Санаторно-курортный комплекс Башкирии

Автор: Рустем Шайахметов - независимый эксперт, кандидат экономических наук
Анализ деятельности и перспективы развития
Санаторно-курортный комплекс Башкирии включает в себя 31 санаторий и профилакторий, 170 учреждений рекреационного характера. Наиболее известны – курорты «Янган-Тау», «Красноусольск», обладающие развитой инженерной и медицинской инфраструктурой. Санаторно-курортный комплекс играет определяющую роль в развитии туризма в регионе. Количество отдыхающих в башкирских санаториях с 1990 г. увеличилось более чем в 3 раза и в 2013 г. составило 255 тыс человек, в 2015 г. было оказано санаторно-оздоровительных услуг на сумму 4,7 млрд руб. Для сравнения, годовой объем услуг внутреннего и въездного туризма Башкортостана составляет около 600 млн. руб. – более 10% от объема оказанных санаторно-оздоровительных услуг.
Это является следствием того, что в 90-е гг. руководством республики были приняты меры по развитию и модернизации материально-технической базы санаторно-курортного комплекса. За счет бюджетного финансирования была создана современная инфраструктура санаторной системы Башкортостана. Дополнительный импульс ее активности дала Программа развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан на 2002–2010 годы.

В санаторно-курортной сфере системы здравоохранения региона функционируют 10 республиканских государственных унитарных предприятий (ГУП) – 9 санаториев для оздоровления взрослого населения («Ассы», «Зеленая роща», «Карагай», «Красноусольск», «Юматово», «Танып», «Талкас», «Янган-Тау», «Якты-Куль») и один санаторно-оздоровительный лагерь круглогодичного действия для детей («Салют»).

В санаторно-курортной системе Башкортостана в настоящее время сложилась противоречивая ситуация.

Объем оказанных ГУП услуг в 2015 г. составил 3,53 млрд руб., доля указанных санаторных учреждений на рынке составляет 75,1%. В тоже время ими было оздоровлено 103 тыс. чел., что составило 40,8% от общего количества оздоровленных в регионе. Особую роль на рынке санаторно-оздоровительных услуг Башкортостана играют санатории «Красноусольск» и «Янган-Тау», занимая 48,8 % в объеме оказанных санаторно-курортных услуг, которыми воспользовалось около 20% отдыхающих в санаториях республики. В тоже время следует отметить, что стоимость оздоровления одного человека в республиканских ГУП около 45 тыс. руб., что на 144 % больше, чем в целом по отрасли. В санатории «Янган-Тау» стоимость одной путевки в прошлом году составила 84,1 тыс. руб., что выше в 4,5 раза чем в среднем по республике.

Спрос на оздоровительные услуги превышает предложение, обеспечивая наполняемость здравниц, принадлежащих республике. Загрузка санаториев в 2013 г. составила 91%, а в санаториях «Ассы», «Красноусольск», «Танып», «Янган-Тау», лагере «Салют» загрузка превысила 100%. Данный показатель свидетельствует о перегрузке оздоровительныхучреждений.

В то же время коечная мощность указанных здравниц за последние 10 лет фактически не изменилась.

В 2015 г. объем санаторно-курортных услуг составил 1 082 888 койко-дней пребывания (ночевок) в 2008 г. этот показатель составлял 1 277 663, это свидетельствует о том, что физический объем услуг республиканского санаторно-курортного комплекса уменьшился более чем на 15%.

С учетом того, что физический объем основных услуг санаториев не увеличился, рост выручки организаций произошел только за счет повышения цен.

Уровень цен санаторно-курортного комплекса Республики Башкортостан сравним с ценами зарубежных санаториев. Так как спрос на санаторно-оздоровительные услуги в Башкирии превышает предложение, в настоящее время цены не несут больших угроз для санаторных учреждений. Но в долговременной перспективе это создаст условия для формирования переориентации спроса населения на санаторные услуги за пределами республики.

