Ищем замену будущим пенсионерам - ее нет
- Владимир Лукич, расскажите, как вы решили стать учителем?
- Знаете, сейчас могу с уверенностью сказать, что меня в сферу образования привела судьба. Изначально я не планировал поступать в педагогический. У меня и родители, и брат с сестрой - металлурги по образованию. Я тоже планировал поступать в металлургический техникум, но не сдал вступительные экзамены. Проходя мимо педагогического училища, увидел объявление о приеме на учебу. Зашел, поинтересовался: продолжается ли набор. А они мне обрадовались: проходите, пожалуйста, садитесь. Но у меня были проблемы с математикой, поэтому я спросил, есть этот предмет в списке вступительных. Они мне говорят – нет. Так я поступил в педагогическое училище. Потом - работа в деревне, служба в армии. Вернулся, комсомол, партия, потом я пришел в школу в 90-ом году, и вот я до сих пор работаю.
- А вы помните тот день, когда переступили порог школы в качестве учителя? Какие эмоции вы испытывали?
- Чувство ответственности за эти маленькие души и радости от первых побед: написал букву, слово… .
- Сегодня в России профессия учителя не является самой престижной. Скажите, идут ли сегодня в школу работать молодые специалисты? Какой средний возраст учителей, которые работают у вас в школе?
- Средний возраст учителей в нашей школе - 46 лет, это, конечно, высокая планка. В последние годы действительно к нам нет такого потока молодежи, но, с другой стороны, у нас пока и вакансий нет. При этом есть категории учителей - по математике, биологии и т.д., которые уже скоро выйдут на пенсию, начинаем им искать замену – людей нет. Вот у нас дефицит в городе и районе – учитель географии, учитель математики. Все это настораживает. Мы стараемся работать над этой проблемой: из наших учеников выбираем тех, кто способен к педагогической деятельности, советуем им выбирать этот жизненный путь. Я считаю правильным будет, если выпускник школы, закончив педвуз, вернулся в свою родную школу, вот это своего рода династия, это преемственность поколений.
В тоже время с тем утверждением, что авторитет учителя сегодня совсем упал, я не согласен. Вот вы помните ведь свою первую учительницу?
- Конечно, помню…
- И я помню, несмотря на то, что я 50 лет назад учился. Ольга Григорьевна Федорова. Сейчас также выпускники помнят своих первых учителей. В любом случае это благородный труд, несмотря на всякие всевозможные трудности.
Вспомните тяжелейшие 90-ые годы, когда распался Советский Союз. Я убежден, что государство выстояло тогда только благодаря огромному вкладу учительства. Оно не опустило руки, старалось работать, не получая зарплату, не отвечая адекватно на это хамское отношение к педагогическому сообществу в эти годы распада.
- Какие самые главные качества учителя?
- Самые главные качества, по-моему, это человеческий фактор: это доброта, это внимание, это забота, это порядочность, честность, и целеустремленность.
- Скажите, а учительские династии сегодня есть в Белорецке? Ваши дети пошли по вашим стопам?
- В нашем городе, вы знаете, сейчас это идет понемногу по нисходящей. Вот я проработал в школе 27 лет, моя супруга - тоже учитель, мы и познакомились, и полюбили друг друга в педагогическом училище, еще в годы юности. Но мои дети не пошли по нашим стопам.
- Почему? Какую они профессию выбрали?
- Ну, как почему? Выбрали другую жизненную стезю, жизненную дорогу. У меня старшая дочка - врач. Младшие дочки, они у меня близняшки, одна - экономист, другая - юрист. Они заканчивали вуз 10 лет назад, тогда эти профессии были модными. Пошли по этому пути, я не стал препятствовать, ведь это их выбор, они сами должны прокладывать свой жизненный путь. А что касается династий учительских (я мысль закончу), то раньше их было больше. Почему? Потому что органы власти и на местах, и в центре обращали на эти вещи внимание, всячески поддерживали это. Я думаю, надо возрождать вот эту сферу.
- Зарплату учителя сложно назвать высокой, поэтому многие талантливые выпускники педвузов идут работать в другие сферы. Скажите, как вы оцениваете качество подготовки тех молодых специалистов, которые приходят работать в школы?
- Мой жизненный путь можно условно разделить на два этапа: на первом – я работал организатором и управленцем в других сферах, второй – работа в школе. Когда я работал в другой сфере, моя жена уже трудилась в школе. Тогда я получал заработную плату меньше, чем она. Сейчас все обстоит с точностью до наоборот. Нельзя сказать, что сегодня уж совсем плохо с заработной платой учителя, но все-таки проблемы есть. В последнее время на них обращает внимание и правительство нашей республики и страны. Я уверен, что вопрос будет решен окончательно.
Что касается качества подготовки молодых специалистов, то в целом его можно оценить, как высокое. Например, несколько лет назад к нам пришла работать молодая выпускница вуза – учитель русского языка и литературы. Она достаточно хорошо показала себя, мы ей помогли. Знаете, ведь многое приходит с опытом. Не думаю, что в другие сферы выпускники вузов приходят и сразу все делают без ошибок. Знаете, ведь многое приходит с опытом. Сейчас она уехала в Стерлитамак, там успешно работает.
