Posted 27 декабря 2016,, 07:27

Published 27 декабря 2016,, 07:27

Modified 10 ноября 2022,, 18:30

Updated 10 ноября 2022,, 18:30

Башкирия нуждается в многодетных семьях

27 декабря 2016, 07:27
Рустем Шайахметов рассказал о последствиях принятия скандального земельного закона

22 декабря на заседании Государственного Собрания был принят республиканский закон № 5-539/з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», которым введены дополнительные ограничения в получении земли для индивидуального жилищного строительства многодетными семьями, семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Председатель РОО «Содружество многодетных семей Башкортостана» Рустем Шайахметов рассказал о предстоящих изменениях в законе и своих впечатлениях по итогам обсуждения.

- Как вы оцениваете принятие закона?

- В целом отрицательно. Моя позиция заключается в том, что вводимые ограничения станут дополнительными негативными факторами демографического развития. Но, как я понял, наше правительство больше волнует отчетность, а не реальные проблемы простых граждан. Поэтому этот закон и пролоббировали. Введение статуса нуждающихся значительно ухудшает ситуацию.

Так вводится норма, что земля многодетным семьям, гражданам, воспитывающим детей-инвалидов, будет предоставляться только, если они нуждаются в улучшении жилищных условий. Это означает, что в случае, если многодетная семья имеет более 60 кв м жилья, она землю не получит. И однодетная семья, воспитывающая ребенка-инвалида, при наличии жилой площади более 36 кв м претендовать на получение земли не может.

36 кв м – это, как правило, однокомнатная квартира, 60 кв м – двухкомнатная. И как растить трех детей в двухкомнатной квартире, или ребенка-инвалида в однокомнатной?

С другой стороны удалось исключить наиболее одиозные нормы. В законопроект было внесено 25 поправок, которые значительно его улучшили.

Этому предшествовали общественные слушания, заседание рабочей группы, встречи с представителями властных структур. Эта достаточно сложная работа привела к определенным результатам. Отрицательное заключение прокуратуры, министерства юстиции сыграли свою положительную роль в совершенствовании закона. Если с органами исполнительной власти мы сумели наладить взаимодействие, которое позволило значительно улучшить законопроект, то Государственное Собрание полностью отторгало все предложения по законопроекту.

Так, например, на заседании комитета Госсобрания на обсуждении поправок меня очень удивили действия председателя комитета Расуля Гусманова, который довольно бесцеремонно лишил возможности выступления депутатов, авторов поправок. После проявления уважения к представителю правительства, которому предоставили необходимое время для представления своего доклада, столь непочтительное отношение к своим коллегам сильно диссонировало. Даже заместителю руководителя фракции КПРФ Сергею Колесникову, второй по численности фракции в нашем парламенте, который специально приехал из Мелеуза и готовился представить обоснование, просто заткнули рот.

Такое ощущение, что большинство наших депутатов ходят строем, никто из членов комитета даже не пискнул, хотя по общению я знаю, что значительная часть их не поддерживает закон. Но они говорят: «А что мы сделаем? Все равно примут». Такое ощущение, что голосуют не они, это делает за них кто-то другой.

Такое поведение господина Гусманова конечно не славит Госсобрание, но, как я понял, это устраивает наше руководство. Кстати, он один из немногих представителей власти, который отказался обсуждать с нами ситуацию по выполнению обязательств государства по предоставлению земли многодетным семьям.

Существующая поддержка многодетных неэффективна. Необходима смена политики.

Заявленные успехи республиканской демографической политики на деле оказываются ее полным провалом. Вместо стимулирования рождаемости власть вводит новые ограничения, в результате рождаемость падает.

- Но в правительстве региона утверждают, что оказание социальной поддержки не оказывает никакого влияния на демографическое развитие.

- Это говорит либо о некомпетентности министров и правительства республики в сфере демографии, либо о целенаправленной дезинформации. Да, те меры социальной поддержки, которые осуществляются в Башкортостане, не оказывают положительного влияния на демографическое развитие республики, скорее - наоборот. Давайте оценим, что происходит.

Согласно проведенных изменений в законодательстве, в этом году сократили льготы на 16 миллионов рублей, сейчас взялись за уничтожение детских молочных кухонь, уменьшение дотаций в дошкольные учреждения на 60 миллионов, а в остальном - «все хорошо, прекрасная маркиза.».

Надо восстановить хотя бы те меры поддержки, которые были в голодные 90-е годы. Сравните системы поддержки в других регионах России и в Башкирии, мне стыдно за нашу республику.

