Posted 6 мая 2008, 16:17

Published 6 мая 2008, 16:17

Modified 10 ноября 2022, 19:03

Updated 10 ноября 2022, 19:03

Поющий прораб. Габдельфат Сафин: «На моих концертах и зэки плачут»

6 мая 2008, 16:17
45-летний татарский певец Габдельфат Сафин на сцену пришел сравнительно поздно – в 30 лет, но сразу начал собирать полные залы. Огромную популярность Сафину принесла песня «Ак кулмэгем», которую он исполнил в 1993 году. На сегодняшний день заслуженный артист Татарстана выпустил более десяти альбомов, исполнил более ста песен, дал множество концертов у себя на родине, в Башкирии, Москве, Санкт-Петербурге и городах Сибири.

«В филармонию я пришел со стройки»

Интересно, что признанная звезда татарской эстрады певцом стал случайно.

- Родился я в татарском селе Симетбаш Арского района – на родине поэта Габдуллы Тукая, - рассказывает Габдельфат Габдрахманович. - После школы поступил в Казанский инженерно-строительный институт, где получил специальность инженера-строителя. И еще во время учебы начал понимать, что чего-то мне не хватает. Я толком и не знал, чего именно, просто что-то складывалось не так. У меня была мечта – стать хорошим баянистом, но она так и не сбылась. Когда я перед специалистами исполнил пару песен, аккомпанируя себе на баяне, мне предложили стать не баянистом, а певцом, солистом народного хора им. Сары Садыковой. Так что петь я стал совершенно случайно.

Но даже после этого Габдельфат не оставил полученную профессию – пять лет проработал на стройке, не оставляя любимого увлечения пением. Но неожиданно он решил начать жизнь с чистого листа - сменить строительную робу на концертный костюм.

И вот уже 15 лет как на сцене.

- Не страшно было все начинать заново? – интересуемся у певца.

- Нет, наоборот, очень легко. Я работал на стройке прорабом и как только получил ордер на квартиру в только что отстроенном доме, тут же пошел в филармонию к известному татарскому певцу Ильгаму Шакирову. Он сразу же принял меня, дал путевку в мир искусства, а жена полностью поддержала смену профессии. Я счастлив, что вовремя понял, что строитель – это не мое призвание, потому что я творческий человек.

Концертные выступления и запись альбомов несколько лет назад Сафин стал успешно совмещать с издательской деятельностью. Вместе с супругой Рузилей, которая по совместительству является и его продюсером, он выпускает семь татароязычных газет, среди которых первый эротический еженедельник на татарском языке, и русско-татарский журнал о национальном шоу-бизнесе «Акчарлак». Правда, Сафину-бизнесмену в делах везло не всегда. Ни собственное туристическое агентство, ни торговые точки, открытые певцом, прибыли так и не принесли и были закрыты.

- Как только я начал выступать сольно, сразу начал собирать залы. Были аншлаги, которые помогли мне открыть издательский бизнес. У меня никогда не было спонсоров. Когда мы начинали заниматься издательским делом, о выгоде даже не думали, просто хотели выпускать собственную газету. Все-таки мы люди творческие и нам очень хотелось иметь свой орган печати. Тираж нашей первой газеты «Акчарлак», с которой и начался семейный бизнес, вырос до 40 тысяч экземпляров по подписке и еще 100 тысяч расходится в розницу. Это издание занимает первое место среди татарских газет по республике. Хорошим тиражом могут похвастаться и другие наши газеты. Например, издание об интимных отношениях в семье «Общая перина» насчитывает 13 тысяч экземпляров. Мы сами воспитывались в мусульманской среде, поэтому хорошо представляем до каких пределов можно просвещать людей. Так что никаких пошлостей не допускаем – серьезные комментарии дают специалисты, а на вопросы читателей отвечают сексопатологи и психологи. Ежедневно к нам поступает около сорока писем от читателей, практически на каждое отвечаем на страницах изданий. Кстати, в ближайшее время хотим учредить в Казанском институте культуры стипендию для талантливых студентов журфака и для будущих танцоров.