В тоже время хочется обратить внимание на одно мое наблюдение: в последние годы у нас в Башкирии выпускается много учителей башкирского языка и культуры. Вот здесь я бы не сказал, что это специалисты высокого качества. Нам приходится их доучивать, переучивать, ставим их, как говорится, на коньки.
- А вы сами сегодня преподаете?
- На данный момент нет. Я - учитель истории, уроки раньше вел, но поскольку последние десятилетия были связаны с активной работой по развитию материально-технической базы школы, приходилось много раз отлучаться, решать административные вопросы. Это стало сказываться на образовательном процессе: приходилось отменять уроки, потом с детьми нагонять материал. Поэтому я принял решение оставить преподавание. Я превратился в своего рода руководителя-менеджера. Такая практика получила широкое распространение на западе, а в России только-только набирает обороты. Например, в нашем Белорецке я знаю еще двух директоров, которые не ведут уроки по той же самой причине.
- Да, наверно многие могут вспомнить, что директора и завучи часто отлучались с уроков. Как вы думаете, может, действительно руководству школы лучше не вести уроки?
- Я считаю, что завуч должен быть еще в первую очередь образцовым учителем. А что касается руководителя образовательного учреждения, я положительно отношусь к его освобождению от преподавания. Да, я убежден, что так и должно быть.
- Владимир Лукич, вы работаете в школе около 30 лет. Есть ли у вас выпускники, которыми вы особенно гордитесь?
- Конечно, есть. И таких выпускников очень много. Например, значительная часть сборной России по легкой атлетике – это выпускники нашей 21-ой школы. Галина Богомолова – участница нескольких олимпиад. В области тяжелой атлетики у нас есть выпускники, которые стали чемпионами Европы, участниками чемпионатов мира. Есть у нас выдающиеся выпускники и в других сферах, есть и кандидаты наук, и преподаватели вузов.
- А вы можете вспомнить и посчитать, сколько примерно учеников вы выпустили за все годы работы?
- В целом, около 4,5 тысячи человек.
- Сейчас эти выпускники приходят в школу, встречаются с вами?
- Конечно! Традиционно у нас 1 февраля день открытых дверей, мы готовимся, раскрываем все классы. Каждый учитель сидит в своем кабинете, ученики могут зайти, поговорить с ним. Затем мы все собираемся в актовом зале, потом организовываем экскурсию по школе. Это очень радостное событие и для учеников, и для учителей. В связи с этим у нас был очень даже интересный случай. В нашей школе раньше работала классный руководитель Андреева И.В. Позже она уехала в Подмосковье. Не так давно этому выпуску исполнилось 20 лет. Что же организовали выпускники? Они созвонились с ней, нашли ее, купили билеты туда-обратно ей и ее мужу, сняли в Белорецке на несколько дней квартиру, пригласили ее на встречу с выпускниками. Вот это было особенно приятно.
- Каким подарком от выпускников, который вы получили, вы вот особенно дорожите?
- Я особенно дорожу словом «здравствуйте» и улыбкой при случайной встрече. Это самый лучший подарок. Мне это приятно, значит, меня помнят, значит, я сделал доброе дело в отношении этого человека. Вот это действительно самый главный подарок.
- В фильмах про учителей часто бывает, что они обклеивают стену фотографиями всех классов, которые они выпустили. У вас есть такая стена или, может, альбом с фотографиями выпускников?
- У нас есть альбом. Есть школьный музей. В школьном музее хранятся альбомы с фотографиями выпускников. Там есть фотографии всех выпускников, которые вышли из стен школы с момента ее основания.
Число желающих изучать башкирский язык не снизилось
- Как вы можете охарактеризовать современное поколение?
- Я никогда не говорю – молодежь была не та. В некоторых моментах мы были еще «те» по сравнению с нынешним поколением, но в любом случае молодежь - это прекрасно. Этим молодым людям добавить бы только уверенности в жизни, устойчивости. Понимаете, слишком они хрупкие, и все зависит от того, куда они по окончанию школы, в какую среду попадут. Если у него силы воли, силы духа чуть-чуть не хватает, ему будет очень тяжело и неизвестно, устоит ли он. А в остальном прекрасная молодежь, я рад за них, они целеустремленные. Они уже знают, кем будут и как они будут этого достигать, это хорошо. Тем более сейчас очень активно помогают родители, бабушки, дедушки. Например, когда я поехал поступать в институт, отцу об этом рассказал лишь накануне. Он спрашивает – куда? Я говорю – в Челябинск, в институт. Он - В какой? Я говорю – вот в такой. Он пожелал мне удачи.
А что же делают сейчас родители? Они ездят в этот вуз, они и квартиру снимут, и общежитие пробьют. За руку его туда приведут, на день открытых дверей сводят. То есть теперешнему поколению чуть полегче стало, у них поддержки побольше.
- Сейчас век информационных технологий, жизнь меняется, информации становится все больше и больше, получать ее становится проще. Успевает ли современная система школьного образования за прогрессом?