В Пермской области за счет повышения государственной поддержки многодетным семьям, увеличили их количество за последние четыре года с 17 тысяч до 26. Вернемся к бесплатному предоставлению земли. Земля предоставляется только с инфраструктурой, ограничений по нуждаемости нет. В ноябре принят законопроект в первом чтении о том, что нуждающимся вместо земли возможно предоставление квартир. И как итог - по уровню рождаемости Пермь делит первые места с Татарстаном. Кстати, естественный прирост населения Татарстана в два раза больше, чем в Башкортостане, и это при том, что численность населения у нас больше.

Зато за счет экономии на социальные расходы профицит республиканского бюджета в этом году за одиннадцать месяцев достиг 16 миллиардов рублей. И как результат сокращения государственной поддержки семей, Башкортостан - лидер среди субъектов Федерации по падению рождаемости.

Помогая многодетным построить свой дом, мы увеличиваем количество желающих стать многодетными. Потому что наличие жилищных проблем является основным фактором отказа людей от рождения детей. И далеко не все готовы в небольших квартирах растить трех-четырех детей.

Бесплатное предоставление земельных участков позволяет людям самостоятельно решать свои жилищные проблемы. Но нужно создавать для этого условия.

Давайте посмотрим еще и со стороны экономики. Вложение в инфраструктуру 300-350 тысяч рублей на один участок обеспечивает строительство дома стоимостью 3-3,5 млн рублей, то есть 1 рубль, вложенный в инфраструктуру, приносит 10 рублей вложений в жилищное строительство. Из них только зарплата составит от 1 до 1,5 миллионов рублей, я уже не говорю о стоимости стройматериалов. Нам что не нужны рабочие места, дополнительные частные вложения в социальную сферу!?

Я считаю, что нужно сформулировать единые требования к порядку предоставления земельных участков многодетным семьям во всех регионах. Общие правила, основанные на положительном опыте субъектов Федерации, позволят избежать ситуации, когда многодетные семьи не могут реализовать свое право на получение участков и окажут содействие в их оснащении инфраструктурой. Поэтому я считаю, что надо создать рабочую группу по подготовке федерального закона, вносящего соответствующие изменения в действующее законодательство, обеспечивающие единые принципы оказания государственной поддержки многодетным семьям.

Мы должны понимать, что без эффективной поддержки многодетных невозможно демографическое развитие нашей республики.

– А как исполняется закон о бесплатном предоставлении земли многодетным семьям.

Мне очень понравилось выступление во время телемоста главы республики Рустэма Хамитова 7 апреля этого года, который сказал следующее:

«Нам надо перейти на режим 10 тысяч участков в год для того, чтобы успеть выполнить до 2020 года программные установки, которые сегодня озвучены Правительством Российской Федерации».

А наше правительство вместо того, что исполнять публичные обязательства руководителя нашей республики, требования федерального Правительства, пошло путем необоснованных ограничений и запретов.

С одной стороны заместитель премьер-министра Евгений Гурьев подтверждает, что данное обязательство главы будет исполнено. Но ежегодно предоставляется около 4 тысяч земельных участков, и нет каких-либо усилий по увеличению количества выделяемых участков. А если обратиться к официальному ответу за подписью заместителя министра земельных и имущественных отношений Абсалямова И.С., то там говорится, что установление плановых показателей по ежегодному предоставлению 10 тысяч участков является нецелесообразным. Такое ощущение, что идет игра в хороших начальников и плохих подчинённых, в результате которой установки главы республики выполняться не будут. Чиновники Башкортостана трактуют поручения президента нашей страны по-своему и, как видим, далеко не в пользу граждан.

И как доверять республиканской власти, если первые лица нас обманывают. Я не верю, что в Башкортостане нет земли, у меня такое ощущение, что у власти нет совести, и в этом главная проблема.

Вот факты:

В Уфе до ноября 2016 года не выдавали землю льготным категориям граждан, хотя еще в прошлом году было подготовлено на указанные цели 450 участков. Об этом известно главе республики, правительству, руководителям нашего парламента, Общественной палате - и никакой реакции. Зато муниципалитет активно продает земельные участки.

За все время действия закона о бесплатном предоставлении земли многодетным Уфа не выделила из своего бюджета ни копейки на строительство объектов инфраструктуры, даже не подала ни одной заявки в республиканскую адресную инвестиционную программу. Все знают, и вновь полное молчание.

По нехватке земли. Сообщаю, что около 70 % многодетных семей Башкортостана проживают в сельской местности. Вы хотите сказать, что в сельских районах нет земли? Почему в Краснокамском, Баймакском, Янаульском районах есть проблемы с предоставлением земли многодетным?

