгороде), ежедневные выезды, разномастные гостиницы, некоторые из которых были реальными машинами времени в советскую эпоху скудного сервиса, бесконечные переговоры с организаторами и гидами по пути следования, решение быстрых и неотложных задач, которые непременно возникают во время поездок и съемок, организация самих съемок и киновечеров… А из творческих задач – снять уникальные кадры, связанные с пребыванием по этапу Салавата Юлаева и Юлая Азналина, а также игровые сцены на берегу Балтийского моря.
Специально для этих сцен в Палдиски к экспедиции присоединились актеры Башдрамы им. М. Гафури Мурат Рафиков в роли Салавата и Ильдар Гумеров в роли Юлая Азналина. Поездка сама была похожа на смешные и грустные, абсурдные и веселые фильмы Феллини или Кустурицы. Само собой, она запомнится всем 11 участникам киноэкспедиции.
Тансулпан остается верна своей команде. Оператор фильма – Ильсур Ишаев, композитор – Урал Идельбаев.
Да, работа над фильмом еще продолжается. Режиссеру предстоит снять еще несколько игровых сцен в сентябре. Зрители смогут увидеть фильм с интересными документальными открытиями и постановочными сценами 26 сентября в кинотеатре «Родина».
Кирстен Гайнет
работает над своим первым полнометражным документальным фильмом «Жена».
Самая загадочная фигура в башкирском кинематографе, башкирка по национальности, Кирстен живет в г. Стамбуле, снимает фильмы на свои собственные средства, а также в данное время уже побила все рекорды башкирских кинематографистов по количеству призов за свои документальные фильмы - «Живи, солдат, живи», «Театр семи девушек» (последний из множества призов – «Лучший фильм об искусстве» на Кинoфестивале Benicia Film Festival (Калифорния, США), «О чем грустит наш дом» о депортации турок-месхетинцев (этот фильм только начинает успешную фестивальную жизнь).
Ее деятельность также интересна тем, что она сама является автором сценария, режиссером, оператором, продюсером своих фильмов. Автором дикторского текста является ее сестра-близняшка Эвита Гайнет, которая также в последнее время стала известной в республике и за ее пределами поэтессой. Именно Эвита приобщила многих наших поэтесс к такому жанру как «видеопоэзия» - сказывается кинообразование обеих сестер.
Как и предыдущие ее проекты, география съемок нового фильма «Жена» впечатляет.
«Наша поездка началась с маршрута Уфа- Казань-Елабуга-Казань-Москва-Харп- Салехард-Москва-Уфа, - пишет о своем новом фильме Кирстен на личной странице в Facebook. - Несмотря на то, что это мой пятый фильм и опыт уже есть, но все же съемки для меня были волнительными, может, потому что все действия в фильме были непредсказуемыми, быстрыми, что нам приходилось буквально «бегать» за героями фильма и все действия фиксировать на камеру, чтобы не упустить важные моменты. В связи с этим, все кадры в моем фильме стали живым достоянием реальной настоящей жизни, без пересьемок, дублей, постановок. Я вижу этот фильм чистым документальным, потому что фильм не исторический, герои реальные, фильм-действие и их история жизни отражение сегодняшней реальности, где фокус повествования лежит на молодой, красивой, нежной женщине, моей сестре по вере…»
Рияз Исхаков
работает над второй частью художественного фильма и сериала «И это все Роберт».
Вот сейчас мы сделаем исключение – Рияз работает над проектом как оператор и продюсер, а не как режиссер. Но уж слишком колоритная фигура – Рияз Исхаков – чтобы не писать о нем. Неустанный деятель башкирского кино, художник в широком смысле этого слова, благодаря которому у нас появилось этническое кино. Начал с клипов, а теперь их совместное детище с режиссером Айсыуаком Юмагуловым, фильм «Етегян» представляет башкирское кино в рамках Ассоциации тюркского кино.
Фотографии со съемок «И это все Роберт» обещают нечто зрелищное. Никогда еще в Уфе не снимали ничего подобного. Каскадеры, взрывы, погони, переворачивающиеся и падающие с высоких обрывов и мостов машины, перестрелки… Не успела Уфа стать одной из столиц регионального кино, как здесь уже такое началось!.. Многие уфимцы и запомнят это лето на массовке съемок с горящим человеком напротив Оперного театра.