- Ну что тут сказать? Я бы сказал так, что образование старается идти в ногу со временем, появились электронные учебники, у нас кабинеты учебные оснащены всеми видами электронной техники. Педагоги владеют методикой работы с этим оборудованием. С другой стороны, вы правы, сейчас стало учащимся проще получать информацию. Он только написал в поисковике вопрос, за минуту получил тысячу ответов. Задача школы, учителя - корректировать это обилие информации. Научить ученика, чтобы он выбрал верный поток информации, отбросив всю шелуху.
Развитие техники – это, конечно, хорошо, но есть и моменты, которые доставляют нам беспокойство. Вот прохожу на перемену по коридорам, смотрю на учеников, которые идут по своим делам – в столовую или в кабинет. Большая их часть идет, уткнувшись в телефоны, они даже друг друга не замечают, меньше общаются в реальной жизни. Здесь и родителям, и учителям надо проявлять инициативу и вытаскивать детей из интернета.
- Летом активно обсуждалась тема изучения родных языков. Президент России Владимир Путин сказал, что в нашей стране русский язык нужно изучать обязательно, а родной – башкирский, татарский – по желанию. Как вы относитесь к такой позиции? Были ли какие-то проблемы у вас в связи с этим?
- Это очень важный вопрос. Неспроста и президент нашей страны обратил на это внимание. Хотя с другой стороны, здесь все понятно. У нас есть Конституция Российской Федерации, есть Конституция Республики Башкортостан. Там четко прописано – русский язык государственный, у нас в Башкортостане башкирский - государственный, мы должны его учить. Если человек не хочет, пусть не учит. Но я считаю, что нет ничего плохого в том, что человек будет знать несколько языков. В нашей школе проблем с этим не было.
- После такого заявления Владимира Путина снизилось ли у вас количество учеников, которые хотят изучать башкирский?
- Нет, у нас в школе не снизилось.
- Как вы считаете, возможно ли провести в российской школе модернизацию, которая коснулась бы набора обязательных предметов? Например, был бы какой-то костяк обязательных предметов (например, русский язык, математика, литература, география), а все остальные - по выбору. Возможно ли сегодня такое в России?
- Я считаю, что это не совсем верный подход. Возьмем задачу нашей школы. Мы ставим перед собой задачу подготовить достойного гражданина Российского Федерации, готового к жизни в современных условиях. И нельзя выделять какие-то 2-3 предмета и считать их основными. Мы это почувствовали уже на примере ЕГЭ. Вот они выбирают себе то, что надо для экзамена, а об остальном забывают. А это неправильно, поли – от слова много, вот здесь это должно иметь место в образовательной среде. Мы готовим не специалиста-математика, мы готовим выпускника с широчайшим кругозором. А здесь важны и астрономия, и география, и математика, и другие дисциплины. Но в разумных, конечно, пределах.
- Вспомнилась история, которая с вами случилась этим летом – администрация города уволила вас из-за того, что вы встретились с депутатом государственной думы Гаджимуратом Омаровым. Эта история достаточно показательная. Ведь учитель — это тот человек, который должен помогать детям формировать свою точку зрения, свой взгляд на те или иные общественные процессы, а тут вас самих увольняют…
-
То, что случилось в нашей школе, это, конечно, печальная история. Это свидетельствует о нашей зрелости, и о незрелости местных органов власти. Что касается молчать или говорить – наш коллектив именно и отличается тем, что мы активную жизненную позицию занимаем. Мы не поддерживаем ту или иную партию, мы, наоборот, вбираем в себя позиции всех партий, перевариваем их у себя и передаем свое видение в сознание учеников и помогаем им формировать свою точку зрения.
- Какие еще проблемы есть у современной школы?
- Ну здесь главная проблема вот какова. Школы сейчас подчиняются муниципалитетам, а не министерству образования. Я считаю, что это неверно, и всецело поддерживаю позицию нового министра образования Ольги Васильевой, которая начала существенную реформу по урегулированию структуры управления школой. Школы должны быть все государственные, а они у нас муниципальные. Вот она сейчас пилотный проект прорабатывает и предполагает в течение 2-3 лет перевести школы в подчинение государству, региональным министерствам.
Сейчас министерство образования не может ничего мне приказать. Управление образования – они бумагами занимаются. Методической помощи сейчас школам никто не оказывает. Школы полностью стали самостоятельными, но они нуждаются в поддержке, и в области методики преподавания, и в области укрепления материально-технической базы, и т.д.
И вот ту реформу, которую начала Ольга Васильева, я всецело поддерживаю, и думаю, она принесет положительные результаты.
Справка
Кривоус Владимир Лукич родился 18 октября 1947 года в Белорецке.
Образование получил в Челябинском государственном педагогическом институте.
Трудовая деятельность: 1962-1966 студент, Белорецкое педучилище
1966-1968 служба в Советской Армии
1969-1974 Белорецкий горком ВЛКСМ
1974-1989 зав.общим отделом. Белорецкий горком КПСС 1989- н/в Директор, МОБУ СОШ №21 г.Белорецка
Награды и ученые степени: Заслуженный учитель Республики Башкортостан, Почетный работник общего образования Российской Федерации, медаль «За трудовое отличие»