Ранее прокатиться в автобусах государственного перевозчика можно было за 15 рублей в случае оплаты наличными, и за 12 рублей, если расчеты производились безналичным путем.
В ГУП «Башавтотранс» объясняют, что сезонное повышение связано с резким ростом оптовых цен на дизтопливо – только за последние несколько месяцев стоимость солярки выросла на 20 процентов.
Тем не менее стоимость проезда в 18 рублей – предельный тариф для государственного автоперевозчика, установленный правительством РБ. Документ о планке в 18 рублей, более которой государственное автопредприятие не может повышать цены на проезд, Кабмин республики принял в 2012 году. До этого предельный тариф на проезд автотранспортом, установленный правительством региона в 2008 году, равнялся 15 рублям и не менялся последние три года. В прошлом году повышалась лишь стоимость оплаты проезда по транспортной карте с 10 до 12 рублей.
Между тем за минувшие пять лет цена дизтоплива поднялась на 73 процента, в то время как доходы автоперевозчиков за это время не увеличивались, а цена на проезд существенно не росла. В 2013 году розничные цены на ГСМ поднимались трижды, показав рост на 8,4 процента. Сегодня дизтопливо стоит дороже ходовых марок бензина, в то время как соляркой заправляется, в основном, общественный автотранспорт.
- Себестоимость проезда одного пассажира уже давно превышает 20 рублей, - говорит заместитель директора ГУП «Башавтотранс» Сергей Паскин. - Но все это время мы не поднимали цену проезда до предельной планки в 18 рублей за наличный расчет и 15 рублей по транспортной карте, напротив, даже по некоторым направлениям снижали стоимость. Сегодня с учетом роста цен на зимнее топливо цена на проезд не может не увеличиться.
Стоимость проезда у частных автоперевозчиков не регулирует ни правительство республики, ни муниципалитеты. Поэтому цены в частном автотранспорте в ближайшее время могут и дальше расти, пока их не отрегулирует сам рынок.