Во всяком случае, горячее, многолетнее желание Рияза снимать кино как положено, «по-взрослому», осуществилась благодаря встречному желанию совладельца «Уфанет» Марата Ахметшина быть продюсером экшн-фильма. История этого проекта – это история о том, как надо мечтать. Благодаря увлеченности Рияза, собралась целая команда, которая из проекта в проект (клипы, заказные фильмы) крепнет на практике. Именно благодаря команде Рияза московская студия «Мотор-фильм» обрела своих верных помощников и нашла локации, декорации, реквизиты и многое другое.
Вилюра Исяндавлетова
работает над первым полнометражный документальным проектов «Вековой театр».
Королева башкирской документалистики, режиссер киностудии «Башкортостан» сейчас работает над документальной лентой к столетию Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури. Сколько придется перелопатить ей и сценаристу Магафуру Тимербулатова (аавтор сценария почти всех ее фильмов) архивного материала, чтобы создать раз и навсегда одну огромную галерею исторических личностей, легендарных спектаклей, памятных дат… Работа огромная, очень ответственная, ведь именно этот фильм станет хрестоматийным, по этому фильму будут изучать историю главного башкирского театра…
Что ж, терпения им, вдумчивой, кропотливой работы, неожиданных открытий (который случаются при работе с запыленными фотоархивами), может быть – архивными съемками…
По славам Вилюры, полнометражный фильм будет состоять из двух частей. В первой будут показаны события от создания театра до послевоенных лет. Вторая часть – до наших дней.
Андрей Носков
работает над своим первым полнометражным художественным фильмом «Двое видели козу».
Первый короткометражный фильм Андрея «Личное дело» имел хороший фестивальный успех, и показал всем, что перед нами глубокий и самобытный художник. А вот в какой момент задумка снять короткометражный фильм «Двое видели козу» переросла в идею о полном метре – о том ведает только сам режиссер, он же – автор идеи и сценария. Теперь даже школьник понимает, что снимать картину – удовольствие дорогое. И вот теперь на второй фильм требуется дополнительное финансирование.
Фильм о непростых отношениях двух братьев обещает быть интересным и глубоким по содержанию, судя по анонсам и отдельным кадрам. Снимается он как проект киностудии «Башкортостан». Все съемки завершены, сейчас идет процесс озвучивания, который прервался в связи с тем, что звукорежиссер Юлай Тауылбаев – опытный и редкий специалист – нужен всем. И теперь он находится в командировке на съемках у Айнура.
Так что для Андрея это лето запомнится сидением в звукостудии киностудии, где можно было встретить любимого режиссером актера Андрея Ганичева, а также Айдара Хасанова и даже козу по кличке Екатерина. Композитор – Шаура Сагитова.
Булат Юсупов
работает над новым полнометражным фильмом «Первая Республика».
Булат уже завершил съемки своего нового исторического детища – «Первая Республика». Большой энтузиаст своего дела, Булат всегда тяготеет к башкирской истории. «Седьмое лето Сюмбель», «Долгое-долгое детство» по одноименной повести Мустая Карима, «Бабич»…
После этой картины Булат Юсупов с завидной одержимостью продолжает снимать фильмы про исторические события и видных башкирских деятелей политики, культуры и литературы. Конечно же, все понимают, что такие темы требуют совершенно иного финансирования. Но если ждать - теряешь драгоценное время, а наши дети растут без знаний о том, какой ценой нам далось то, что у нас есть. Да, дети и молодежь сейчас мало читают, многие не знают, чьими именами названы улицы наших городов, плохо знают историю своих народов, родной язык, культуру. И тогда Булат берет на себя тяжелую, но благородную миссию рассказать об этих деятелях, об их трагической, порой страшной судьбе. Да, может эти фильмы не для того, чтобы собирать фестивальный урожай. Такие фильмы за такие копейки не снимаются. Но за три часа экранного времени зрители узнают о своей республике больше, чем знали до этого - и это главная цель Булата, как автора и большого патриота своей республики.
Уважаемые коллеги! Всех нас с профессиональным праздником! Давайте пожелаем всем нам в этот день успешного завершения начатых проектов, в будущем – справедливого распределение грантов, а еще лучше – специальной программы развития башкирского кино!