Меня крайне волнует то, как безобразно исполняется закон «О регулировании земельных отношений».

Закон не исполняется на местах, а наказания за это нет. Контроль со стороны государства отсутствует, нет и целевых показателей по предоставлению льготникам земельных участков. Нужны срочные меры по исправлению ситуации.

И по инфраструктуре, у нас в республиканском бюджете в этом году выделено на эти цели 16 миллионов рублей. Даже в дотационной Карачаево-Черкесии, где проживает около 400 тысяч человек, больше выделяют средств на эти цели, чем в Башкортостане. Это позор для нашей республики.

Согласно законодательства вопросы инфраструктуры отнесены к местному самоуправлению, но у них возможностей нет, и поэтому надо решать это на республиканском уровне.

В связи с существующими системными проблемами, касающимися выделения земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, а также обеспечения их объектами инженерно-коммунальной инфраструктуры, необходимо проведение парламентских слушаний Государственного Собрания.

Бесплатное предоставление земельных участков помогает многодетным семьям самостоятельно решать свои жилищные проблемы. Не быть иждивенцами, а самим улучшать свою жизнь.

Помогая многодетным, мы решаем проблемы демографического развития Башкортостана. У нас уже второй год снижается рождаемость. Вы только подумайте, через пятнадцать лет у нас родится в 1,5 раза меньше детей, чем сейчас. Это вопрос выживания наших народов. А правительство вместо того, чтобы принимать эффективные меры по улучшению ситуации, создает новые проблемы. Такое ощущение, что правительство принимает все меры по уничтожению института многодетной семьи.

– Но правительство утверждает, что, вводя поправки в закон, оно руководствуется в первую очередь адресностью государственной поддержки, социальной справедливостью.

И поэтому вместо того, чтобы принять меры по улучшению ситуации, правительство вводит ограничения для многодетных семей, для семей, имеющих детей-инвалидов, в получении земли?

Надо понимать, что если мы будем предоставлять землю только малоимущим, а у них нет денег на строительство, то они и не смогут построить свой дом. Им надо помогать в получении жилья. А тем, кто может построить дом, надо предоставлять землю. Мы этим помогаем им самим решить жилищные проблемы. Посмотрите на регионы, которые ввели эти ограничения, они уже столкнулись с ухудшением демографической ситуации, а нам предлагают повторить эти ошибки. Умный обычно учится на чужих ошибках, а нам предлагают их повторить.

И потом у республики нет возможности построить жилье всем нуждающимся, в бюджете нет таких денег. Лишь единицы его получают.

Большинство многодетных имеют право встать в очередь на получение жилья. После принятия поправок, мы сократим очередь на получение земли, но на это же количество увеличим очередников на получение жилья. Кстати, средняя стоимость жилья для многодетной семьи превышает 3 миллиона рублей, может, сначала посчитаем, что для бюджета выгодней?

О нуждающихся. Это Башкортостан нуждается в многодетных семьях! А закон наоборот демонстрирует, что многодетные не нужны.

Посмотрите демографию. Согласно прогноза Росстата в 2030 году население Башкортостана сократится на 160 тысяч человек и составит 3,9 млн.

Наши дети в самом ближайшем будущем будут ходить в полупустые школы, детские сады, а население будет активно сокращаться. Прогнозное снижение численности населения региона к 2050 году составляет 20-30 %.

Сохранение численности населения возможно только при значительном увеличении в Башкортостане многодетных семей, с 46 тысяч семей до 55-60 тысяч.

Необходима смена приоритетов. Можно иметь профицитный бюджет, продолжать активную деятельность по формированию растущей экономики, осуществлять активное строительство школ, детских садов, физкультурно-оздоровительных центров, сокращая социальную поддержку многодетным семьям. Но в результате мы получим территорию с вымирающим населением.

– Но закон принят, и что дальше с этим делать?

Те, кто думал, что с принятием закона все стихнет и успокоится, глубоко ошибаются. Я скажу так, жизнь только начинается.

Будем вносить изменения в закон. Мы обсудили с нашими депутатами и готовим соответствующие поправки, позволяющие его улучшить. Я понимаю, что не все они будут приняты, но некоторые из них имеют шанс. Также готовим поправки в федеральное законодательство.

Будем формировать общественное мнение, которое позволит нам в конечном итоге создать благоприятные условия для демографического развития Башкортостана, используя все возможные способы коммуникаций общества и власти.

"