Существующая долговременная тенденция опережающего роста себестоимости услуг по сравнению с выручкой значительно снижает инвестиционную привлекательность санаторно-курортного комплекса.

Средний уровень рентабельности работы ГУП санаториев в 2015 год составил от 0,7% до 6,7%. Размер прибыли явно недостаточен для полномасштабной реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих стабильное развитие санаториев. С 2008 г. не осуществлено ни одного серьезного инвестиционного проекта.

Анализ свидетельствует о том, что в управлении санаторно-курортным комплексом требуются преобразования.

Низкая эффективность во многом связана с тем, что республиканские санаторно-курортные организации развиваются за счет административного ресурса, без формирования инфраструктуры востребованной рынком. Развитие производится по советской системе управления санаториями, где не уделяется должного внимания развитию досуговых объектов, причем, с запретом деятельности на территории санаториев других организаций. Инвестиции – только государственные, иные источники финансирования возможны были исключительно при условии безвозмездной передачи возведенных объектов в республиканскую собственность. Организационно-правовая форма санаториев– ГУП также не стимулирует привлечение частных инвестиций в развитие санаторных учреждений.

Главная задача реформирования санаторно-курортного комплекса – это привлечение инвестиций, обеспечивающих реальное повышение эффективности санаторно-курортной системы Башкортостана, позволяющей в короткие сроки возвести объекты для проживания, создать востребованную рынком досуговую инфраструктуру санаториев, сформировать конкурентную среду, обеспечивающую высокий уровень обслуживания отдыхающих.

С учетом того, что ни один из санаториев не обладает возможностями по самостоятельной реализации инвестиционных проектов, то целесообразна консолидация республиканских активов в одно хозяйственное общество, как было в 2008 г. Это позволит создать единую систему управления, включая инвестиционное проектирование, продажи, рекламу, исследования рынка, организацию сотрудничества с турагентствами.

Главная проблема развития – это отсутствие стратегии развития отрасли и, как следствие, нет точно определенных целей и задач, стоящих перед санаторно-курортным комплексом. Минздрав проводит анализ деятельности принадлежащих республике здравниц, фиксирует тенденции развития. Но, к сожалению, Правительство Республики Башкортостан не предпринимает действий по повышению эффективности санаторно-курортной системы. Основной документ по развитию туристической индустрии – Государственная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» также не регулирует развитие лечебно-оздоровительного туризма в регионе.

Ситуация требует кардинального изменения. Следует отметить, что развитие лечебно-оздоровительного туризма Башкортостана сдерживается не тем, что к нам не хотят ехать, а тем, что нам негде размещать туристов. В то же время республиканские санатории не обладают возможностями самостоятельной реализации инвестиционных проектов, расширяющих их возможности.

Особенностью современности является то, что санаторно-курортные комплексы все больше становятся оздоровительными центрами и в меньшей мере – местом лечения. Поэтому необходим переход от минздравовского учреждения закрытого типа, когда используется монопольное положение санатория по оказанию услуг отдыхающим, к форме «Курортный кластер». Этого можно достигнуть, используя механизмы аутсорсинга и государственно-частного партнерства.

С учетом определяющего значения санаторно-курортной системы для развития туризма в Башкирии целесообразно создание кластера «Санатории и курорты Башкортостана», для чего необходимо внесение изменений в программу развития внутреннего и въездного туризма с определением конкретных целей и задач, стоящих перед санаторно-курортным комплексом, с указанием четких механизмов их реализации и планом мероприятий по развитию кластера.

Следует отметить, что в курортных зонах Башкортостана не осуществляется комплексная застройка территорий. И это является основным сдерживающим фактором развития туриндустрии региона.

В тоже время комплексное развитие прилегающих к санаториям территорий с формированием единой инженерно-коммунальной инфраструктуры должно стать главным вектором развития отрасли.

Указанную задачу можно решить путем государственно-частного партнерства по созданию инженерно-коммунальной инфраструктуры, проведению других подготовительных работ создаваемой курортной зоны.