Харрасмент, герой рок-н-ролла и другие актуальные темы башкирского кино
Аналитика

Харрасмент, герой рок-н-ролла и другие актуальные темы башкирского кино

26 февраля 2019, 17:22Андрей КоролевФото: Постер к фильму "Асия" / vk.com/molodoekino_ufa
В Уфе прошел IV фестиваль «Молодое кино Башкортостана». В программе – шесть документальных и игровых короткометражек местных авторов.

За последние несколько лет кино в Башкирии становится чем-то большим, чем просто сферой искусства. Несмотря на то, что финансирования в этой области по-прежнему не хватает на всех желающих, объем снимаемых фильмов в регионе медленно растет – как количественно, так и качественно. Тем удивительнее, из какого сора порой вырастает новое кино в республике – жизнеспособное, талантливое, современное, созданное без бюджета и известных киностудий. Отчасти эти подробности можно узнать на ежегодном фестивале «Молодое кино Башкортостана».

В поисках крыльев

«Молодое кино» - это, в первую очередь, мозаика начинающих авторов, по которой можно понять, какие темы интересуют молодых кинематографистов из нашего региона. Для многих из участников - это дебют на большом экране. Фестиваль проходит в Уфе уже в четвертый раз, и только набирает обороты, а значит авторам из Башкирии есть, что рассказать и показать. Если учесть, что в этом году фестиваль продлили на день и организовали дополнительный показ из-за аншлага, то напрашивается вывод: публике местные дебютанты, оказывается, тоже могут быть интересны.

– На фестиваль прислали около 15 работ, эксперты Союза кинематографистов Башкирии и Молодежного центра регионального Союза кинематографистов выбрали из них пять. Потом дополнительно в программу вошел фильм Кирстен Гайнет «Театр семи девушек», – рассказала руководитель Молодежного центра СК РБ Гульфия Шарипова. – На мой взгляд, в этом году очень вырос общий уровень фильмов, и, в частности, операторской работы. На прошлогоднем фестивале было видно, что сценарии в некоторых картинах с хорошим потенциалом, но недоработанные, так как авторы еще не до конца освоили драматургическую структуру. В этом же году явных любительских проколов не было."

С хорошим жанровым кино в России все довольно печально, но это, кажется, только подстегивает молодых энтузиастов. «Chandler» Булата Назаршина – любопытная попытка смастерить хоррор из подручных средств. Короткометражка переносит зрителя в Америку конца 70-х: студенты Джесси и Мелисса пытаются разгадать тайну исчезновения своей однокурсницы. Кстати, оператором выступил Рамир Махмутов, также снимавший фильм «Кофе и знакомство» (реж. Ильназ Мустафин) - участник прошлогоднего «Молодого кино». Несмотря на шероховатости повествования, «Chandler», безусловно, обладает ловко скроенной драматургией и жанровым потенциалом. К слову, в декабре этот фильм стал победителем межрегионального фестиваля короткометражного студенческого кино «Kinofest-2018».

«Эгегей» – пожалуй, самая хулиганистая короткометражка фестиваля. Главный герой – успешный киноактер, который на пути к успеху отказывает в близости покровителю и крупному продюсеру Эмилю Евштейну (харизматичный Алексей Ходорев). Это рушит карьеру актера, в итоге он вынужден подрабатывать аниматором на вечеринке, но не оставляет надежды вернуться обратно в индустрию.

Харрасмент, да еще и в гомосексуальном контексте – увлекательная пощечина общественному вкусу, которая наверняка станет объектом препарирования в кино ближайших лет. В этом смысле режиссер-дебютант Тимур Ганеев, оператор фильмов «Из Уфы с любовью», «Енмеш», «Дикарь», «Пилорама», находится на острие атаки. Но яркой идее с забавными отсылками к скандалам мирового масштаба не хватает драматургической четкости, из-за чего история периодически спотыкается и пристально вглядывается в необязательные детали. Мотивация героев порой остается неубедительной, а находки, вроде тех же масок Кевина Спейси и Харви Вайнштейна, которые вынуждены примерить герои, не раскручены в полную силу и больше работают на визуальную сторону, чем на смысловую.

В финансовом плане «Эгегей» интересен тем, что это местный продукт, созданный при местной поддержке: проект стал победителем III регионального питчинга год назад и получил сертификаты на аренду оборудования киностудии «Башкортостан», а также на бесплатное проведение некоторых этапов работы над фильмом.

