Posted 5 сентября 2017,, 12:03

Published 5 сентября 2017,, 12:03

Modified 17 октября 2022,, 19:38

Updated 17 октября 2022,, 19:38

Этнотуризм в Башкирии: Нужно, но поддержать некому

5 сентября 2017, 12:03
Журналист Эмиль Мусин рассуждает о том, как найти якорного инвестора.

Я был зачарован живописной этнической деревней Бабай утары (дедова заимка) в Туймазинском районе. Веретена, брички, мельница (действующая, из деревянных деталей), дома из прутьев и глины (18 век). Баня «по-черному», конные прогулки на русских тяжеловозах, рыбалка. Кумыс -- «из-под вымени». Несколько койкомест.

Зимой здесь катаются с долгой горы на баллонах. Построена этнодеревня без единого госрубля.

Там еще есть над чем поработать местному предпринимателю Фаниру Галимову. Еще бы 50-60 миллионов венчурных и каких угодно рублей, чтобы привозить туда туристов автобусами. Поднять гостиницу, конюшню, создать рабочие места, начать платить приличные налоги.

Но господдержку получить не удалось. Я написал об экспозиции в соцсетях. Откликнулись серьёзные люди, депутаты, предприниматели. Недовольные «развитием туристических кластеров» в республике, писали «в личку». Оказалось, этнотуризм волнует очень многих!

Однако как боль, резонирующую от струн, связанных с предками, его воспринимают лишь несколько предпринимателей республики. Отвлекают приличные средства от производства. Бизнесом их убыточную нервотрепку пока назвать трудно. Ведь какая-нибудь бумажка из надзорной службы может привести к кардиологу. Замечательно, что на мой пост в соцсетях откликнулся председатель госкомитета по предпринимательству и туризму в РБ Вячеслав Гилязитдинов и пролил свет на механизм поддержки туризма.

– Бабай утары – проект хороший, – ответил он. – Госсредств на развитие таких проектов и в самом деле не предусмотрено. В программе развития туризма нет и не может быть такой статьи. По линии поддержки предпринимательства – возможно. Но это – либо микрокредитование, либо через фонд инициатив.

- Можно попытаться получить средства в Туймазинском районе по старт-апу. Можно попробовать направить заявку в госкорпорацию «Развитие», чтобы попасть в приоритетные проекты, - посоветовал Вячеслав Гилязитдинов. - Недавно создана Ассоциация сельского агротуризма. Я бы посоветовал начать работать через нее. Скорее всего данному этно-проекту подходит кластер «Кандры-куль». Но как раз он пока не развивается. Для этого нужен якорный инвестор.

Одеваем очки и роемся в умных источниках: «Якорный инвестор – лицо или организация, первая внесшая крупную сумму денежных» средств в капитал, который мобилизуется фондом прямых или венчурных инвестиций, тем самым придав уверенность последующим инвесторам». То есть нужен рисковый богатый сумасшедший, который бухнет на госэкспертизу, водоотведение, канализацию, подстанцию и т. д. миллионов 30 рублей, просчитает рекламу, возможный турпоток. Отдельно надо обучать конных инструкторов, потому что лошадь, если кто не знает, дикое животное, и оно может убить. Ее по спецметодике 4 месяца приучают к саням, бричкам, потом еще столько же к верховой езде.

Где же взять «якорных» мужиков, уверенных, что на истории предков можно делать деньги?

Они потерялись в толпе перекредитованных исполнительных директоров, лишённых самостоятельности. Владельцы балансирующих на грани промышленных предприятий Октябрьского, Туймазов, Стерлитамака живут в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Казани.

Лишь собственники «Туймазыхиммаша» решили немного вложиться в горнолыжку на озере Кандры-Куль, но это не якорные инвестиции и не этнотуризм. Мелкому и среднему бизнесу не до турпроектов - им бы на пенсионные взносы, НДФЛ и аренду наскрести. Есть, к примеру, туймазинские бизнесмены. Такие как Ляйсан Давлетшина, которая продала единственную квартиру и открыла цех. Сегодня она – директор кондитерской фабрики, продающей продукцию по всему СНГ. Таких – единицы, и в этнотуризм они вкладываться не хотят.

Есть несколько туймазинских предпринимателей, наблюдающих: выгорит или нет дело у Галимова? Стоит ли вообще этим заниматься? Есть фонды, госкорпорация, венчурные схемы, Ассоциация, и есть молодое поколение. Всё это пока существует в разных измерениях.

"