«Публика Айдара Галимова станет моей»

- Вы и сами являетесь автором книги …

- Это автобиография, в которой я описал, как учился, как встретил Рузилю, включил туда отрывки из писем зрителей. Мечтаю летом написать еще одну хорошую автобиографическую книгу, где расскажу всю правду о татарском шоу-бизнесе. Есть очень много интересных подробностей, о которых люди пока еще не знают.

- Как вы познакомились с супругой?

- Когда я учился в институте, ездил на гастроли с фольклорным ансамблем «Сурнай». У нас есть райцентр Рыбная слобода, где Рузиля работала художественным руководителем. Вот там-то мы и встретились. Уже на следующий день я ее увез с собой, а через неделю мы поженились. Растим двоих детей - дочь Адель и сына Зульфата. Рузиля во всем мне помогает. Часто спрашивают, не тяжело ли нам быть все время вместе – и дома, и на работе. Но я другого человека рядом с собой видеть никогда и не хотел. И в работе тоже. Те администраторы, которых я знаю, не смогут хорошо работать, а настоящих продюсеров на татарской эстраде нет. Я уверен, что продюсером может быть только супруга, потому что она за своего мужа отдаст всю себя.

- Рузиля вас к поклонницам не ревнует?

- Да они меня особенно и не беспокоят, - меланхолично отмахивается Габдельфат.

- Я хорошо понимаю фанатов известных артистов, - горячится Рузиля. – Сама через это прошла. Было время, когда я очень любила творчество башкирского актера и певца Фидана Гафарова. Как-то он приехал в Казань на гастроли, а я в это время лежала в больнице за сто километров от города. Так я сбежала и поехала в столицу, потому что просто обожала его. Поэтому я прекрасно понимаю, как певцов, так и их поклонников. Если бы не существовало таких преданных слушателей, певцам просто нечего было бы делать.

- Как вы подбираете себе репертуар?

- Сам я песни не пишу, но всегда тщательно выбираю только лучшие вещи. В первую очередь, конечно, обращаем внимание на текст. Он должен рассказывать о чем-то конкретном, потому что мне не близки песни наподобие: «Я люблю тебя. Почему ты не любишь меня?».

- Как относитесь к фонограмме?

- Очень хорошо и нередко использую ее на своих концертах. Обычно я исполняю по 22 песни – это же очень много! Порой даю по десять концертов подряд. Если бы пел в два раза меньше, то всегда бы работал вживую. Для меня фонограмма – это не просто открывать рот, потому что я всегда пою с одинаковой отдачей. Использовать фонограмму - это целое искусство, ведь надо уметь работать синхронно.

- Айдар Галимов составляет вам конкуренцию?

- У него своя публика, у меня - своя. Но, тем не менее, конечно, он оказывает на нас некое влияние. С Айдаром мы общаемся, поддерживаем отношения. У Галимова основной зритель – молодежь, а у меня – среднее поколение. Хотя я уверен, что молодые люди повзрослеют и еще станут моими слушателями. Все-таки мон – напевность - очень важна для татар. У меня свой путь, я не хочу никого повторять. Может быть, поэтому я и не хожу на чужие концерты. Кумиров у меня нет. Например, татарский певец Ильгам Шакиров – идеальный исполнитель, но подражать ему все равно не стоит.

- Зрители в разных республиках отличаются?

- Где бы ты не находился, татарин остается татарином. Я выступал во многих местах, давал концерты в тюрьмах и, представьте себе, даже там некоторые мужчины плачут. По активности зрителей я не сужу – есть места, где люди слушают, понимают, а потом в конце аплодируют. Татарский зритель отличается лишь по приему, но в целом везде одинаковый.

- Что вас связывает с Уфой помимо гастролей?

- В Башкортостане у нас много друзей - известных композиторов и поэтов. Если есть возможность, всегда встречаемся с Юлаем Узенбаевым, Наилем Шаймардановым и со многими другими творческими людьми.