Ключевая вещь программы этого года – короткометражка «Асия», дебют Динары Абдрашитовой (г. Ишимбай), выпускницы режиссерской мастерской Академии Н.С. Михалкова. История о девочке, которая ждет своего отца, - крепкая и лаконичная вещь, удачно меняющая приземленный бытовой тон на метафорический. Короткометражка, как и подобает настоящему кино, справляется почти без слов и держит интригу до самого конца. Более того, здесь чувствуется авторский почерк, а это дорогого стоит.

– «Асия» – замечательная картина, – прокомментировал эту работу Никита Михалков на разборе выпускных работ в Академии. – Простая история, традиционная. Ничего нового: мать-одиночка, дочка ждет папу-летчика. Меня интересует взгляд автора фильма. Мне интересно следить за тем, куда главная героиня бежит и зачем. Мне интересно наблюдать за тем, что она видит в том или ином предмете, будь то баран, курица или петух. Это абсолютно независимый, простой, трогательный и очень многозначный взгляд на мир. Я думаю, это как раз начало своего авторского мира, который будет развиваться дальше. В этом есть пульс человека, который живет своей жизнью, и режиссер сумела передать этот пульс на экране. Для меня это важно.

Что касается финансирования, то на съемки курсовой работы 50 тыс. руб. выделила Академия Михалкова, примерно в такую же сумму оценивается техподдержка киностудии «Башкортостан» и техподдержка от киностудии «Askarfilm».

Больше жизни

Док «Я вижу только свет» студентки ВГИК Полины Дульцевой не столько рассказывает о солисте группы «Нервы», сколько позволяет немного побыть рядом с музыкантом и познакомиться с ним через фрагменты гастролей, домашних интервью и архивных записей. Едва ли фильм успевает раскрыть неординарную творческую личность. Но он преисполнен такой режиссерской любви к артисту, что это мерцание, которое периодически материализуется в кадре, заполняет фильм до краев и становится чуть ли не ценнее темы и самого героя. Примечательно, что отчасти док создан за счет народной поддержки – на завершение этой работы Полина собрала 40 тыс. руб. через краудфандинговую платформу.

Самый бесхитростный и медитативный фильм программы – «Хаким Тауы» Урала Махиянова (с. Киргиз-Мияки), выпускника Петербургского университета кино и телевидения. Он рассказывает, как жители башкирской деревни стараются сохранить в памяти будущих поколений название горы, вокруг которой тихо протекает их жизнь. Герои истории неторопливо прокапывают на заросшей травой горе ее название, прокладывают канавки камнями, красят их. В завершение работы они отмечают день рождения одного из членов семьи шашлыком.

В этом фильме, пусть и сыроватом, но начисто лишенном пафоса, есть ненавязчивый толстовский мотив, связанный с неповоротливой мудростью школьной программы и теорией малых дел. Здесь почти нет динамики, как и обычных для подобных сюжетов подписанных петиций, пикетов в поддержку и громких постов в соцсетях, что, безусловно, красит короткометражку нежным светом. Особенно интересно фильм смотрится в контексте того, что Урал - режиссер анимации и видеограф.

Фестиваль завершился спецпоказом фильма Кирстен Гайнет «Театр семи девушек», премьера которого прошла в Уфе в конце 2017 года. Напомним, второй короткометражный док выпускницы Петербургского университета культуры и искусств рассказывает героическую историю Салаватского башкирского драмтеатра в годы Великой Отечественной войны: мужчины ушли на фронт, взяв обещание с семи актрис, что они сохранят театр, несмотря ни на что. Попытка сделать авторское кино на собственные средства привели Кирстен к эксперименту, эдакому фильму-реконструкции, вбирающего в себя элементы игрового и документального жанра. За полтора года «Театр семи девушек» успел побывать в программах нескольких десятков международных кинофестивалей и взять ряд наград.

PS. По данным кинорейтинга регионов, составленному Молодежным центром Союза кинематографистов России, в 2018 году Башкирия занимала шестое место, опередив Якутию. Это неплохой повод для гордости, поскольку с коммерчески успешным региональном кино из Республики Саха хорошо знакомы даже за рубежом. В завершение отметим, что, как минимум, половина режиссеров-участников нынешнего фестиваля уже работает над новыми фильмами, а это значит, что кинопроцесс в Башкирии все-таки живет. Пусть и не столько благодаря, сколько вопреки, но - живет.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter