Posted 17 января 2006, 19:18

Published 17 января 2006, 19:18

Modified 10 ноября 2022, 19:11

Updated 10 ноября 2022, 19:11

Тест-драйв. В Башкирии в 2005 году свыше 40 тысяч водителей-новичков получили права

17 января 2006, 19:18
В Башкирии в ГИБДД ежедневно обращаются более 1500 человек. В Госавтоинспекции жители республики оформляют транспорт, проходят контрольные испытания, получают права, а потому, естественно, чаще всего встречаются с сотрудниками регистрационно-экзаменационных подразделений ГАИ. С руководителем одного из них — начальником межрайонного экзаменационного отдела (МЭО) УГИБДД МВД РБ капитаном милиции Андреем Прокофьевым наш сегодняшний разговор.
— Андрей Леонидович, сдать экзамены в МЭО УГИБДД МВД РБ может каждый житель Башкирии?— На сегодняшний день в республике квалификационные экзамены на право управления транспортными средствами принимаются в 42 подразделениях Госавтоинспекции. Межрайонный экзаменационный отдел — самый крупный из них, но обслуживает кандидатов в водители из столицы Башкортостана, Благовещенского, Архангельского, Иглинского, Нуримановского и Уфимского районов. Помимо этого в задачи регистрационно-экзаменационных подразделений входит постановка транспортных средств на учет, выдача и замена водительских удостоверений.— Кстати, как в республике прошла замена старых прав на новые?— В максимально короткие сроки. Обмен практически полностью завершен еще пять лет назад. На сегодня незамененными остались менее 1 процента старых документов. Теперь уже начали обменивать водительские удостоверения, выданные в 90-х, так как срок их действия составляет 10 лет.— Правда ли, что плата за обучение в автошколах резко вырастет?— Ажиотаж, подогретый СМИ, вокруг вопроса о сроках и размере платы за обучение в автошколах, создал проблему. Население ринулось обучаться, чтобы успеть получить заветные права до Нового года. Но я со всей ответственностью могу заявить, что никаких увеличений как сроков обучения, так и роста платы не предвидится. Суть же выступлений в прессе сводилась в первую очередь к повышению требовательности к качеству подготовки кандидатов в водители. К примеру, предлагается повысить стоимость лицензии тем автошколам, выпускники которых наиболее часто совершают дорожно-транспортные происшествия. Управление ГИБДД ситуацию тщательно анализирует, и такая информация в ближайшее время будет направлена в Министерство образования республики, которое и лицензирует автошколы.Профессионалы и водители со стажем убеждены, что в автошколах не столько учат, сколько натаскивают курсанта по экзаменационным вопросам. Механическое заучивание ответов, зубрежка маршрутов для сдачи экзамена сегодня повсеместны. Качественная подготовка водителя ушла на второй план, главная задача — пройти испытания в ГАИ. Подходы к обучению остались такими же, как и 20 лет назад. Машины, на которых обучаются курсанты, находятся в плачевном состоянии. Получается, что учебные заведения, о которых мы говорим, готовят лишь теоретиков.Сегодня получить лицензию на обучение, набрать преподавателей, создать абы какую материальную базу не так уж и сложно. А вот автошколы, способные подготовить водителей достаточно высокого уровня, и вовсе затерялись среди растущих, как грибы после дождя, всевозможных мелких контор и фирмочек. Преподавателям таких школ самим еще надо поучиться. Порой "творения" их воспитанников леденят кровь…— А каков он, сегодняшний курсант автошколы?— Кандидатов в водители можно разделить на несколько категорий: люди, чья профессия — шофер; студенты учебных заведений, программами которых предусмотрено получение водительского удостоверения; и обыватели, чей достаток позволяет приобрести машину. За 11 месяцев прошлого года в республике впервые получили права 40 тысяч человек. 46% сдают квалификационные экзаменационные экзамены с первого раза. Около половины "абитуриентов" составляют представительницы слабого пола, при этом 80% женщин проходят испытания с первой попытки. А вот практику вождения лучше сдают мужчины.Еще один интересный момент. На дороге много людей, которым автомобили достались в качестве подарков в честь поступления в вуз или на 8 Марта. То есть если раньше человек, принимая решения обучаться в автошколе, годами копил на машину и только потом шел в курсанты, то сейчас эта необходимость возникает из-за наличия "презента на колесах". Отсюда, соответственно, и отношение к подарку. Зачастую автовладелец не оглядывается на предупреждения, бросает авто где попало, "предлагая" его угонщикам. Или машина доводится до такого состояния, что на ходу начинают отказывать ее жизнеспособные функции. Таким горе-водителям не до безопасности дорожного движения…— Ведет ли ГИББД учет нарушений правил дорожного движения шоферами-новичками?— А как же?! Только я хочу обратить внимание не на те нарушения, которыми, к сожалению, изобилуют биографии водителей-новичков, а на те жуткие последствия, к которым приводят легкомысленность и "героизм" молодых шоферов. Не секрет, что начинающий автолюбитель доставляет много хлопот на дороге. Его поведение на проезжей части порою бывает агрессивным и влечет за собой непоправимые последствия. Согласно нашей статистике по вине водителей со стажем до одного года зарегистрировано более 420 дорожно-транспортных происшествий. Около 1000 аварий произошло по вине шоферов, имеющих права менее трех лет. Получается, что в четверти общего числа ДТП, зарегистрированных в республике, в которых погибли и пострадали люди, виновниками являлись именно водители-новички. На их совести жизни 172 и здоровье 1993 человек.Светлана АСЯНОВА.
Подпишитесь