«На «Евровидение» надо ехать с опытом, а не с деньгами»

- Не хотите сделать проект с российскими звездами эстрады?

- Это интересно, но пока таких предложений не поступало. А сами мы вряд ли будем предлагать сотрудничество. Да и потом не знаю, как на это отреагирует публика.

- Я думаю, татарский зритель будет рад, - перебивает мужа Рузиля. - Но для этого необходимо очень много денег. Правда, совсем недавно нам поступило одно предложение от известного российского артиста. Но пока не будем раскрывать всех секретов.

- Вообще, конечно, с Алсу было бы здорово спеть, - подпирая локтем подбородок, мечтательно бросает Габдельфат. – Все-таки мы однофамильцы…

- Уж лучше с Димой Биланом, - радуется собственной шутке Рузиля. – А вообще мы сами делаем звезд. Габдельфат выбирает себе талантливых артистов. После работы с нами музыканты раскрывают в себе новый потенциал. Например, Евгений Борец, с которым мы раньше работали, теперь является аранжировщиком группы «Машина времени».

- Как оцениваете шансы Билана на «Евровидении»?

- Дима – сильный парень, наверное, шансы есть, тем более, что он уже не первый раз едет на этот конкурс.

- А как вам казанская певица Асылъяр, которая безуспешно участвовала в отборочном туре?

- Она получила всего лишь два бала, а вот если бы я был председателем жюри, то вообще ее проигнорировал. Я видел ее выступление собственными глазами. Асылъяр учится на втором курсе казанского университета и, конечно, еще не готова к таким серьезным проектам. На «Евровидение» надо подавать заявку, если у тебя есть хороший опыт, а не только деньги. Плюс ко всему у нее была неправильно подобрана песня.

- Согласитесь участвовать в каких-нибудь телешоу?

- Ну, например, участвовать в ледовых шоу мне некогда. По-моему, на льду собираются только те, кто не нужен народу, кто давно не выступает. Да и вообще мне не нравится то, что казанское телевидение все повторяет за Первым каналом, делает точно такие же проекты. Пора придумывать собственные интересные передачи.

- Принимаете предложение выступать на корпоративных мероприятиях?

- Это мое самое нелюбимое дело, потому что на таких концертах мало зрителей. Да и потом когда ставишь целое шоу, ощущения совсем иные, ведь ты этим живешь, придумываешь образы, декорации, свет. А на корпоративах воплотить что-то подобное невозможно, соответственно, и удовольствия не получаешь.

- Свои песни слушаете в свободное время?

- Как правило, нет, иначе устанешь от однообразия. Если долго слушать собственные композиции, они словно стареют. Стараюсь после записи где-то неделю слушать свои вещи, но не больше, иначе надоест.

- Какие подарки дарят зрители?

- Самое приятное, когда дети приносят рисунки или поделки. Очень часто дарят Кораны –их у меня накопилось штук 20. Один поклонник подарил сейф, правда, пустой. Просто поставил его на сцену и ушел. Бывает, алкоголь приносят. Но я не могу говорить людям, чтобы не покупали водку – это некрасиво и некультурно. Я уверен, что зрителя не надо учить, необходимо просто принимать любой подарок.

- Спортом увлекаетесь?

- Конечно же, я смотрел хоккейный матч между «Салаватом Юлаевым» и «Ак Барсом». Болел за татарскую сборную. Но, если честно, от души не болею, потому что татары в хоккей не играют, в команде ведь почти все приезжие. А я бы хотел, чтобы в «Ак Барсе» играли хоккеисты Татарстана, а не зарубежные спортсмены. Но сейчас главную роль во всем играют деньги…

- Когда, на ваш взгляд, артист должен уходить со сцены?

- Очень важно почувствовать момент, когда у зрителей начнет пропадать интерес, и в это время уйти. Например, Третьяк ушел из спорта, когда был хорошим вратарем, и правильно сделал. Значит, он уловил нужный момент.

Вика ЗВЕРЕВА.

Подпишитесь