Posted 16 мая 2017, 05:09

Published 16 мая 2017, 05:09

Modified 17 октября 2022, 19:03

Updated 17 октября 2022, 19:03

Бюджетная эффективность Башкортостана, или бедным вход воспрещён

16 мая 2017, 05:09
Кандидат экономических наук, эксперт ИА «Медиакорсеть» Рустем Шайахметов рассуждает об эффективности бюджетного планирования в Башкирии и о том, почему регион ускоренными темпами становится депрессивным регионом.

- Целенаправленная политика сокращения социальных расходов в Республике Башкортостан принесла ощутимые результаты.

Доходы республиканского бюджета за 1 квартал 2017 год составили 36,3 млрд рублей, расходы 25,9 млрд рублей, профицит – 10,4 млрд рублей. Для сравнения, в прошлом году профицит бюджета в 1 квартале 2016 года составил 5,1 млрд. рублей. Профицит увеличился в более чем два раза и превысил 40 % расходов республиканского бюджета.

А что от этого получила наша республика, наши жители?

Когда профицит превышает в несколько раз любую статью бюджетных затрат, то невольно задумаешься об эффективности бюджетного планирования и компетентности специалистов минфина. Такое ощущение, что главная цель для правительства – это профицит бюджета. Но республика же не коммерческая структура, и главными задачами социально-экономического развития республики являются выполнение социальных обязательств, повышение качества жизни населения, улучшение его благосостояния, увеличение продолжительности жизни наших граждан, поступательное демографическое развитие.

А правительство вместо того, чтобы обеспечивать устойчивое развитие республики, максимально сокращает бюджетное финансирование социальной сферы, значительно снижает социальные обязательства перед населением, создавая территорию неблагополучия.

Бюджетные деньги в очередной раз положили в кубышку. А существующие социальные проблемы обострились, и поэтому наиболее активная часть населения уезжает. И Башкортостан ускоренными темпами становится депрессивным регионом.

О чем свидетельствуют следующие факты:

В Республике Башкортостан за последние три года значительно снизилась рождаемость. Причем если в 2016 году рождаемость снизилась на 5,6 %, то в 1 квартале этого года падение рождаемости составило около 11 %. За прошлый год население Республики Башкортостан уменьшилось на 4,1 тыс. человек.

Следует отметить, что в Уфе рождаемость в 1 квартале этого года по сравнению с 2016 снизилась на более чем 14 %, темпы падения рождаемости в 1,3 больше, чем в целом по республике.

Кстати, в Татарстане в прошлом году естественный прирост составил свыше 16 тысяч человек.

За последние три года в Башкортостане сформировался ежегодный миграционный отток населения от 7 до 10 тысяч человек, даже Уфа не является исключением, в прошлом году в Уфе миграционный отток населения составил около тысячи человек.

Во многом это определяется значительным сокращением бюджетного финансирования бюджетной сферы.

Так за последние три года объем социальных льгот в Башкортостане сократился с 6 до 3 млрд руб., введены значительные ограничения в получение земли льготным категориям граждан, не финансируется строительство инфраструктуры указанных земельных участков.

Правительство громко заявило о том, что представит в апреле этого года предложения по улучшению демографии, но уже май заканчивается, а предложений так и нет.

Особо следует отметить о введенных пособиях при рождении первого ребенка. Правительство так определило порядок выплаты этого пособия, что на его получение могут рассчитывать только состоятельные семьи. Получилась адресная помощь благополучным семьям, обладающим материальным достатком, а малоимущие семьи не могут рассчитывать на получения этого пособия.

В настоящее время наше правительство особенно заботится о богатых. Так, например, отказывая в социальной поддержке детям-инвалидам, многодетным семьям, освободили предприятия по производству пива от налога на имущество. Потери республиканского бюджета составили 135 миллионов рублей. Оказание реальной государственной финансовой помощи пивным компаниям в целях увеличения потребления населением пива оказалось для правительства более приоритетной задачей, чем оказание социальной поддержки нашим гражданам.

Ободренные первым успехам помощи богатым, правительство вышло с законодательной инициативой по освобождению от уплаты налога на имущества нефтедобывающих компаний. Здесь речь идет уже о потере поступлений в бюджет миллиардов рублей. Главным выгодоприобретателем будет «Башнефть». А помогать правительство будет за счет наших пенсионеров и детей, для которых как всегда в нашей республике денег нет.

Экономия бюджетных трат у нас достигается и не вполне законными методами.

Так, например, в этом году из-за несвоевременной закупки правительством инсулина около двух месяцев больным сахарным диабетом не выдавался инсулин, и за счет жизни и здоровья граждан в нарушение действующего законодательства республиканский бюджет сэкономил миллионы рублей. А на неоднократные обращения не было предпринято реальных действий по исправлению ситуации и наказанию виновных. На депутатский запрос был дан ответ о том, что республиканские органы власти подготовили документы на закупку инсулина с явным нарушением закона, вследствие чего закупка лекарства была произведена с задержкой нескольких месяцев.

Возьмём снабжение бесплатными лекарствами детей. По моим сведениям, бесплатные лекарства выдаются только в 20 %. Республика не выполняет социальные обязательства, установленные законом, и экономит значительные средства на здоровье наших детей.

И естественно - народ продолжает голосовать ногами и уезжает из республики. Конечно, сокращение населения позволит в очередной раз снизить затраты на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, но и доходы сократятся. А Башкортостан станет вымирающей территорией.

Только кто от этого выиграет? Может, пока не поздно сменим приоритеты и сформируем эффективные механизмы развития? С учетом прошлогоднего профицита у правительства около 20 млрд рублей, это достаточные средства для создания благоприятных условий развития. Надо только грамотно и вовремя ими распорядиться.